В одной из ниш Teatersalen находится скульптура «Til Bergen By ved 900-årsjubileet mai 1970 fra Trondheim». Это Святая Суннива, самая первая норвежская христианская святая. Легенда о ирландской св. Сунниве очень напоминает легенду о британской св. Урсуле.
Отрывок из очень интересного текста «Некоторые особенности христианизации Скандинавского региона» с портала Богослов.ру
5.3. Святая Суннива. Ирландское влияние
Из глубины веков до нас дошла удивительная история об ирландской принцессе, которая по воле судьбы оказалась вдали от своей родины и стала святой. Впервые упоминания о святой Сунниве встречаются в латинских жизнеописаниях ок. 1170 года («Acta Sanctorum in Selio») .
Вот что повествуют об этом дошедшие до нас сказания. В Ирландии в правление императора Оттона Великого (+973) жила блаженная Суннива. Она была дочкой некого ирландского конунга. После смерти своего отца ей пришлось самой управлять страной. Ее жизнь была живым примером благочестия для людей. Но один правитель услышал о ее святости, благородном происхождении, красоте и добродетелях. Он напал на страну, подчинил себе и, придя к Сунниве, угрожал погубить весь народ и страну, если она не согласится выйти за него замуж .
Сигрид Ундсет объясняет эту ситуацию традицией, которая существовала к тому времени в Ирландии. Для небольших ирландских правителей было выгодно связывать иноземных морских предводителей предложением взять свою дочь в жены. В таком случае эти предводители, обычно знатные викинги, брали на себя заботу охранять владения от нападения других викингов . Возможно, что этот вождь пришел к Сунниве, услышав о смерти ее отца, но она ответила ему отказом. Тогда он начал разорять страну, чтобы устрашить святую Сунниву и принудить ее к согласию. Но святая, горя любовью к Богу, предпочла покинуть страну, нежели выйти замуж за языческого правителя.
Святая Суннива собрала тогда весь свой народ и сказала им: «Мои возлюбленные друзья, я собрала вас здесь, чтобы обсудить положение в нашей стране, которой мы вместе управляли». Далее она обрисовала ту ситуацию, в которой она оказалась. Святая сказала о своем желании расстаться с горестями и переживаниями земной жизни и о своем желании последовать за Христом Спасителем. Она предложила тем, кто бы этого хотел, отправиться с ней, а кто предпочел остаться на родине, волен был сделать так.
Освободив свой народ от всех обязанностей по отношению к ней как к правительнице, она стала готовиться покинуть Ирландию. Но народ очень любил Сунниву за ее доброту и благочестивую жизнь, и поэтому многие не захотели разлучаться со своей любимой правительницей. Святая Суннива села на три корабля с многочисленным народом, который решил последовать за ней, и отправилась в плавание. После долгого плавания корабли попали в шторм возле норвежских берегов и вынуждены были разлучиться. Таким образом, один из кораблей оказался на острове Кинн. Два других корабля, на одном из которых находилась святая Суннива с остальными людьми, приплыли к необитаемому в то время острову Селье. Оба этих острова находятся у западного побережья Норвегии среди других многочисленных островов.
Здесь люди и поселились в пещерах, в изобилии имеющихся на острове. Они проводили время в молитвах, а питались в основном рыбой. Как говорит житийное повествование, через некоторое время их пребывание было обнаружено норвежцами, которые стали подозревать и обвинять чужеземцев в похищении скота. Они обратились к Хокону Ярлу (Håkon Sigurdsson +995), прося его помощи. Хокон отправился со своими воинами на остров, чтобы наказать пришельцев.
Ирландцы, услышав, что на них плывет норвежское войско, стали усердно молиться, чтобы Господь спас и сокрыл их от преследователей. Они не боялись смерти, они боялись попасть в руки язычников и предать свою веру. Тогда, как повествует сказание, Бог услышал их молитву: с неба стали падать камни и покрыли людей в каменных пещерах, где они находились. Когда ярл прибыл на остров, то, к своему удивлению, он никого там не нашел.
Через некоторое время два знатных землевладельца, которых звали Торд Ейгилейвссон и Торд Йорунссон плыли на север в Тронхейм. Проплывая ночью возле острова Селье, они увидели необычный свет. Тогда они сошли на берег и подошли к тому месту, откуда шел свет. Свет потоком выходил из земли и уходил в небо к звездам, и от света исходило необычное благоухание. Тогда два Торда решили известить об этом известного своей мудростью Хокона Ярла, чтобы тот объяснил это явление. Когда они поплыли к нему, то услышали что Хокон Ярл, который был последним правителем-язычником в Норвегии , убит.
К власти пришел Олав Трюггвасон (+1000). Конунг Олав, который был христианином, услышав от двух Тордов известие о необычном свете, предложил им, прежде всего, принять крещение и стать его друзьями. Те согласились, были крещены, научены вере и с богатыми дарами отпущены. Через некоторое время Олав сам попал на остров. Вместе со своими людьми он раскопал пещеры и в одной из них нашел тело святой Суннивы, которое было неповрежденным. Она лежала в пещере, как будто спала. После этого Олав построил рядом церковь.
Впоследствии там был организован бенедектинский монастырь. В 1170 году тело святой Суннивы было перенесено в Берген, в церковь Христа Спасителя. Она стала покровительницей Бергена. На острове Селье была даже устроена епископская кафедра.
«Сложно узнать, была ли Суннива исторической личностью, но традиция о ней и «людях из Селье», свидетельствуют в любом случае об одном из ранних христианских импульсов из ирландских пределов на норвежское побережье» . Можно предположить, что с конца IX и весь X век в западных и южных областях Норвегии существовало заметное ирландское влияние.
Эрик Рекдал в своем эссе «Дева с Запада. Святая Суннива – первая норвежская святая?» также высказывает мысль, что сейчас сложно со всей вероятностью сказать, идет ли здесь речь о реальной святой. Для нас важно то, что Рекдал считает существование этой традиции почитания святой Суннивы ярким свидетельством ирландского влияния в христианизации Норвегии. А историческая реальность «людей из Селье», как их принято называть в исторической литературе, никогда не подвергалась сомнению. По всей видимости, это были ирландские монахи.
Как бы то ни было, интересен сам факт, что святая Суннива, по словам Э. Рекдала, «по всей вероятности самая древняя (норвежская) святая, о которой мы знаем, — древнее как святого Олава (1030), так и святого Хальварда (ок. 1043)» . Не исключено также, что сказание о святой Сунниве имеет гораздо более древнюю историческую основу.