Я наблюдала за строительством лестницы на высокий холм с самого начала и, конечно, рассматривала картинку проекта. Нет, эта лестница и не должна была быть красивой. Огромные горшки с деревьями и разноцветные-разновеликие ступени, призванные изображать камни водопада, создавали ощущение, с которым, как это часто бывает с норвежскими произведениями искусства, можно было смириться только путем аутотренинга. Я говорю «смириться», потому что любить северную архитектуру, скульптуру, живопись, моду для меня гораздо сложнее, чем просто согласиться с возможностью существования «и таких» культурных объектов тоже. Критерии красоты, культурный слой, исторический фон, узкий персональный кругозор, консерватизм и так далее – есть много слов, которые можно использовать для медитации около кошмарного арт-объекта типа «видимо, я что-то не понимаю». Но если смириться с уродством можно, то как смириться с дискриминацией?
Когда лестница к Йоханнескирхе еще только строилась, к нам в Берген приезжала молодая белорусская художница и активистка Дарья Данилович. После того как мы обсудили эстетическую сторону лестницы, Дарья спросила:
– А как же люди с инвалидностью будут подниматься по этой лестнице?
– Ты же в Бергене! Это город, который подходит для всех!
читать весь текст на сайте Радио Свобода
видеофильм с акции: