Начать свой рассказ о музее школы мне бы хотелось с этой фотографии, сделанной летом в очень дождливый и ветренный день. Терентий первый раз идет в школу. Он еще не знает, что это детский рай. В коридоре мы первым делом увидели выставку портретов директора:
В прошлые времена школа была мрачной и суровой:
Поскольку в ней мучался в детстве сам великий Кольбейн, она совмещена с его музеем.
Оба музея очень пустынны, большую часть их экспонатов составляют фотографии и сканы. Но что-то можно посмотреть и представить.
Расписание 2 класса в 1841-1862 годах: библейские истории, религия первым, а то и вторым уроком, чтение, письмо и пение (полагаю, религиозное).
На стендах сбоку — ось времени:
Класс:
Эволюция:
Медицинский кабинет:
Весы и плакат о весе:
Комната, в которой демонстрируют потрясающие научные фильмы. Они старые и черно-белые, но также они понятные. На самом деле проясняются многие физические и химические темы.
Подготовка экспозиции «Учебники»:
Книжный при музее:
Вторая половина дома:
О Холберге довольно мало информации на русском. Вот кусочек чужой записи (фото автора):
Написал более трех десятков комедий, некоторые из них так сильно не понравились властям, что они закрыли его театр. Знаменитой вещью Людвига была «Путешествие Нильса Клима в подземный мир». Он выпустил эту книгу за рубежом, чтобы избежать мгновенных репрессий со стороны датских властей, контролирующих в то время город Берген и его окрестности… Главный герой, бергенский студент Нильс Клим проваливается в пещеру. Очень глубокую. Падает долго. Пока не достигает центра Земли. И вот там он сталкивается с разными мирами, странами. В каждой стране — своя утопия. Где-то все поставлено с ног на голову. Есть сверхабсурдный мир. А есть сверхправильный, нормальный, идеальный. И Клим попадает в такую страну Разумных, которая называется Накир. Там живут серьезные, трезвомыслящие, проницательные, высокоморальные люди. Ну просто не страна, а Мечта! И вдруг… Нильс Клим, пожив немного в этой стране, ощутил смертельную тоску. Скука замучила его. Почему? Как так?? Он стал размышлять над причинами и пришел к неожиданному и парадоксальному выводу: не хватает дураков и дур!! Вот что говорит Людвиг Хольберг устами главного героя: «Я предполагал, что глупость — это недостаток, ошибка природы, но теперь мне не кажется слишком разумным полностью исключить глупость из устройства государства»… Так что главный герой стремительно умчался из страны Разумных и окунулся в мир приключений. Его преследуют обезьяны, судят птицы, приковывают к веслам на галере, но он освобождается, участвует в войнах, выигрывает сражения и становится императором Нильсом Великим. … роман имел воздействие на самого фюрера, который очень интересовался мистикой. Адольф Гитлер отправлял своих истинных арийцев не только на поиски Шамбалы, но и в район Бергена, поискать пещеру, красочно описанную Людвигом Холбергом. Не нашли. В такие места проваливаются только случайно, как не понимал фюрер, я не знаю…»
Еще одна цитата: «Людвиг Холберг (Ludvig Holberg) норвежско-датский драматург и историк. Виднейший деятель скандинавского просвещения. . Родился в Бергене (Норвегия, в то время часть Дании). Занимает уникальное положение основоположника литературы обеих стран. В 1704 окончил Копенгагенский университет, с 1714 профессор в нём. Норвежец по происхождению, Хольберг воспринял демократические традиции не знавшего крепостной зависимости норвежского крестьянства. Был сторонником «просвещённой монархии». В 1719-20 опубликовал ироикомическую поэму «Педер Порс» (тома 1-4, под псевдонимом Ганс Миккельсен, пивовар из Калаундборга), образы которой использовал и в других сочинениях. Опираясь на традиции Мольера и итальянской комедии дель арте, Хольберг высмеивал подражание нравам французского дворянства («Жан де Франс», 1722), дворянскую спесь («Дон Ранудо де Колибрадос», 1723), стяжательство («11-е июня», 1723), хвастливых вояк («Якоб фон Тибое», 1723) и др. В остросатирической пьесе «Йеппе с горы» (1722) создан образ крестьянина — забитого, но сохранившего природный ум. Трагические интонации звучат в комедии «Эразм Монтанус» (1723, русский перевод 1902). Социально-политические взгляды Хольберга имели сословный характер («Оловянщик-политик», около 1722, русский перевод 1830). Однако комедии Хольберга, деятельность основанного им в 1722 театра «Датская сцена» вызвали преследования со стороны реакционных кругов Дании: в 1730 были запрещены театральные представления; возобновились в 1748. Хольберг создал исторические и философские труды, в том числе «Историю датского государства» (тома 1-3, 1732-35, русский перевод части 1-2, 1765-66). Автор социально-политической сатиры на современную ему Европу «Подземное странствие Нильса Клима» (1741, на латинском языке, русский перевод 1762). Наследие Хольберга вызвало подражания во многих странах Европы. Он был хорошо известен и в России (его басни переводил Д.И.Фонвизин). Драматургия Хольберга, составляющая основу классического репертуара датского и норвежского театров поныне, оказала воздействие на формирование реалистической скандинавской литературы. Скончался в Копенгагене 28 января 1754 года.»
Как вы можете заметить, музей Холберга тоже в основном фантазийный. Мне очень понравился зал-жизненный путь. Он был разделен на множество закутков, где, соответствуя городу и году, располагались документальные свидетельства. В этом музее также очень продумано стереосопровождение.
Есть выставка книг писателя:
Зал с кафедрой:
Некоторые из картин — видеоэкраны. Нажав на них, можно посмотреть отрывок из постановки по пьесе Холберга.
Музей Холберга надо посещать тогда, когда вы хорошо выучите норвежский. Находится музей в самом центре нашего города.
Страница музея