Испания 2016: Босх, Прадо / El Bosco, Prado

14-001

Прадо — небольшой музей с плохой навигацией. Одного дня на Прадо для первого раза оказалось больше, чем достаточно. Огромная коллекция втиснута в неудобные и плохо освещенные помещения. Кроме Босха в Прадо есть картины Брейгеля и Патинира — «Триумф смерти» и «Переправа в Преисподнюю», недавно обнаруженная огромная картина «Вино на день святого Мартина» (148 × 270.5, см. лекцию В.С.Булгарова). Таких Брейгелей мы еще не видали. Мемлинг «Поклонение волхвов», Боттичелли «История Настаджо дельи Онести» (первые три серии), «Кардинал» Рафаэля и  «Мария Тюдор» Дасхорста. На этом, пожалуй и всё. Особенно всё — скульптура и испанская живопись.

В музейные кассы стояла длиннейшая очередь, хотя билеты можно было купить через интернет. Для Босха были открыты специальные кассы. Вместе со мной на выставке были Леша, Карлос и Глеб. В кассе, где полагалось получать забронированные билеты, нам  удалось купить билеты для всех и пройти одновременно. Осмотр выставки занял три часа. 14-004
Эль Боско утрамбовали в несколько залов для временных выставок. Прадо удалось добыть некоторые редкие работы + каталог выставки «El Bosco. La exposición del V centenario» (53 экспоната против 103 в Ден Бош, очень мало рисунков) очень хорош. Был представлен Alaert du Hamel — художник, работавший рядом с Бохом в пространстве церкви и в символической плоскости (1 2)

Оригинал «Сада земных наслаждений» отличается от всех просмотренных мной ранее копий — небесное телевидение высокой четкости, стоп-кадр. 14-003
Коллекции картин прошлых времен — словно коллекции видеофильмов сейчас. Кто-то собирал коллекцию из тщеславия, кто-то для украшения жизни. На картины смотрели долгое время, они были предметом дискуссий, причиной общественных и культурных перемен, нравственным наставлением.

В Ден Бош картины показывали в темноте, в Прадо — в освещенных залах. Темнота оказалась интереснее и естественнее. Картины были написаны в северных мастерских — сумрачных, холодных — и предназначались для уединенного изучения.  Испанская жара, свет, толпа, суета — всё это разрушало чувства. В Ден Бош казалось, что люди собирались и зажигали свечи для того, чтобы лучше рассмотреть и обсудить картину.14-005
Про Босха в Прадо написала Ирина Олих — для Артхива. alexspet перевела и дополнила интересными комментариями слова экспертов Прадо о реставрации: «Поклонение волхвов» , «Семь смертных грехов» (авторство утрачено благодаря Bosch Research and Conservation Project), «Извлечение камня глупости» (авторство утрачено), «Воз сена» . Также смотрите ее записи про «Сад» и «Страшный суд» . Сайт реставрационного проекта: http://boschproject.org/. Глава центра творчества по изучению Босха, Маттайс Илсинк, рассказал Елене Кравцун из «Коммерсанта» о подготовке к выставкам.

После выставки в Прадо мы поехали в Эскориал, чтобы посмотреть на гобелены и еще несколько картин Босха. Про выставку «Босх в Эскориале» я не откуда не узнала, просто сама специально посмотрела заранее, нет ли. Никакого особого шевеления по поводу юбилея Босха в Мадриде нет и никто туристам не сообщает о возможностях. Гобелены Эскориала созданы в Брюссельской мастерской, не являются точными репликами, выполнены в другой цветовой гамме. Гобелен по «Саду» зеркальный — триптих превращен в единый пейзаж, разделенный колоннами. Это больше не различные времена и пространства — единое огромное поле, с одной стороны которого небо и земля темнее

25677483765_fb98092a45_b

Известно, что одним из тех, кто делал гобелены (гобелены в принципе, я не нашла ничего про автора гобеленов Эскориала) по мотивам Босха уже после смерти мастера, был знаменитый Питер Кук ван Альст, в мастерской которого работал и на дочери которого был женат Питер Брейгель

tumblr_static_haywain_tapestry_big

То, что в Ден Бош показывалось как основообразующее — религиозность, святой Ян, братство Богоматери, в Прадо упоминалось вскользь, не нависало церковными башнями, деревьями, домами, не светилось туннелями и не ухало колодцами. Фокус словно перемещался на личности коллекционеров, в особенности на короля Филиппа II.

14-002

Испанцы-завоеватели, аристократы осуществляли «собирание» картин Босха и других нидерландских художников. Когда читаешь в музейных текстах, что испанская коллекция «свидетельствует о хорошем вкусе короля Филиппа II» и про «культурное наследие», становится не по себе. Скорее испанская коллекция свидетельствует о войне, о страданиях людей. Уродливая решетка Эскориала — еще одно свидетельство. Монастырь Эскориал — жилище религиозного фанатика, инквизитора, убийцы собственных детей,  бюрократа, интригана, захватчика, цензора, деспота, истратившего ресурсы захваченных земель на коллекционирование чужой смерти.

Выставка, разумеется, вызвала ажиотаж и была продлена до 22 часов в обычные дни, до 24 в субботу и до 25 сентября в целом:)

Разумеется, мадридская выставка была важной, но говорить о том, что она оказалась центральной в год Босха — большое преувеличение. Одна из многочисленных экспозиций, связанных с художником, кусочек головоломки, правая створка. То, что было нужно увидеть. Всё самое важное случилось в Ден Боше.

Каталог испанской выставки в онлайн-магазине Прадо

Upd 13 февраля

PARADISE — A contemporary interpretation of The Garden of Earthly Delights

Инсталляция, сделанная STUDIO SMACK к 500-летнему юбилею Босха. Современная интерпретация патриархальной фаллоцентрической цивилизации, ода порнокультуре. На горизонте — спутники — волшебные замки индустрии примитивных интерактивных развлечений. В центре бордель, где торгуют женщинами. Живые лабиринты и пирамиды задают ритм ритуала вертикальной власти, танца иерархического культа. Перед нами глупость, тщеславие, чревоугодие, насилие существ-сосредоточений пороков и множество других воплощений создателя этого мира — включая фокусника, безуспешно пробующего привлечь к себе внимание хождением по воде. Мы не видим, что находится за границами фаллоцентрического образа жизни. На триптихе Босха картина мира шире, но альтернативы нет. Современный культ фаллоса на вечность не претендует, устанавливает вооруженных стражей на границах.

Поделиться
Запись опубликована в рубрике Жизнь замечательных бергенцев, музеи с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий