увидела запись в жж aqua18
Путешествия развивают ум, если, конечно, он у вас есть. (Гилберт Честертон)
Вот накопила немного случаев из моей практики.
Я работаю гидом в музее Эдварда Грига Трольхаугене. Наш музей маленький, но очень популярный, практически все туристы, прибывающие в Берген, отправляются к нам, чтобы, так сказать, припасть.
Больше всего радуют большущие американские группы с круизных кораблей. Они настолько трогательны в своей наивной невежественности, что это уже не удивляет.Как правило их групплидеры не проводят с ними предварительной работы и, приехав в музей, туристы не имеют понятия, кто такой этот Эдвард Григ и чем он занимался. Поэтому их организованно ведут сначала в видеокомнату, где они быстренько смотрят фильм о Норвегии (в том числе о нашем музее) с музыкой Грига, естественно. Потом пробегаются по выставке о жизни композитора, где вся информация дублируется на стенах на английском языке, а уже потом их ведут в сам дом композитора. В доме их встречаем мы. Вот тут и начинается самое забавное.
Огромный дядька в ковбойской шляпе, указывая на картину на стене,подаренную Григу его датскими друзьями:
-Это Григ написал эту картину?
-Нет, Григ не писал картин.
— А что он писал?
Я после этого вопроса в ауте, это уже после видеокомнаты и посещения выставки (где все о композиторе и по-английски!).
Еще один дядька, в этот раз нарядный, в темно-синем блейзере и кремовых наглаженных брюках. На голове ковбойская шляпа, разумеется.Весь его вид кричит «смотрите, я-богат». Указывает мне царственным жестом на рояль композитора, стоящий в гостиной.
-Это Стенвей?
-Да,да!-чуть не задыхаюсь от радости я. Надо же человек с круизного корабля знает, что такое Стенвей.
-Я тоже купил своей жене Стенвей. Он стоит у нас как украшение. Моя жена на нем не играет.
— Почему?
-Она не умеет.
-Но ведь на инструменте, тем более таком, нужно обязательно играть!
-Зачем?- на его лице неподдельное изумление.
А вообще американцы очень любят задавать такие вопросы:
-Сколько стоит этот рояль?
-Сколько Григ зарабытавал в год, если перевести в доллары?
-Почему стены в доме ничем не оклеены, у него не было денег на decoration?
-Где у Грига были ванная и туалет?
-Туалет был на улице?Разве они не мерзли, когда ходили туда?
-Какой косметикой пользовалась жена Грига?
Совсем другое дело наши отечественные туристы. Они уже подкованы, им в автобусе групплидер ставит диск с музыкой Грига или с фильмом, который он заблаговременно приобрел в нашем музее.
Начинаю экскурсию, передо мной русская группа, состоящая в основном из пожилых дам.
Для затравки задаю риторический вопрос:
-Вам, конечно, не нужно напоминать, кто такой Эдвард Григ…
— Конечно, нет! Мы же из Санкт-Петербурга!-перебивает меня одна из туристок.
Жену Эдварда Грига звали Ниной, меня тоже так зовут, поэтому, начинаю экскурсию я обычно словами. «Здравствуйте, меня зовут Нина. Такое же имя носила жена Эдварда Грига». И в 90% случаев кто-нибудь из русских туристов обязательно задает вопрос:»Она что была русской?».
Очень старенькая норвежская туристка, услышав мой славянский акцент.
-Дружок, а ты откуда приехала?
-Из России. Из Москвы.
-Ой, а можно я тебя, дружок, потрогаю? Я за свои 80 лет никогда не встречала человека из Москвы.
Провожу экскурсию для пятерых латышей.В течение всей экскурсии две девицы постоянно хихикают и переминаются. Я в недоумении, только, подойдя ближе, чувствую до боли знакомое амбре. Латыши основательно «подогрелись» перед визитом в музей. Заканчиваю, экскурсию, они меня благодарят и после небольшой заминки произносят:»Спасибо вам большое, оказалось так интересно. Вообще-то мы на экскурсию не планировали. У вас тут просто такое место красивое, а у нас с собой пара бутылочек вина, вот мы и хотели сесть на бережку и их распить, а тут оказывается можно и на экскурсию попасть.» Пришлось объяснять, что музей-это место общественное и распивать на бережку здесь просто не допустимо.»Ладно, -вздыхают они,- зато экскурсию послушали.»
Две английские старушки. Шляпки с цветочками, кружевце вокруг дряблых шеек, а английский, на котором они говорят, настолько прекрасен,что при его звуках у меня вдоль позвоночника бегут мурашки. Старушки выбирают открытки, я смотрю на них и думаю:»Просто ожившие Мисс Марпл. Какой там 21 век!». Старушки наконец выбрали открытки, подходят ко мне, чтобы рассчитаться. Одна из них, доставая кошелек, указывает на подругу скрюченным морщинистым пальчиком:»Я заплачу за нее, но Вы не думайте, она не моя любовница.» Здравствуйте, 21 век и кабельное телевидение!
Во время сезона мы носим фирменные футболки с нотами «Утро» из «Пера Гюнта» на груди. Такие же футболки продаются у нас в качестве сувениров. Итальянская матрона держит в руках футболку, которую она только что долго выбирала, уставившись на меня, вдруг неожиданно выдает:»Какой у вас размер груди?». Я в изумлении не нахожусь что ей ответить. «Да Вы не смущайтесь,-матрона успокаивает меня,- у моей дочери такая же грудь как у вас, хочу ей подарить футболку, а размер не могу подобрать.Может, Вы мне подскажете?»
Опять же о футболке. Веду экскурсию для американской группы. Из рядов туристов выступает очень древний дедушка, достает из кармана очки, еле передвигая ноги подходит ко мне вплотную и, наклонившись, начинает пристально разглядывать мою грудь. Я удивленно замолкаю. Дедушка,ничуть не смутившись:»Продолжайте, продолжайте, я просто хотел прочитать ноты на вашей футболке».
Этот же дедушка достает трясущимися руками фотоаппарат из сумки и налаживается фотографировать. На мое замечание о том, что фотографировать в доме не разрешается, дедушка разочарованно вздыхает:»Я не собирался продавать эти фото, просто хотел разместить их на своей страничке в фейсбуке».
Норвежка с севера рассматривает пристально портрет Грига, на котором композитор запечатлен в возрасте 25 лет. У Грига роскошная светлая шевелюра. Следует вопрос:»Почему у него такие пышные волосы?». «Повезло, природа одарила»,- отвечаю я. Она не соглашается.»Что вы! Он волосы, безусловно, укладывал!А,скорее всего, накручивал на бигуди и так спал!» Поднимает голову и видит портрет Ибсена, которого природа тоже не обидела в плане шевелюры, торжествующе произносит:»Вот видите!И Ибсен тоже так делал!»
А еще мне хочется похвалить русских туристов. Это они самые подкованные и заинтересованные, это они задают умные вопросы,это они могут прослезиться во время экскурсии. В моей практике было немало случаев, когда русские туристы, прочитавшие рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками», начинают выяснять, а существовала ли такая девочка Дагни Педерсен, и действительно ли Григ посвятил ей свое произведение. Как же это приятно!
Если кто не читал чудесный рассказ Паустовского, настоятельно рекомендую. Не пожалеете о потраченном на чтение времени. Вот ссыль http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/t
А вот и дом композитора.На переднем плане Камилла Паркер Боулз, а в желтой дождевой панамке наша норвежская королева Соня.
</s