16 марта 2011 года, в 23-ю годовщину химической атаки на город Халабджа, бергенская курдская культурная община собралась, чтобы почтить память погибших и призвать международное сообщество считать бомбардировку Халабджи геноцидом в отношении курдского народа.
В 1987-89 годах в Северном Ираке были уничтожены 182 000 курдов; еще 80 000 курдов стали беженцами.
Из-за того, что курды противостояли режиму Саддама, а курдские отряды “Пешмерга” сражались на стороне Ирана, иракскими властями был разработан план уничтожения всего курдского народа. Слова министра обороны Ирака Аднана Хейруллы: “иракские военные не могли отличить гражданских лиц от вооруженных, т.к. и те и другие постоянно одеты в национальные курдские одежды”…
План “Анфаль” реализовывался армией во главе с братом Саддама Хусейна – Химическим Али из партии БААС. Он говорил: “Я уничтожу их химическим оружием, и кто мне что скажет? Международное сообщество? Да плевать на него! И на тех, кто к нему прислушивается!” Химический Али был обвинен в геноциде и казнен в 2010 году по приговору иракского трибунала – уже после падения режима Саддама.
Геноцид иракских курдов начался раньше – В 1983 году были убиты все мужчины курдского племени Барзан.
В 1987 году двадцать четыре курдские иракские деревни подверглись химической бомбардировке.
При химической атаке на Халабджу погибло, по разным оценкам, от 3 до 5 тысяч курдов – в основном это были дети, женщины и старики. Оставшихся в живых пострадавших было 20 000 человек.
В 2010 году Канада признала геноцидом убийство в Халабдже.
Правительства многих европейских стран на пути к признанию иракского геноцида курдов. Однако европейское сообщество долгое время рассматривало гибель курдов в Халабдже как издержки как военных действий – Халабджа подверглась атаке после того, как она была захвачена курдскими повстанцами и иранской армией. Но на момент бомбардировки в городе не было ни повстанцев, ни иракцев. Женщины и дети составили 75% пострадавших…
Против 70 000 города были использованы иприт, нервно-паралитический газ, цианид и их производные…
“Практика неоднократного применения Ираком ОМП имеет свою особую историю. Сразу же отметим, что после бомбежек Халабджи 17, 18 марта химической атаке были подвергнуты отряды курдских партизан в районе населенных пунктов Баркалу, Саркалу, Зива, Хурмал. Этой операцией командовал иракский генерал Султан Хасем, специалист по борьбе с партизанами. В том же месяце более 400 человек пострадали от химической атаки в районе Карадага, близ г. Сулеймания. Годом ранее, 9 сентября 1987 г. отравляющие газы были применены против курдского населения в районе Мават, Шар Бажер, Сурдам, Марга и Кала Диза севернее и восточнее Сулеймании. Пострадавшие от газовых атак искали убежище в госпиталях Эрбиля и Сулеймании, контролируемых правительственными войсками. Те, в свою очередь, с целью сокрытия своих злодеяний депортировали около 400 раненных курдов в неизвестном направлении. В том же 1987 г. 28 июня под прикрытием военных действий с Ираном, иракская авиация подвергла химической бомбардировке г. Сердешт в Иранском Курдистане. 132 человека было убито, несколько тысяч ранено. По утверждению шведского журналиста газеты “Свенска Дагблат” посетившего Сердешт через 4 дня, последствия этой атаки были ужасны…”
Для вечера памяти был выбран зал Bergen Katedralskole, Heggebakken 2
Пришло 75 человек, в основном иракские курды. Были норвежцы, работающие с беженцами, правозащитники, а также представители норвежских политических партий.
Руководитель курдского направления организации SOS-расизм Taha Mamsheli объявил минуту молчания.
Таха говорил о том, что курдский народ, разделенный между 4 странами, испытывает страдания во всех этих четырех странах.
Лидер общины Barzan Warmely рассказывал про события в Халабдже:
Затем мы смотрели фильм со страшной хроникой событий в Халабдже. Кусочки хроники:
http://www.youtube.com/watch?v=qDeeJGpNKAI
Filip Rygg из KrF говорил о необходимости изучения трагедии в Халабже в курсе школьной истории.
Одна из активисток курдского женского движения Shilan Shorsh.
Barzan Warmely:
Лидер SV-партии Хордаланда Steinar Nørstebø. Также он упоминал статью в Фанапостен – журналисты поговорили с сирийскими беженцами о новом законе, который позволяет многим беженцам работать до получения вида на жительство. Однако этот закон не учитывает проблему сирийских береженцев, которые не имеют паспортов.
Второй слева поэт Ayaz Khonsyawashan, рядом с ним – профессор Бергенского Университета (отдел культурологии, археология, истории, религии) Haji Ackman
Tomas Moltu (KrF):
Roza Sadik вела вечер и представляла всех выступающих:
Справа – Ibrahim Mohamed:
Глава района Фаны Eivind Hermansen:
Иранский курдский поэт Ayaz Khonsyawashan читал свои стихи на сурани:
Зажги огонь, поменяй грядущее.
Долгое время не видел тебя.
Обними мой украденный сон,
обратись ко мне,
найди нежные слова.
Моя душа словно маленький ребенок.
Как подарить тебе мою душу?
Книжка есть в бергенской библиотеке.
Reza Shwan:
Steinar Nørstebø и Ali Watti:
Страница встречи в фб.
В Осло сегодня также прошла акция SOS-расизма в память о Халабдже:
Несколько дней назад была еще одна черная годовщина для курдов.
“Поджог кинотеатра в г.Амуд (1960), в результате которого погибли дети, и поджог тюрьмы в г. Хасеки (1963), унесший жизни многих заключенных, являются отражением традиционной курдской политики режима BAAS; события, вспыхнувшие 12 марта 2004 года в Камышло, с точки зрения курдов, стали ничем иным, как третьим случаем геноцида”…
Трагедия Камышло началась 11 марта 2004 года во время футбольного матча между курдской и арабской командами.
Болельщики выкрикивали: «Да здравствует Саддам!», «Будь прокляты курдские лидеры!», «Вас ожидает второй Халебдже!»… демонстративно раскрыли плакат с изображением Саддама Хусейна… Сразу же после начала матча эти словесные распри превратились в физическую агрессию против курдов…Те, кто пытались спастись, выйдя за пределы стадиона, не смогли этого сделать, поскольку полицейские, спокойно наблюдавшие за этими кровавыми событиями, накануне закрыли все ворота на замки. Некоторые курды, оказавшиеся в ходе этих событий в кругу арабов, стали очевидцами разговоров следующего типа: «убейте столько курдов, сколько сможете убить, никто не сможет вас за это осудить, потому что все происходило в стычке, начавшейся во время матча»…Воинские подразделения, расположенные недалеко от стадиона в день указанных событий, прибыв на стадион, открыли огонь по людям… не удалось найти тела трех подростков, о гибели которых объявило сирийское радио. 11 марта вечером окончательно выяснилось, что в результате стрельбы по людям восемь человек погибли, а десятки были ранены. Все убитые и раненные были курдами. Если арабам помогал выйти из эпицентра кровавых событий целый армейский батальон, то курды были оставлены на произвол судьбы, с раненными и убитыми соотечественниками…
12 марта… Народные массы, начавшие шествие с севера и юга города, еще не успели соединиться в центре города, как подверглись нападению военных. Специальные подразделения, получившие усиление из других городов, пытались рассредоточить демонстрантов бронемашинами, слезоточивым газом и водометами. Когда же люди не стали расходиться, по ним открыли стрельбу. В результате этой стрельбы были и убитые и раненые. Пока еще нет точных цифр по поводу убитых и раненых в ходе вооруженного разгона демонстрации. Близкие родственники участников шествия, получивших ранения в ходе вмешательства военных, утверждают, что представители государственной власти всячески препятствовали вывозу раненых в больницы, а в больницах вообще отказывались их принять, говоря, что, якобы, «мест нет», это и побудило родственников обратиться в организации по правам человека. Неизвестно, сколько человек погибли в больницах. Упомянутые события разворачивались недалеко от армянского квартала, и армяне, приютившие у себя в домах женщин и детей, фактически предотвратили более кровавый исход трагедии.
Восстание распространилось на все курдские города от Камышло до Африн и было подавлено через 10 дней…
Правительство Сирии по-прежнему придерживается политики геноцида курдов.
Плакаты против убийств сирийских курдов в Навруз были 12.3.2011 расклеены по центру Бергена. Мы до сих пор видим эти плакаты в городе. Около центральной площади:
Около Григхаллена:
Около Кинсарвика и Университета:
Текст листовки, которая распространялась в центре Бергена 12. 3. 2011
Листовка обобщает нарушения прав сирийских курдов, о которых говорил в интервью Али Ватти. И заканчивается так: “Молчание международного сообщества, в том числе норвежского общества и правительства Норвегии, приводит к тому, что нарушения прав человека продолжаются и сохраняется нестабильность на Ближнем Востоке.”
UPD:
Московская встреча памяти Халабджи:
http://www.youtube.com/watch?v=kvstPQtxEIA
http://www.youtube.com/watch?v=W51pnndC9zk