В 2007 году был снят фильм «Куда смотрит телевизор» скачать, зрители которого, помимо прочего, могли собственными глазами оценить масштабы экокатастрофы около города Дзержинск (244 тыс населения, 46 промышленных предприятий + оборонка). Смертность, жуткий химический воздух, яды всех сортов, нищета, противодействие властей экологам…
С тех пор, как я заинтересовалась темой сортировки, мне всегда хотелось понять, как должна быть организована уборка и переработка мусора.
Начнем нашу необычную прогулку с мусорного контейнера около местного домика короля.
Это обычные контейнеры, для любого мусора. Здесь не предлагают мусор сортировать.
Во дворе многоэтажных домов встречаются большие контейнеры, уже с сортировкой. Например, для пластика:
Около стадиона находятся особенные и весьма редкие контейнеры — для стекла — на фото их два, в центре. Справа — бак для бумаги.
На набережной бачок для мусора, который может загореться:
Существуют специальные ящики из сетки, в которые складывают одноразовые грили. Тут огромная культура гриль-пикников.
Баки неаккуратных людей могут выглядеть так:
Синие баки для бумаги, зелёные — для всего остального. Мусор в чёрных мешках трактуется как «общий, несортированный». Ежели у вас нет бака для пластика, но вы настроены его сортировать, вы должны приложить массу усилий, чтобы отыскать в Бергене большие прозрачные мешки для пластика и тогда мусорщики — соплеманы:) — будут увозить ваш пластик.
Город и окрестности (коммуна Берген) платят за уборку мусора, собирая деньги налогами. Также за мусороуборку платят собственники домов,товарищества и кооперативы жильцов. Для каждого из членов кооператива эта сумма невелика. В год это примерно 500 долларов за маленький бак раз в неделю (можно платить за ежемесячный вывоз и это будет стоить 350 долларов).
Чтобы частный мусор вывезли, соответствующие баки надо выставить на дорогу в тот день, который у каждого дома свой.
Далее я приведу самые типичные фото баков во дворах:
В норвежском для обозначения мусора есть несколько слов: søppel (соппель, соответственно — соппельман, ударение на первый слог), murgrøs (мургрос) — это строительный мусор, avfall (авфалл), boss (босс — и начальник, и мусор одновременно).
Баки среднего размера около трехэтажных домов.
Наш контейнер для бумаги:
На контейнере написано: бумага, упаковочный картон, пищевой картон. Всё кидают в этот общий контейнер. Написано таким образом, потому что для норвежца эти виды бумаги различны и норвежцу важно знать, можно ли класть их в подобный бак.
Мужчина, который сделал мой сегодняшний день и вместе с вдохновил меня на эту запись.:
Проснувшись, я поглядела в окно с твердыми намерениями не писать сегодня ни о каких социальных вещах.
Но кто же устоит против Ниссе, который моет мусорный бак???
Я тут же побежала и сфотографировала вид из другого окна:
Около центра Лагуна, помимо уже известных вам бачков, можно увидать контейнеры Фритекса для одежды и обуви. Помещаемые внутрь вещи должны быть сложены в пакет.
Во всей красе:
Магазины Фритекс есть во множестве торговых центров. Первый Фритекс в Осло Армия спасения открыла в 1905 году.
Чуть раньше я помещала фото контейнеров для пластиковых бутылок, батареек, электроприборов в супермаркетах.
Итак, мы наметили основные пути мусора и материалов, которые будут переработаны или использованы вторично. Теперь мы поедем на единственный бергенский мусороперерабатывающий завод.
На въезде на территорию завода нас встречает вывеска Бира — местного монополиста мусоропереработки. Цены Бира регулируются государственно — чтобы не наглел. Эта компания очень зависит от коммунальщиков. Во время всеобщего социального страйка Бир не работал и наши улицы были забиты мусором. Уверена, что невероятная грязь оказала основное давление на власти.
Я неспроста начала запись с домика короля. Любой человек может приехать и погулять по королевскому парку. Потому что и парк, и король — общенародное достояние. Если за фотографирование звезды шоубиза в неформальной обстановке можно легко получить по шее, то у короля нет личной жизни. Если он выходит на прогулку, фотографировать его может любой, король всегда на работе. Представляете себе, что будет с человеком, который осмелиться прогуляться в путинском парке и невзначай сфотографировать путина?
В России домики путина, равно как и многие свалки, серьезно охраняются от независимых сми. Например, журналисты, снимавшие сюжет про Дзержинск, серьезно рисковали.
Мы совершенно спокойно поинтересовались, можем ли мы посетить свалку. Девушки, взвашивающие машины с камнями, пропустили нас на территорию завода, сопроводив разрешение шутками и прибаутками — на тему, что ломать на свалке уже нечего, всё и так сломано.
Въезд на территорию свалки:
Трубы мусоросжигательного завода. Почувствуйте разницу, вспомните знакомые вам трубы.
Воздух на свалке такой же океанически чистый, как и в городе. Я бы даже сказала, что в некоторых районах, типа низин Лаксевога, от выхлопных газов авто нечем дышать.
Здесь отвалы камнедробилки. Люди могут приехать к камнеломке и купить себе дробленых камней.
Плохо виден, но от этого не менее победоносен знак Бира на здании небольшого мусоросжигающего завода.
Горка строительного мусора — доски, обои:
Нордскрап, независимая от Бира компания, перерабатывает металл:
Нордскраповская площадка поражает кучками отсортированных металлических вещей.
На переднем плане тележки и вешалки из супермаркетов:
Вся свалка металла и стройматериалов занимает метров 200.
Вот они же, вешалки, но покрупнее.
Колёса:
Провода:
Трубы:
Фото дня. Кухонные раковины:
Как видите, гора строительного мусора не так велика и ничуть не напоминает привычные российские Мусорные Гималаи.
Наша машина для масштаба:
Вы видели всё. Это и правда всё. Это единственный местный мусоросжигательный завод. Берген — второй по величине город в Норвегии, в нём проживает чуть больше людей, чем в Дзержинске — 250 тыс. Думаю, выводы очевидны и не стоит тратить на них время:)
Взгляните на гугловскую карту бергенской свалки (тени от двух труб подскажут вам расположение завода):
А теперь мне бы хотелось бы показать вам ключик от рая. Золотой ключик… Ключик от нашего мусорного бака:
ой, так приятно, что кто то не только прочитал, но и вдохновился:)
хороший пост, мне почему то всегда в других городах интересно в первую очередь узнать про такие вещи, коммунальные, бытовые:)
Так бытовое то оно и есть анархия.
А Вы видели фильм КСТ?
да конечно) год назад наверное… у меня даже где то на дисках записано.
я ваше Вас тогда впервые и услышал, и начал слушать)
мы фнб проводим каждое воскресенье уже больше 2х лет. такие фильмы любим смотреть.
Очень интересный рассказ про мусороперерабатывающий завод!
-Ежели у вас нет бака для пластика, но вы настроены его сортировать, вы должны приложить массу усилий, чтобы отыскать в Бергене большие прозрачные мешки для пластика и тогда мусорщики — соплеманы:) — будут увозить ваш пластик.- мне казалось в супермаркетах пакеты дают бесплатно, может я ошибаюсь…
Мы бы тоже хотели где-то взять большие прозрачные мешки для пластика хоть бесплатно, хоть как. Вопрос — где:)
сильно итересна тема утилизации мусора
А сколько стоят услуги Бира? Не перевозка, а именно сортировка и переработка мусора.
И что делают с пластиком? Тоже сжигают?
А с металлом?
А с деревом?
А с бумагой?
В общем, интересна дальнейшая судьба мусора 🙂
Про город Дзержинск
В советские времена все про него знали. Да он был и не одинок вовсе. В городе Кировабаде (по численности населения прилизительно равен Бергену) построили алюминиевый завод. Ну, алюминий производили не там, а вот глинозем именно там. И не из чего-нибудь, а из экзотического алунита, который возили кажется из Гвинеи Бисау или что-то такое (могу узнать поточнее). Так вот время от времени фильтры выходили из строя и тогда город заволакивал запах серы и взвесь этой самой алунитовой пыли. Вокруг завода деревья стояли с мертвой серой листвой, и женщины не носили капроновых колготок — пыль их прожигала. Что там было с легкими мало кого интересовало — а вот колготки жалели :-). Ну, и Челябинску, я думаю, есть чем похвастать, да и остальные наскребут в своей памяти что-иибудь подобное. Москва, например, нынешнее лето 🙂
Но вот глобально, мне кажется, проблема заключается в другом — как привести человека к ограничению своих «несовместимых с жизнью» желаний, да еще и упакованных в металл, пластик и прочая, и прочая.