Красный крест: Кампания против использования детей в военных конфликтах продолжается

Вечером 5 марта в холле одного из студенческих центров, Det Akademiske Kvarter, активистка бергенского молодежного Красного Креста Мария Вестер (Maria Wester) делала доклад о международной кампании против использования детей в военных конфликтах. Слушателей было 25 человек, в основном студенты. Почти всех я уже до того встречала в городе или в экомагазинах:)

Недавно в «Бергенском зайце» я рассказывала про одну из акций кампании  — День красных рук.

5 марта мы смотрели интервью c детьми-солдатами, затем слушали доклад. Тезисы доклада можно изучить по презентации.

Эта страничка — со странами, для которых проблема наиболее актуальна:

Завершали доклад фотографии со множества норвежских акций: во многих городах тоже прошли «Дни красных рук».

О теме.

Фотография из серии снимков Стива Маккарри. Нельзя не провести параллели с бергенскими детскими военными парадами. Насколько аморально принуждать детей участвовать в войне, настолько же безнравственно воспитывать в них потенциальную готовность убивать.16.5.2010, Bergen

Текст Дети, втянутые в войну начинается с рассказа о советских временах, о пионерах-героях, о культе детей-мучеников.

Смерть пионера-героя в советском мировоззрении воспринималась как подвиг ради страны и народа во имя светлого будущего, а сам он обретал статус достойного подражания образца для следующих поколений. Миф продолжал своё существование уже в качестве истории, адресованной детской аудитории.

Из этого же текста:

По экспертным оценкам по всему миру более 300 тыс. детей принимали участие в боевых действиях на протяжении 1998-2001 года. Они воевали на стороне, как полувоенных формирований, так и в составах регулярных правительственных сил — армии и полиции. Дети-солдаты воевали в 85 странах мира. Большинство из них в возрасте 15-18 лет, однако зафиксирован случай, когда в боевых действиях участвовал 7-летний мальчик. Самое тяжелое положение складывается в странах Центральной и Западной Африки: там и сегодня каждый десятый ребенок является членом той или иной вооруженной группировки. Только в Демократической Республике Конго более половины личного состава всех военных формирований (30 тыс. человек) – несовершеннолетние. В 1999-2000 годах, во время войны Эфиопии и Эритреи, поступали сообщения о тысячах детей, которых просто забирали из школ, вручали им оружие и отправляли на фронт. Треть от общего числа этих детей составляли девочки, так же как и в Сальвадоре и Уганде. Хочется отметить, что дети составляют 80% угандийских партизан. Наиболее тревожным аспектом междоусобицы в Уганде является тот факт, что это – война детей против детей: почти 70% головорезов «Армии сопротивления Бога» – подростки, некоторым из них всего по восемь лет. Дети-солдаты были основной ударной силой в Революционном объединенном фронте (РОФ) Сьерра-Леоне. На Шри-Ланке и в Палестине детей специально готовят к роли террористов-самоубийц. По свидетельствам очевидцев и командиров отрядов, из детей получаются отличные солдаты. Они храбры и послушны, не задают лишних вопросов, их легко подавить, легко наказать. У детей много военных профессий: денщики, разведчики, живые миноискатели, каратели и камикадзе. В последние годы с появлением легкого и простого в употреблении оружия детей стали использовать в составе ударных войск. С любой обязанностью они справляются прилежно, поскольку оценок в этой школе только две: жив или мертв. Известны случаи, когда детей приучали к безоговорочному послушанию, заставляя расстреливать своих же товарищей, пытавшихся оказать неповиновение.

Причины, по которым выгодно вовлечение детей в вооруженные конфликты:
— детям платят меньше или вовсе можно не платить;
— их легко использовать в боевых операциях и манипулировать ими;
— обычно они не представляют угроз для своих взрослых командиров;
— дети-солдаты могут создать ситуацию морального выбора для неприятеля;
— детей легко вовлечь в другую незаконную деятельность (наркоторговля, сексуальное рабство); легко управлять и прививать им свои взгляды и идеологические доктрины.

Долгое время призыв детей в армии и вовлечение в повстанческие отряды считались проблемой исключительно третьего мира. Однако в списке стран, отправляющих детей на войну, наряду с Суданом, Индонезией, Филиппинами упоминается также Великобритания — единственная из стран Западной Европы, которая принимает на армейскую службу шестнадцатилетних юношей, а в возрасте 17 лет посылает их в бой. Молодые британцы участвовали в англо-аргентинской войне за Фолклендские острова, в антииракской кампании «Буря в пустыне», в миротворческой операции в Боснии. Несовершеннолетние также служат в вооруженных силах США.

Из вестника ДКВС можно узнать, например, о том, что международный трибунал судит за вовлечение в войну детей: Томас Лубанда (Thomas Lubanga), лидер повстанческой группы, действовавшей в Демократической Республике Конго, был арестован и предстал перед Международным уголовным трибуналом по обвинению в военных преступлениях, связанных с вовлечением в вооруженную борьбу детей, не достигших 15-летнего возраста, и особенно их непосредственного участия в боевых операциях. Джозеф Кони (Joseph Kony), лидер угандийской Армии сопротивления был обвинен по 33 пунктам личной уголовной ответственности за преступления, которые включали насильственный набор детей для вооруженной борьбы.

Также можно почитать про детей-солдат на сайте Амнистии:

Конвенцию ООН о правах ребёнка, принятую в 1989 году для защиты прав детей, ратифицировало наибольшее количество стран по сравнению с любым другим соглашением в области прав человека за всю историю. Конвенция охватывает такие сферы, как гражданские права и свободы, семейные отношения, образование, отдых и культурные мероприятия, специальные меры по защите детей, а также основные вопросы здравоохранения и социального обеспечения. По разным оценкам, в мире насчитывается от 100 до 150 миллионов беспризорников, и их число неуклонно растёт. Примерно 5–10% из них убежали от своих семей или были брошены родственниками. Согласно нормам международного права, участие детей в возрасте до 18 лет в любых вооружённых конфликтах запрещено, а вербовка и использование детей в возрасте до 15 лет является военным преступлением. Сейчас в Пакистане под стражей находятся около 4500 детей. Более чем 3000 из них не предъявлялось никаких обвинений; суды над ними либо ещё не начинались, либо до сих пор не завершились.

Дети-солдаты: вчера и сегодня …с каждым новым конфликтом проблема только обостряется. В заявлении Коалиции также отмечено, что из 111 стран, подписавших Протокол, только 46 взяли на себя в законодательном порядке обязательство обеспечить его выполнение. Символично, что именно эти страны принадлежат к цивилизованному сообществу, в вооруженных силах которого детей нет.

Похоже, существование детей-солдат не является для властей развитых стран нравственной проблемой. Поскольку никаких санкций в отношении преступных регионов не вводится. Наоборот, войны, рабство и диктаторские режимы поддерживают финансами, поставками оружия,  усиливая гуманитарные катастрофы в странах третьего мира.

22 июля 2010 г. Федеральное правительство Германии призналось, что в армию Временного правительства Сомали, которую тренируют европейские инструкторы в Уганде, в качестве пополнения вербуются подростки и дети. Сейчас Евросоюз и Германия пытаются создать в Сомали армию, способную воевать с местными исламистами

Единственное, к чему ответственно подходят правительства развитых стран — это депортация беженцев.

Но, как мы видим, молодые люди в Норвегии выступают на стороне детей-солдат. Часто приходится слышать: не стоит вести социальной агитации среди студентов, потому что от них нет никакого толку. Так говорят люди, которые мало читали. «Студент» — синоним слова «бунт». Но много опаснее студентов с коктейлями Молотова  — студенты-тихони. Которые сначала делают маленькие собрания. А затем вырастают, чтобы на самом деле изменить мир.

Поделиться
Запись опубликована в рубрике Протесты и социальные инициативы с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий