Встреча с Asieh Amini

Вечером 26 апреля в аудитории Bergen Offentlige Bibliotek прошла встреча с иранской журналисткой, правозащитницей, писательницей Asieh Amini. Встреча была организована Международной Амнистией и организацией Fribyforfatter. Собралось 50 человек — активисты, беженцы, студенты.

ВИДЕОФИЛЬМ о ВСТРЕЧЕ (556Mb, 58 min, английский, норвежский, фарси)

Существует международная организация ICORN (International Cities of Refuge Network), которая помогает писателям, преследуемым на родине, получить убежище в других странах.  В Норвегии есть Fribyforfatter и сеть городов, которые приглашают писателей «погостить». Писатели приезжают, пишут, издают книги. Вот список норвежских городов, участвующих в этой прорамме: Берген, Дробак, Хагесунд, Кристиансанд, Лиллехаммер, Молде, Осло, Скин, Ставангер, Тронхейм, Тромсё. Взгляните на всемирный список программы ICORN.

Когда-то на собрании курдской общины я познакомилась с иранским поэтом Ayaz Khonsyawashan . Он живет в Бергене по программе Fribyforfatter. На встрече с Асиех Амини Айяз и другие иранцы сидели в первых  рядах, были очень рады слышать родную речь и всячески поддерживали свою писательницу — особенно тем, что  переводили в сложные моменты беседы.

На фото Asieh Amini и Elisabeth Dyvik (ICORN)

Второй бергенский писатель-гость, журналист из иранского Курдистана Hossein Heidary, также присутствовал на встрече и участвовал в дискуссии, задавал вопрос про курдов.

Asieh Amini, главная героиня моего репортажа, проживает в Тронхейме.

В Тронхейме проживает и чеченский писатель-беженец Муса Мутаев. Если вы изучите список писателей-беженцев от Fribyforfatter в Норвегии, то обнаружите белорусов, азербайджанцев, индийцев, иракцев, йеменцев, зимбабвийцев, бенинцев и бангладешцев.

Почему Asieh Amini пришлось покинуть родину? Она не могла оставаться равнодушной к нарушениям прав человека, с которыми сталкивалась в Иране на каждом шагу, не могла оставаться просто журналисткой. Асиех говорила на встрече: — У нас в стране не учатся на правозащитников, у нас нет специальных организаций, всё запрещено, приходилось все понимать и находить самостоятельно и это было опасно.

Асиех занималась правами заключенных и приговоренных к смертной казни, проблемами изнасилования и убийства женщин и детей. Всемирную известность она получила после участия в кампании против казни  побиванием камнями. И когда власти утверждали, что таким способом уже никого не казнят, она брала окровавленные камни с мест убийства, чтобы показать их людям.

Она освобождала детей, проданных родителями в секс-рабство. Про одну из таких проданных девочек, Лейлу, Асиех рассказала вот что. Лейлу удалось освободить, найти для нее дом и воспитателей. Так как ничем, кроме проституции, Лейла не занималась, она не умела писать и читать, не была способна к самостоятельной жизни.

После 17 лет работы в Иране и после тюремного заключения Асиех пришлось уехать. В 2009 году она поселилась в Тронхейме.

Асиех среди прочих своих стихов читала посвященные курдским активистам и феминисткам. У нее интересная манера чтения, она почти поёт. Послушать: ВИДЕОФИЛЬМ о ВСТРЕЧЕ (556Mb)

Асиех говорила на английском, а в конце перешла на норвежский. Это привело аудиторию в полный восторг. Потрясающие переходы с фарси на английский, с норвежского на английский — всякий раз какая-то часть слушателей понимала писательницу больше остальных, это создавало интересные резонансы, интересные отклики зала.

Asieh Amini написала книгу о правах человека в Иране. Поскольку основные направления Международной Амнистии сейчас это Иран, Сирия и Египет, МА внимательна к жизни и творчеству Асиех и содействовала проведению бергенской встречи с писательницей.

На фото ниже, справа — поэт Ayaz Khonsyawashan.

В центре — лидер нашей Международной Амнистии Tanja Clifford (аккаунт онли френдз).  Мне очень нравится, как Таня работает и какой она человек.

Asieh Amini рассказывала о других своих друзьях, которые находятся в иранских тюрьмах.

В 2011 году издательство Норли выпустило книгу  стихов Asieh Amini «Не подходите к моей мечте с оружием» (‘Kom ikke til mine drømmer med gevær’). Купить книгу можно здесь. Это перевод Nina Zandjani с персидского на букмол.

На моей фотографии на книжке лежит открытка Амнистии. На открытке — Насрин Сотудех, всемирно известная иранская правозащитница-адвокат, занимавшаяся такими вещами, как защита людей, приговоренных к смерти за преступления, совершенные до совершеннолетия, поддержка оппозиционеров, права женщин, защита детей от жестокого обращения.

Насрин  и Asieh Amini —  соратницы Ширин Эбади, лауреатки Нобелевской премии мира 2003 года («за вклад в развитие демократии и борьбу за права человека, особенно женщин и детей в Иране»). Медаль и диплом премии иранские власти у Ширин изъяли.

Насрин Сотудех была осуждена на 11 лет тюрьмы за свою правозащитную деятельность, приговор содержал  формулировки «действия против национальной безопасности» и «пропаганда против режима»,  запрет юридической практики и выезд из страны на 20 лет.

«On, January 9, 2011, Iranian authorities sentenced Sotoudeh to 11 years in jail for charges that include «activities against national security» and «propaganda against the regime.» Additionally, she has been barred from practicing law and from leaving the country for 20 years»

Насрин несколько раз объявляла голодовку, протестуя против жестокого обращения и запрета свиданий с родными. После сухой голодовки правозащитнице была разрешена встреча с её маленькими детьми.

Слева  — Али Ватти из Støttegruppe For Syriske Flyktninger

Мир тесен, а мир правозащитников — особенно. Недавно Асиех получила премию Оксфам-ПЕН — одновременно с Михаилом Бекетовым.

Иранский журналист и поэт Asieh Амини является одним из шести победителей Oxfam Novib / PEN премии 2012 года.

Иран, к сожалению, не единственная страна, в которой свобода слова нарушается…пять других лауреатов:

Иранская встреча была очень важной для меня. Когда знакомишься с писателем, с человеком, который сохраняет и развивает речь — кроме  того, что это большая честь и ответственность — знакомишься с целым народом.  Это была хорошая возможность увидеть народ. Также встреча помогла мне узнать о иранцах-правозащитниках, которые подвергаются репрессиям, но продолжают говорить о правах человека.

И еще — это меня удивляет постоянно, уже много лет и во всех странах, при каждой встрече с людьми, занимающимися такой странной вещью как гуманность — всеобщность некоторых вещей. Да, разница культур может быть огромной, но есть фундаментальные принципы, которые есть у всякого правозащитника из любой страны. Это позволяет мгновенно находить общий язык.

Возможно, эти фундаментальные принципы — естественная реакция всякого мыслящего человека на диктатуру и несправедливость. Поэтому правозащитники всех стран так похожи — похожи даже больше, чем представители одного народа.

Можно не знать имени человека, с которым ты стоишь рядом в протесте, но делать вместе с ним грандиозные вещи, изменяющие ход истории.

Можно не знать ни одного слова на иностранном языке и понимать абсолютно всё, что говорит твой собеседник.

Можно быть уверенным, что в любом городе на земле есть такие же люди, как и ты, которым небезразлично происходящее вокруг и у которых есть особый транспарант, на котором на разных языках, разными цветами, разными словами всегда написано одно и то же слово — «свобода».

Встреча в фэйсбук Fribyforfatter-arrangement med Asieh Amini fra Iran.

Статья про Асиех и ПЕН-премию

Анонс встречи на shahrazadeu.org (ошибка в дате встречи:)

Upd:

мобилография Али, я справа:

Поделиться
Запись опубликована в рубрике Культура, Протесты и социальные инициативы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий