Статья в Arstechnica почти годичной давности рассказывает, что малый и средний бизнес в США начал предпочитать местное производство размещению заказов в Китае. Автор видит 3 причины этому — рост зарплат в Китае, прогресс в автоматизации производства и дорогой кредит (размещение заказа в Китае из-за транспортных издержек приводит к дополнительным месяцам ожидания перед началом продаж и соответствующий рост издержек финансирования). В итоге китайское производство перестает быть выгодным, особенно если учесть проблемы контроля качества.
Все это хорошо, но никак не объясняет, как норвежские фирмы умудряются конкурировать с китайцами и теми же американцами при более высоких зарплатах и сильных профсоюзах, чем в в США, и сопоставимым уровне автоматизации производства? Например, «мирная» страна Норвегия продает вооружений почти на полмиллиарда долларов в год. Все это выпускается частными компаниями без опоры на поддержку государства. Основной покупатель в конечном счете — американский Пентагон.
Другой пример — программирование. Почему самый лучший браузер для маломощных мобильников — Opera, a одна из самых популярных библиотек разработки — Qt норвежской фирмы Trolltech (куплена Nokia).
Или почему маленькая норвежская фирма Trafsys может выиграть конкурс в Австрии у немецкой Siemens на поставку оборудования для туннелей? Оборудование включает электронные платы, собранные в Норвегии.
И интересно, какую роль в этой конкурентоспособности играет роль тот факт, что разница в зарплате в Норвегии между руководством фирм и рядовыми сотрудниками — одна из самых маленьких в мире?
Ну с оржием цена далеко не всегда стоит на первом месте.
А так, в копилку вопросов можно ещё добавить норвежский авось. Хотя может в самых успешных компаниях как раз он и отсутствует.