Охота на ведьм в Норвегии


Колонна, поставленная в 2002 году в Нурднесе — свидетельство неправедных судов в период с 1550 по 1700 год, памятник 350 гражданам Норвегии, которые были сожжены по обвинению в «колдовстве» — сожжены в этом парке, традиционном месте казней. Последняя казнь собрала 500 зевак — несмотря на призывы разумных граждан и протесты церкви.

В 2003 году потомки сожженных «ведьм и колдунов» — те, которым удалось доказать своё родство с казненными — потребовали у правительства возместить семьям моральный и материальный ущерб.

В наши дни в  Норвегии часто проходят конференции «ведьм»:

19 Aug, 2005, В Норвегии проходит общескандинавская конференция на тему о ведьмах. В программе конференции — доклады по истории, экскурсии на местную Лысую гору и дискуссии о предрассудках, берущих свое начало во временах процессов над ведьмами. «Очень важно знать, что процессы над ведьмами до сих пор существуют», — сказала корреспонденту агентства ТТ Реита Лейнонен, организатор конференции, провозгласившая себя, кстати, шефом всех ведьм. По-прежнему лишают жизни примерно тысячу человек в год, например, в Камеруне или в Нигерии. Люди там обвиняются в ведьмачестве и сжигаются на кострах или побиваются камнями. Источник.

На конференциях бывают и русские делегатки:

29.06.2007 Ведьма из России летит на шабаш в Норвегию. В норвежском городке Вардо свыше 60 «узких специалистов» собрались на всемирную конференцию по колдовству, шаманству и ворожбе. В течение нескольких дней они обсудят насущные вопросы своего непростого ремесла, будут слушать лекции теоретиков и смотреть кино про практиков – древних и современных колдунов и ведьм. Три основные темы этого форума — «Колдовство в литературе и истории», «Пытки, преследование и права человека» и «Ведьмы, шаманы и демоны». На конференцию съехались специалисты из Австралии, Британии, Дании, Финляндии, Германии, Исландии, Норвегии, Швеции, США и России. Так, например, с докладом на тему «Ведьмы в суде» выступит эксперт из России Марианна Муравьева. Один из организаторов конференции, историк Руне Бликс Хаген из Университета Тромсо в Норвегии обратил внимание в своем выступлении на то, что на Западе больше не преследуют ведьм или тех, кого обвиняют в колдовстве, однако это нередко происходит в Африке, Мексике, Индии, Индонезии и Малайзии. По словам Хагена, в этих странах за последние 50 лет было убито ведьм больше, чем в XVI и XVII веках в Европе, когда по обвинению в колдовстве было сожжено примерно 50 тыс. человек. Многие эксперты отмечают, что колдовство становится очень популярным на Западе, особенно в Британии, Канаде и США. И здесь надо отдать должное романам и кинофильмам про Гарри Поттера, пропагандирующие специфическую деятельность, которую многие верующие разных конфессий считают ересью и мракобесием

В России, если кто не знает, существуют люди, сжигающие книги о Гарри Поттере. Впрочем, это не самое неадекватное из того, что они делают.

Норвежское правительство вполне может выдать ведьме грант на развитие  бизнеса:

Правительство Норвегии выделило грант на развитие собственного дела 33-летней ведьме, занимающейся колдовством, изготовлением зелий и предсказаниями судьбы, сообщает сайт телекомпании MSNBC. В ее малое предприятие Forest Witch Magic Consulting государство решило инвестировать 53 тысячи норвежских крон (7400 долларов). Перед этим, правда, с Лены Скарнинг (Lena Skarning) было взято обещание не творить вредоносных заклятий. Ведьма рассказала журналистам, что практикует магию в течение 13 лет, по сравнению с которыми сегодняшний день создает особую ситуацию. Общемировой колдовской контекст сильно изменили книги о Гарри Поттере, и теперь в обыденном сознании нашлось место и для волшебства. «Но Гарри Поттер — это сказка, а я нет. Я реально существую. И теперь я единственная норвежская ведьма, которую поддерживает государство», — заявила Скарнинг, подсказавшая верный способ того, как определить, что Поттер — это выдумка. «Он садится на метлу задом наперед. У настоящей ведьмы впереди сама метла, а не черенок», — сказала она. Лена Скарнинг призналась, что правительственные деньги собирается пустить на предсказания судьбы с помощью карт Таро и корпоративные семинары по волшебным трюкам. Кроме того, эта сумма поможет ей создавать волшебное масло для ванны, зелья и кремы для лица, которые очищают не кожу, а ночные сновидения. Ингредиентами для этих препаратов послужат, в основном, травы

Вопрос о причинах средневековых психических эпидемий уже освещен великой книгой Дениса Абсентиса — огромным исследованием о влиянии эрготизма на ход истории. Всем, кому не повезло прочесть его «Христианство и спорынью«, сообщаю ссылку.

Что пишет Абсентис про Норвегию:
«…подлежащие сожжению ведьмы массово водились в тех странах, где в основном потребляли рожь, а где основными продуктами питания были овес, молочные продукты, рыба и т.д., там костры с ведьмами были редкостью. Ибо только христианство само по себе, несмотря на все демонологические трактаты, не могло спровоцировать столь массовую охоту на ведьм без галлюциногенной поддержки спорыньи. Одно христианство не могло заставить народ, пропитанный языческими суевериями, поверить в существование злобных бесов, отдав монополию на «доброе волшебство» исключительно христианским святым. Не могло убедить людей, что все ведьмы — это обязательно зло, и их необходимо массово жечь. Не могло заставить самих «ведьм» признаваться — иногда искренне, даже без пыток — в связях с дьяволом и шабашах с оборотнями.
Пришло время поставить вопрос: а те, пусть и немногочисленные, процессы в странах, где рожь не была основной сельскохозяйственной культурой, чем все же были вызваны? Только ли исключительно христианской демонологической пропагандой? Посмотрим, как обстояло дело в Скандинавии, где процессов было немного, хотя в последние десятилетия были найдены документы по неизвестным ранее судам, что увеличило оценку количества жертв.
По уточненным на сегодня данным, в Норвегии состоялось около восьмидесяти процессов над ведьмами. По их результатам треть обвиняемых была оправдана. Вся охота на ведьм происходила только в XVII веке, с максимумом в его середине….
…Процессы над ведьмами начались в Норвегии позже, чем в центральной Европе — только с 1621 года (не считая единичных случаев, как суд в Бергене над Анне Педерсдоттер, обвиненной в убийстве мужа — епископа в 1575 году; она была оправдана, получила извинения от короля, 15 лет спустя обвинена вторично и сожжена в 1590 году). Суды над ведьмами, где обвинялись сразу по многу человек, пошли после того, как в 1617 году в Дании-Норвегии (это было одно объединенное королевство с 1380 г. по 1814 г.) был выпущен закон против колдовства и волшебства. В 1620 году этот закон был обнародован в провинции Финнмарк. Ведьмы не замедлили тут же объявиться. Первый процесс над ведьмами прошел в центре округа Финнмарк, крепости Вардегуз (Vardohus) в Вардо, где женщина из Киберга, Мари Йоргенсдот, была допрошена под пыткой 21 января 1621 года. Она утверждала, что сам сатана пришел к ней ночью на Рождество 1620 года и приказал ей проследовать за ним к дому ее соседки Кирсти Соренсдоттер. Подсудимая поклялась служить сатане верой и правдой, за что сатана ее в благодарность покусал между пальцами левой руки, посвящая Мари в ведьмы. Затем Мари пошла к Кирсти, вместе с которой они слетали на Рождественский шабаш сатаны на горе Линдергорн у города Берген в южной Норвегии. Причем Мари завернулась в лисью шкуру, превратилась в лису, и полетела в таком виде. По словам подсудимой, на шабаше сатаны собралось много народу, некоторые из ее деревни, и все они там превратились в кошек, птиц, собак и чудовищ.
С тех пор процессы пошли регулярно, наибольшее количество пришлось на 1652—1653 годы и на 1662—1663 годы. Позже случались лишь редкие единичные суды; последний смертный приговор ведьме был вынесен в 1695 году.
Особенно много подробностей о делишках дьявола, вскрытых в ходе этих процессов, исходили, на радость судьям, от маленьких девочек. Точно так же, как и в будущих судах над салемскими ведьмами в 1692 году в Америке. Например, двенадцатилетняя Марен Олсдоттер, чья мать уже была казнена за колдовство за несколько лет до того, жила со своей теткой. Когда же и тетю, в свою очередь, сожгли на костре, то арестовали и Марен. Когда Марен был допрошена 26 января 1663 года, ее признания немало порадовали судей. Она утверждала, что посетила ад, куда ее взял на экскурсию лично сатана. Он показал ей «большую воду» внизу в черной долине; вода начала кипеть, когда сатана дунул на воду через железный рожок, а в воде этой были люди, которые кричали как коты. Сатана объяснил что она тоже будет кипеть в воде в награду за верную службу ему. Позже Марен посетила шабаш, где танцевала под музыку, которую сатана играл на красной скрипке. Когда суд спросил ее, кого из людей она видела там, Марен дала имена пяти женщин. Их, естественно, тоже арестовали.
Вот такие «ведьмы», в чистом виде оклеветанные галлюцинирующими девочками, не всегда сами признавались в «преступлениях». Это им, правда, не помогало. Например, Ингеборг Крог полностью отрицала обвинения и была подвергнута испытанию водой, а затем пыткам. Даже под пытками она ничего не признала. Но суд установил, что она ела рыбу вместе с женщиной, которая уже была казнена за колдовство в 1653 году и могла «заразиться волшебством». Отметим, что по мнению норвежских судей, колдовская сила вполне могла войти в человека вполне физическим путем — через еду. В исторической ретроспективе это не странно — ведь жива еще была память о викингах-берсеках, овладевающих «силой» после потребления мухоморов. Но Ингеборг продолжала настаивать на своей невиновности и была снова подвергнута пыткам горящим железом, ее грудь жгли серой, но единственные слова, которые она сказала, были: «я не могу наговаривать ни на себя, ни на других». Вскоре ее запытали до смерти, а труп бросили напротив виселицы, всем в назидание.
Барбра из Вадсо, на которую показала та же Марен, тоже пыталась оправдаться, приводя разумные доводы своей невиновности. Все это было проигнорировано, и Барбра была сожжена с четырьмя другими женщинами 8 апреля 1663 года.
Большинство же «ведьм», как и в Европе, признавали все обвинения, радуя судей душещипательными подробностями своих отношений с сатаной, демонами и прочими бесами.
Восьмилетняя Карен Иверсдоттер утверждала, что ведьмы в форме трех ворон пытались убить представителя властей иголкой. Служанка Эллен была тут же арестована за то, чтобы была одной из них, и подтвердила, что использовала колдовство для нанесения вреда коровам. Эллен была сожжена 27 февраля 1663 года вместе с Сигри Крокаре (на которую показала упомянутая выше 12-ти летняя Марен Олсдоттер). …
Но вернемся в Норвегию. То, что кто-то должен был заняться этих изучением судебных заседаний и прийти к соответствующим выводам относительно того, что же, кроме самой демонологии христианства, спровоцировало эти судебные процессы и сопутствующие им галлюцинации — это был только вопрос времени. И сегодня мы уже имеем вполне ожидаемый ответ в работе норвежского ученого Тобьорна Алма из университета Тромсо:
«Процессы над ведьмами в Финнмарк, Северная Норвегия, в течение XVII столетия: Свидетельство отравления спорыньей, как способствующего фактора»
«В течение XVII столетия провинция Финнмарк* наиболее всего пострадала от процессов над ведьмами, из всех зафиксированных в Норвегии; по крайней мере 137 человек подверглись суду, из них примерно две трети были казнены. Манускрипт конца XVII века, написанный правителем округа H. H. Lilienskiold, основанный на источниках этого времени, содержит детали о 83-х судебных процессах. Больше половины этих материалов содержат свидетельства о потенциально важной роли отравления спорыньей в появлении данных судебных дел. В 42-х случаях в этих судебных разбирательствах прямо заявлено, что люди «научились» колдовству, потребляя его в форме хлеба или других продуктов муки (17 случаев), в молоке или пиве (23 случая), или в их комбинации (два случая). В случаях, связанных с молоком, несколько допрошенных ведьм показали, что черные зерноподобные включения были замечены ими в молоке. Медицинские симптомы, соответствующие отравлению спорыньей были зарегистрированы в многочисленных судебных процессах. Эти симптомы включали гангрену, конвульсии и галлюцинации. Установлено, что галлюцинации часто происходили эксплицитно после потребления пищи или питья. Большинство обвиненных ведьм было женщинами норвежского этноса, живущего в прибрежных сообществах, где импортированная мука являлась частью диеты. Лишь незначительное число жертв, пострадавших в результате судебных процессов против колдовства, в основном независимые саами — мужчины, обвинялись, например, в выполнении традиционных шаманских ритуалов. Вся мука, доступная в Финнмарк в течение конца XVII столетия была импортированной. Рожь (Secale cereale), которая особенно подвержена заражению спорыньей, была основной частью импортированного зерна»

Выдержки из «Темная История — Норвегия через преступления и наказания, серия: Ведьмы в Норвегии.»
Автор Джордж Монред-Крон,
StoryWorks.no
350 человек было приговорено к смерти во время судов над ведьмами в Норвегии.
Около 1000 дел было возбуждено в норвежских судах.
Процессы над ведьмами происходили в Норвегии между 1567 и 1754.

Испытание водой Подозреваемая бросается связанной в воду, если всплывет — она виновата, затонет — невиновна. По сравнению с другими частями европы самыми многочисленными водными испытаниями отличался Финнмарк. Около 30 человек были брошены в воду в середине зимы в области финнмарк. Как известно, ни одна из брошенных в воду, не выжила. Вода стала подобна образу смертной казни. «Когда она была брошена в воду, она плыла, как поплавок, — написано в судебном протоколе. — В некоторых деревнях, мы говорим о вымирании женского населения «, — сказал библиотекарь университета, историк Руне Бликс Хаген. Испытание уколом Было широко распространено мнение о том, что колдуны нечувствительны к уколам на теле… втыкались длинные иглы во все конечности. Если подозреваемый долго не дергается, то можно сказать, что он нечувствителен к боли — колдун выявлен.
Ведьминские знаки — «ведьма всегда имеет отметку на теле, похожую на копытце дьявола». Официальное название ведьминой отметки — «stigmatadiabolispam». Отметка могла быть бородавкой или родинкой — что-нибудь в этом роде.
Испытание на слезы Было также известно, что ведьмы не могут плакать. Если подозреваемая не заплакала после нескольких часов пыток, то было ясно: подозреваемая — ведьма. Если же она заплакала, то появлялась неуверенность в невиновности, мог и дьявол помочь.
Испытание огнем Подозреваемая должна держать руки на горящих углях. Затем на руки накладывается повязка и через несколько дней повязка снимается. Если подозреваемая может похвастаться парой чистых рук без каких-либо ран, она признается невиновной.

Испытание покойником — подозреваемые должны были сидеть рядом со свежим трупом, а затем надо было дотронуться до него. Если появлялась кровь из носа покойного, то это было верным признаком того, что подозреваемая — ведьма. Испытание покойником не было особенно эффективным — результата нужно было долго ждать.

Взвешивание — очень широкое и эффективное испытание. Было широко распространено мнение о том, что ведьмы могли летать, то они должны были быть меньшей массой тела по отношению к росту…поговорка «veiet og funnet for lettt» (взвешенный и найден очень легким) происходит отсюда. Кайзер Карл Пятый привлек к себе внимание общественности в Нидерландах тем, что был взвешен в присутствии свидетелей и получил свидетельство, что он не колдун. Французский юрист и политолог Жан Боден в 1580 написал книгу «de la demonomanie des sorciers» (дьявольские ведьмы). Книги Жана Бодена имели большое значение для европейских и норвежских процессов над ведьмами: в них также упоминаются северные районы норвегии:

«В северных районах пунктирной линией подчеркиваются люди-тролли. Ни в одной другой стране нет более колдунов, чем в Норвегии. Это беспокоит людей день и ночь».
«Народы Лапландии, Норвегии, Финляндии и Швеции полны злых духов».
«Способность менять облик очень часто встречается у северных народов. С помощью Сатаны они превращаются в оборотней и других диких животных.»
«Сатана имеет огромное влияние на людей Севера.»
«Демоны и ведьмы регулярно собираются в определенных местах северных стран. Делая длительные перелеты они страются добраться туда до шабаша».
Анна Педерсдоттер. Один из самых известных процессов — который произошел против Анны, вдовы Асалона Педерссон Бейер, преподавателя богословской городской латинской школы. Анна Педерсдоттер (умерла 7 апреля 1590) была женой пастора, которая была осуждена за колдовство в Бергене. Анна является одной из самых известных женщин, которые были осуждены и сожжены как ведьмы на костре в Норвегии. Этот случай — один из наиболее документированных случаев колдовства в Норвегии. Дважды Анна Педерсдоттер была обвинена в колдовстве. В первый раз она была оправдана. Историки утверждают, что процесс, направленный на Педерсдоттер, берет начало из споров о праве собственности: т.е. некий сосед сообщил властям, что Педерсдоттер занимается колдовством.

Около 200 лет страна истребляла своих женщин. Сейчас вы можете найти своих родственников в уникальной базе, которая составлена хранилищем древних документов при университете Осло. По словам профессора Кирре Кверндокк искать можно по году, имени, округу или району. Необходимо помнить, что современные названия населенных пунктов могут не совпадать со старинными. Советует искать по графству….

Как и во всей Скандинавии, в Норвегии считалось, что ведьмы способны вызывать бурю, переворачивать лодки и прогонять от берегов косяки рыбы. Чтобы совершать подобные подвиги, им приходилось оборачиваться гусями или лебедями и летать в таком обличье над морем, бросать в море завязанное узлами полотенце, открывать мешок с ветром или высвистывать бурю. В северных странах на Рождество и в канун летнего солнцестояния проходили большие шабаши, в которых участвовали до 60 ведьм; излюбленными местами для такого рода сборищ были гора Лидергорн близ Бергена, Бальвольден и гора Домен в Восточной Финляндии, Доврефьельд, а также Гекла в Исландии. Многие из этих мест расположены довольно далеко, но норвежские ведьмы легко преодолевали расстояние, обернувшись кошками, собаками, волками или воронами и путешествуя на метле, кочерге, черной овце или собаке. На шабашах они пили мед и пиво, танцевали и играли в карты. Иногда сам дьявол подыгрывал им на лангшпиле (народный струнный инструмент, на котором играют смычком) или на дудке и барабане, а то и просто на рожке.

Всего в Норвегии прошло не более 20 ведовских процессов. Первый зафиксированный в документах состоялся в 1592 г. в Бергене, когда приговорили к смерти Олуфа Гурдаля. Два года спустя в том же Бергене приговорили еще трех ведьм: Дитис Ренке объявили вне закона, а Юханну Йенсдаттер Фламске (фламандку) и Анну Кнутсдаттер, жену Кирстена Юде, сожгли. До следующего процесса прошло почти 13 лет; в 1622 г. Синневе (фамилия неизвестна) удавилась в тюрьме в ожидании суда; ее тело сожгли.

В 1650 г. Карен Торсдаттер призналась, что в возрасте 26 лет поступила на службу к человеку, который называл себя Люцифером. Он научил ее воровать молоко при помощи магии (к примеру, втыкая нож в стену) и оберегать от порчи собственных коров. Она назвала еще нескольких женщин, с которыми вместе летала по ночам: заводилой у них была Кристен Клод, она летала на теленке; Сидсель Мортенсен (вдова бургомистра) на кочерге; сама Карен на коте. Однажды они попытались убить двух судей, но не смогли, поскольку те пламенно верили в Бога и у одного висел на шее крест на золотой цепочке. Одна из обвиненных Карен женщин, Бодиль Квамс, признала, что летала на кочерге и пыталась убить судей. Другую женщину, которую Карен обвинила в том, что та вызывала бури, арестовали прямо в день свадьбы — она выходила замуж за сельского судью. Когда она предстала перед судом, муж так яростно защищал ее, настаивая на том, что в столь серьезном случае нельзя полагаться на свидетельства преступниц (так он называл Карен и Бодиль), что его жену оправдали. Карен и Бодиль приговорили к костру в Кристиансанде.

Случай Оле и Лизбет Нипен, произошедший в 1670 г. в Лейнстранде, Трондхейм, один из двух десятков норвежских примеров того, какую форму принимало ведовство в странах, свободных от влияния демонологов. Причиной казни Нипенов стали белая магия, воображаемая порча, злоба и зависть, без которых не обходится в деревне. Супругов осудили на смерть на основании сплетен, предрассудков и домыслов. И все же в их случае никакой организованной охоты на ведьм, пристрастного суда и финансовой выгоды ни для кого не было. Суд над ними фактически не имел отношения к религии, хотя в обвинительном акте и значилось ведовство (под которым в данном случае понималось «сотворение крестного знамения»), а также «неподобающее кощунство по отношению к Слову Божьему». В свое время было составлено детальное описание процесса, здесь, однако, приводится лишь краткое содержание.

В 1667 г. в крещенский вечер у кого-то в доме Эрик Квенельд назвал Оле Нипена колдуном. Эрик считал, что руки у него ломит по вине Оле, и сулил ему «красного петуха», если тот его не вылечит. Завязалась перепалка, мужчины обменялись резкими словами, и Оле понял, что Квенельд настраивает против него священника и соседей. Три года спустя, 30 апреля 1670 г., Оле Нипен вызвал Квенельда в суд за клевету. Результатом того первого слушания стало опровержение Квенельдом собственных обвинений, допрос свидетелей касательно предполагаемого колдовства Оле и Лизбет, а также признание самой Лизбет в том, что она пользуется заклинаниями и солью для лечения болезней.

Квенельд заявлял, что по вине Оле он не может поднять рук, а груди у него отросли как у женщины, а у его жены брови так нависли над глазами, что она ничего не видит, и уши вытянулись до плеч, как у собаки. Трое соседей показали, что Оле и Лизбет имели обыкновение нашептывать над поврежденными членами заклинания, натирая их солью; более или менее исцелившись, они платили Лизбет небольшую мзду. Лизбет доказывала, что поскольку ее заклинания — это слово Божие, то никакого вреда от них быть не может; все дело не в соли, а в «молитвах», которые она читала. Вот какое заклинание, или молитву, она использовала для лечения простуды:

Христос подошел к церкви с книгой в руках. Пришла и сама Дева Мария. «Отчего ты так бледен, любезный мой сын?» — «Я подхватил сильную простуду». «Я вылечу тебя от простуды: кашель, простуда внутри, простуда в спине, простуда в груди, из кости и плоти в березу и камень уйди, во имя Отца, Сына и Святого Духа».

Прошло три месяца, и в августе Лизбет предъявили обвинение на основании ее репутации колдуньи и использовании святотатственных молитв. Против нее выступили четверо свидетелей, но не сказали ничего нового: все та же заговоренная соль для лечения недугов, перенесение боли с человека на животных или других людей. Приходской священник клялся, что слышал, как Нипены занимались ведовством; да и суд заявил, что все «знают, какие слухи ходят о Нипенах уже много лет, и что немало таких, кто платил им только из страха».

Лизбет задали следующие вопросы, на которые она дала ответы:

1. Добровольно ли она служила сатане, читая свои запретные молитвы?
— Нет, и не думала никогда, что их так истолкуют; всему виной ее невежество и недостаток понимания в подобных вопросах. По распоряжению суда прокляла сатану.
2. Какая сила помогала ей лечить или насылать порчу на людей и скотину?
— Если ей удалось кому-нибудь помочь, то только с помощью Божией; порчи она ни на кого не насылала.
3. Знает ли она кого-нибудь еще, в этих местах или дальше, кому известны эти заклинания, кроме Ане Фергстад?
— Никого не знает; она слышала, как Ане читала такое заклинание от обморожения.
4. Порча, которая поразила девушку, действительно была предназначена для нее или для ее хозяйки, Кари Окстад?
— Утверждает, что ничего об этом не знает.

Третье слушание состоялось 27 августа 1670 г., когда одна девушка поклялась, что стала калекой по ошибке вместо Кари Окстад (которая, по мнению Лизбет, оклеветала ее дочерей).
В докладе, посланном местным префектом Хансом Эдвардсеном окружному судье, указаны четыре пункта обвинений против Оле и Лизбет:

1. Упоминание имени Господа всуе.
2. Порча, насланная на соседей: одних сводили с ума, других калечили, третьих обезображивали (к примеру, уши до плеч и нависшие над глазами брови) или ослепляли, а потом сами же лечили, если хотели.
3. Лечили людей, изгоняя из них демонов в их врагов, а если это не получалось, то в животных.
4. За супругами давно установилась дурная слава, что подтвердил местный священник и жители округа.

Префект предложил судье, поскольку смертный приговор все равно неизбежен, под пыткой вырвать у Нипенов более полное признание, после чего сжечь обоих. Супругов осудили на основании всех четырех обвинений, однако особый акцент был сделан на упоминании имени Господа всуе и плохой репутации. Отметили также, что осужденные так и не признали свою вину (применяли к ним пытки или нет, не сказано). В соответствии с Божественным законом и основанным на нем королевским правом Оле и Лизбет приговорили к сожжению; Оле предварительно обезглавили.

В 1670 г., в год суда над Нипенами, другой случай произошел в Кристиансанде. Городской советник Нильс Педерсен, находясь в Копенгагене по делам службы, внезапно жестоко заболел, у него даже отнялся язык, и он решил, что его околдовали. После долгих допросов Карен Снедкерс созналась, что пыталась навредить советнику, сделавшись невидимкой и насыпав мелкой соли ему на одежду. Вместе со своей помощницей Дортс Фудсвик она полетела в Копенгаген и опорожнила спящему советнику в рот целый пузырек какой-то жидкости. Обернувшись вороном, она закапывала в саду городского клерка Йохана Ворма волосы, обрезки ногтей, кости и перья, чтобы его куры дохли. «Волосы она вырывала у своего мальчика, “Белого гуся”, который живет при ней под видом белого жеребчика и на котором она ездит, когда очень спешит куда-то». Свидетелей против нее нашлось множество. На одном из последних слушаний Карен сообщила, что летала, обернувшись вороном, с двумя другими ведьмами поднимать бурю на море с целью потопить корабль советника Педерсена. Одна ведьма уселась на руль, еще две — на борта, но никакого вреда причинить не смогли, потому что Педерсен не расставался с молитвенником. Карен сожгли, а с ней и еще шесть женщин, на которых она указала как на соучастниц.

Возможно, один из последних ведовских процессов в Норвегии, закончившихся вынесением смертного приговора, имел место в области Сондмор в 1680 г. Другой суд произошел в 1684 г. в Йедерене, но о судьбе обвиняемого ничего не известно. Мужчина по имени Ингебригт сознался, что обошел кладбище кругом спиной вперед три раза и тем самым перед лицом дьявола отрекся от христианства. Несколько раз на шабаше в Доврефьельде он играл на барабане двумя телячьими хвостами. Более того, воровал облатки для причастия, чтобы травить скот. Ингебригт назвал нескольких сообщников, но позже отказался от своих обвинений. Его приговорили к костру

Поделиться
Запись опубликована в рубрике История, Культура с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Охота на ведьм в Норвегии»

  1. germanostitois говорит:

    Гм, похоже, с 1550 года в Норвегии уже не было католической церкви, следовательно не могло быть и инквизиции. Все эти преследования несчастных протестантами должны называться как-то иначе…

    • owner говорит:

      Будем надеяться, что сюда заглянет специалист по инквизиции и сообщит нам, как:)
      Источники вообще подводят к мысли, что преследования почти не имели религиозной основы, основываясь на дорелигиозном сознании.

Добавить комментарий