28 сентября 2013 года с 12 до 15 часов дня мусороперерабатывающая компания BIR устраивала день открытых дверей на станции недалеко от Бергена, в Rådalen (Fanaveien 219). На самом деле приехать посмотреть на свалку можно в любой день. А вот попасть внутрь энергетической установки (energianlegget) не так просто.
Видеофильм:
Бергенский гид по сортировке мусора, переведенный на русский язык Терентием
Фоторассказ:
Гостей на мусорной станции было не так уж много, за весь день несколько сотен человек. Не сравнить с интересом к пожарникам: и это притом, что пожар — случай уникальный, а вот мусор — это то, что человек выбрасывает каждый день.Автомобиль, который ездит на энергии, добытой на мусорном заводе, стоит недалеко от мойки для мусоровозов. Каждый водитель после рейса сам моет машину.
На первой картинке элбиль, на второй — гибрид:
«Думал ли ты, что обычный мусор имеет такое большое значение?» На картинке показано, как мусор сбрасывают в яму, затем захватывают большой механической рукой и сжигают. Тепло, которое образуется при сжигании, нагревает воду. Вода (пар) используется для того, чтобы отапливать дома и вырабатывать электричество. Твердые отходы, которые получаются при сжигании, идут на дальнейшую переработку — например, из них могут извлекать металлы. Опасные отходы увозят для переработки в другие места. Воздух очищается спецфильтром и проходит проверку перед тем как вылететь из трубы.
Мечта любого ребенка о катании на мусорной машине реализовывалась с помощью самого нового грузовика, купленного в апреле. Поскольку я уже ездила на местном мусоровозе, мне без труда удалось уговорить Терентия в этот раз не залезать в милую зеленую машинку, пусть даже и помытую. Но остальные дети не были так осторожны. На плакате написано о том, что на 4 мобильные станции сбора мусора в центре собирают мебель, лесоматериалы, электроника, картон, опасный мусор и металл. И вот самая первая группа детей и родителей отправилась на экскурсию по заводу. Надпись на дверях: «Обязательны шлем и очки».
Чистая зона, центр управления: Терентий очень завидовал оператору: Второе кресло пустовало. Написано, что в реакторе перерабатывается большинство типов опасных веществ. Найденные в обычных мусорных баках предметы доказывают, что не все жители Бергена понимают, как правильно выбрасывать ненужные вещи.
Сделать фотографию огня в печи мне не удалось, но в коридоре завода я увидела именно такую картинку:
Работники BIR придумали эстафету с мусорными баками, участвуя в которой можно было выиграть приз. Тот, кто бегал быстрее всех, получил велосипед. За смену водитель мусоровоза переворачивает несколько сотен маленьких баков. На самом деле это вовсе не так весело — бегать с мусорными баками под дождем или по снегу. Часто ради воображаемой экономии люди вместо одного большого контейнера ставят рядом до 20 маленьких баков, для каждого дома отдельный. Для общества в целом это не выгодно.
Игра наподобие крестиков-ноликов, но с сортировочным уклоном (участники получали фрисби и коробочку для завтраков) В павильоне висела большая общегородская схема переработки. Видно, что существует мусор, который используется вторично и неперерабатываемый, именно неперрабатываемый мусор сжигают Также здесь нарисовано, как получается биогаз: Слева на фото Ingrid Hitland, daglig leder BIR Avfallsenergi AS:
Мы спросили сотрудников BIR о том, чего сейчас хочет профсоюз. Нам сказали, что рабочие хотят повышения зарплат. На вопрос о том, сколько женщин работает непосредственно на машинах, нам ответили, что только две. Работа в частных компаниях по-прежнему остается в Норвегии мужской, женщины предпочитают государственные фирмы с хорошими гарантиями в случае увольнения. Об этом во время стачек говорят лидеры женского рабочего движения.
Также мы говорили о социальном демпинге в мусорной индустрии, о рабском положении иностранных рабочих в местных фирмах, сотрудничающих с BIR и о многочисленных нарушениях трудового законодательства, которое я заметила во время своего нелегального рейса на одной из мусорных машин. По поводу нарушения прав иностранным рабочим посоветовали контактировать с человеком, которого зовут Svein Austrud.
На фотографии ниже слева — административный директор концерна BIR, Steinar Nævdal, а справа — Toralf Igesund, шеф по управлению и развитию.
Нет, не тщательная сортировка и переработка мусора больше всего впечатляют в Норвегии. А то, что любой горожанин может поговорить с администрацией мусороперерабатывающего завода, а любой ребенок — заглянуть в мусоросжигательную печь. И для этого не надо предпринимать никаких сложных манипуляций, платить огромных денег или иметь связи. Наоборот, фирма сама заинтересована в том, чтобы люди понимали, что происходит на заводе, и для этого издает информационные журналы и листовки, участвует в городских праздниках.
Конечно, переработка мусора в Норвегии не так совершенна, как нам хотелось бы — особенно в том, что касается прав человека. Но всё равно норвежское отношение к экологии, отходам и социальной ответственности вызывает уважение. Отношение к собственному мусору — фундамент общества. То, с чего всё начинается. Хотите изменений? Начинайте сортировать.
Дальше будут фотографии, сделанные на территории свалки. Обычно здесь куда больше интересных вещей. Посмотрите наш предыдущий репортаж, сделанный не в день торжественного приема.