Испания 2016: Гендерное равенство / Igualdad de género

06-007

Радфем граффити — «Мачисты, остерегайтесь!»

Антипатриархальный Мадрид начался для меня с листовки группы Vecinas de Lavapies (Соседки из района Лавапьес): «Тревога! Нападения в нашем районе».  В листовке говорилось, что в одном из баров на улице Argumosa мужчина положил психотропный препарат в напиток одной из посетительниц, которую затем в бессознательном состоянии увели в один из ближайших домов и изнасиловали. «…Разговаривайте с женщинами, находящимся в уязвимом положении, спрашивайте, не нуждаются ли они в помощи, наблюдайте, не охотится ли кто-то на них… Если вы чувствуете, что вы сами находитесь в опасности — просите о помощи других женщин и предавайте огласке случаи насилия….Люди хотят наслаждаться жизнью и свободой и ощущать себя в районе безопасно…» — вот что говорят Соседки.

 01-001

Ксения Мамаева, мадридская феминистка и одна из активисток группы Vecinas de Lavapies (vecinaslavapies@riseup.net), участвует в информационной кампании против насилия в районе Лавапьес — распространяет листовки, стикеры, разговаривает с персоналом баров и кафе, с людьми из уязвимых групп.

31-628

Стикер : «Пространство, свободное от мачистского насилия»

Феминистская  борьба в Испании имеет столетнюю историю, но насилие против женщин и детей остается одной из самых актуальных общественных проблем.

01-067

Граффити «Мачизм убивает» — имя, возраст, место жительство убитых в 2016 году женщин

Официальная хроника исключает многие случаи — убийство детей, проституток, трансов, неинтимный фемицид. Feminicidio.net ведёт общественную хронику убийств на гендерной почве. На сайте внимательно изучается каждый случай. Список убитых предваряется номером бесплатного телефона доверия для жертв насилия 016.

С января по июль в Испании был зарегистрирован 61 случай фемицида, за июль — 10. В год от рук мужчин гибнет 113-126 женщин, детей, трансов.

Хроника указывает на системность проблемы. Почти во всех случаях убийство на гендерной почве завершает собой длинную историю дискриминации, в которой беспомощность жертвы и безнаказанность насильника до момента убийства обеспечены социальными нормами.

Несмотря на то, что в Испании есть закон, защищающий права женщин, его реализация затруднена. В связи с экономическим кризисом сокращено финансирование служб поддержки и жертвы вынуждены оставаться с насильниками, надеясь только на свои силы.

01-066

Сайт desafiosycompromisos.blogspot.no пишет, что За последние 16 лет 92 несовершеннолетних были убиты партнерами или бывшими партнерами своих матерей. Мужчины часто используют детей для того, чтобы манипулировать матерями, что тоже является разновидностью насилия. В 63,6% случаев дети младше 18 лет являются свидетелями насилия над матерями. В статье приводится мнение: Ángeles Álvarez считает, что лучший способ защитить детей — это защитить матерей.

Angeles-alvarez-fotografia--Laura-Jimenez-1

Ángeles Álvarez — радикальная испанская феминистка, которая всю свою жизнь посвятила борьбе с дискриминацией женщин и гендерным насилием. Лидер и участник многих правозащитных групп и организаций. 28 октября 2005 года заключила брак с Teresa Heredero, первый лесбийский брак в Мадриде. Первая открытая лесбиянка в парламенте  (2013).

Ежегодно 25 ноября во всём мире проходят акции против насилия над женщинами. В Мадриде это крупные демонстрации под девизом «За общество, свободное от гендерного насилия» — марши, требующие ужесточения законодательства и социальной поддержки жертв.

06-005

25 ноября 2015  года для демонстрации со всей страны съехалась  21 000 человек — 70 феморганизаций, 380 региональных движений и партий, в том числе активисты Балеарских и Канарских островов. Фиолетовая и черная одежда, фиолетовые флаги, множество антимачистских транспарантов. Проводился флешмоб против фемицида — женщины ложились на асфальт, их обводили мелом, словно мёртвых.

Одноименная инициатива «За общество, свободное от гендерного насилия» violenciagenero.msssi.gob.es от имени Министерства здравоохранения, социального обеспечения и равенства с 2004 года награждает людей, ведущих борьбу за права женщин. В 2015 году люди и лауреатами стали:

  • Национальная конфедерация Глухих (CNSE), помогающая женщинам с ограниченными возможностями рассказать о насилии и узнать о том, как противостоять насилию;
  • Mabel Lozano, режиссер документального кино о правах человека, в частности о торговле женщинами (“Voces contra la trata de mujeres”, “Chicas nuevas 24 horas”);
  • организация Mundo Cooperante, с 1998 года ведущая борьбу против женского обрезания;
  • организация ACNUR за координацию международных действий по решению проблем беженцев
  • José Antonio Burrielадвокат, эксперт в области гендерного насилия, президент ассоциации “No más violencia de género;
  • Correos — почта — за участие в инициативеEmpresas por una Sociedad Libre de Violencia de Género” («Бизнес для свободного от гендерного насилия общества»);
  • Mutua Madrileña, частная компания, присоединившаяся к “Empresas por una Sociedad Libre de Violencia de Género”, поддержав работу молодых студентов против гендерного насилия и информационную кампанию “A mi no me gustas tú”;
  • Pilar, Virginia García Rodríguez, Mª Ángeles, Karin, Miriam, María, Patricia и Ana Isabel — 8 участников телепрограммы «Amores que duelen«, продемонстрировавшей реальность гендерного насилия. В программе также рассказывалось, как противостоять насилию;
  • посмертно награду получила юрист, защищавшая жертв насилия и принимавшая деятельное участие в принятии закона против гендерного насилия, Dª Soledad Cazorla. После её смерти был создан фонд поддержки детей жертв насилия имени  Soledad, выдающий стипендии на обучение.

Проблеме семейного насилия посвящена хорошо известный русскоязычным феминисткам благодаря переводу accion_positiva «Учебник для женщин, подвергающихся насилию, которые хотят перестать ими быть«, написанный  Консуэло Барэа.

Консуэло Barea Payueta родился в Барселоне в 1949 году он закончил по математике в 1976 году и в медицине в 1984 г. Он работает в качестве медицинского психотерапевта с 1984 года с 1995 года сосредоточил свою практику по предотвращению гендерного насилия с помощи жертв, проведения обследований, профессиональной подготовки и консультации для организаций и учреждений.

Consuelo Barea Payeta — испанская феминистская писательница, психотерапевт. Работает для предотвращения гендерного насилия, занимается медицинской, социальной, психологической помощью жертвам.

9788461655106«Handbook for abused women who want to stop being» про цикл насилия, про страхи и печали, которые испытывают женщина-жертва и дети-жертвы, попавшие в сложную жизненную ситуацию.

Физическое, психологическое, экономическое, сексуальное насилие, заблуждения жертв, неправомерность самообвинения, манипулятивные практики сексистов, способы выхода из абьюза, пост-травматические состояния — всё это темы книги. Одна из глав посвящена виктимизации, отдельно рассматриваются персональный и социальный стокгольмские синдромы. В заключительной части речь идет про фемицид, затрагиваются такие важные темы как истинные причины доминирование мужчин в пространстве культуры, истории и науки и лицемерие духовных лидеров-мужчин (один из примеров, который приводит Консуэло — повседневная жизнь Ганди). Советую прочитать эту книгу всем молодым женщинам и прошу порекомендовать книгу своим подругам-матерям-женам-сестрам. Даже если сами вы не сталкиваетесь с проблемой абьюза в повседневной жизни, полезно знать, что такое семейное насилие, чтобы не оставить без внимание то, что, возможно, происходит в соседней квартире, в соседей семье, в жизни важных для вас людей.

Недавно вышел документальный фильм о мачистском насилии в Испании «La maleta de Marta«.

01-024

Плакат документального фильма «La maleta de Marta» (Günter Schwaiger, 2013)

Luisa Segura Albert опубликовала интересную рецензию на фильм. Впрочем, вы можете посмотреть его сами — это история дискриминации, интервью с насильниками:

Слева от плаката «La maleta de Marta» вы могли заметить желтый листок бумаги с надписью AUTODEFENSA TRANSFEMINISTA TURAS. Вот видеоролик группы Самозащиты трансфеминисток, снятый в 2014 году. Обратите также внимание на ютуб-канал Movimiento Feminista Madrid.

Группа проводит классы самозащиты — о том, как разговаривать с потенциальным насильником, как себя вести в ситуации, угрожающей для жизни, как противостоять физическому насилию. Изучается голос, походка, поведение. Классы проводятся не только в Мадриде, так в мае 2015 года группа из 10 человек выезжала на четырехдневный фестиваль в Гранаду, в социальный центр CSOA la Redonda . В гранадском классе училось 25 человек. В программе фестиваля также обсуждались: проституция, веганизм, феминисткое порно. Pamela Palenciano выступала с монологами про абьюз «No solo dueken los golpes» («Больно не только от ударов», — у Памелы большой социальный проект).

В вышеупомянутом ролике о самозащите трансфеминисток вы можете увидеть многие традиционные лозунги, в том числе написанный на стикере ниже:

01-025

За Мадрид, свободный от мачистского насилия. Улицы и ночи являются и нашими тоже.

Стикер про улицы и ночи обращает внимание на то, что безопасным должно быть не только приватное, но и общественное пространство — во все времена дня. Здесь и проблема изнасилований, и проблема доступности развлечений для женщин, и проблема свободы, и проблема идентичности.

Мы буквально через пять минут вернемся в Мадрид, но сейчас я хочу на некоторое время уйти в курсив и поговорить про другие улицы и ночи — про отношение к проституции. Это вопрос, по которому в испанском феминистском — и вообще в мировом феминистском — сообществе существуют разногласия. Граница проходит по вопросу отношения к продаже тела.

Есть радикальные группы, которые поддерживают северную модель борьбы с проституцией с нулевой толерантностью к продаже тела. Они категорически против использования терминов «секс-работа», «секс-бизнес», «профессиональный союз проституток» и говорят, что унизительная деятельность не может быть профессией.

Есть группы, которые используют термины «секс-работа», «секс-бизнес», «профессиональный союз проституток», выступают за сохранение проституции как общественного явления, создают сообщества по подобию профсоюзных и выходят с транспарантами этих объединений на крупные общественные протесты — например, на прайд.

Есть группы, мнения которых располагаются между двух огней, у них наблюдаются полюсные идеи в самых разных сочетаниях. Это группы срединного пути, которые называют своей миссией примирение двух лагерей — которое по условиям задачи является принципиально невозможным просто потому что полюса пока говорят на разных языках.

Второй больной вопрос, который тесно связан с темой проституции — ксенофобия части феминистского сообщества, категорический отказ от любого сотрудничества с небиологическими и негетеронормативными женщинами с единственным аргументом: это потенциальные насильники. Единственным критерием для гетеронормативности при этом, похоже, является принадлежность к ксенофобному дискурсу, поскольку идентичность понятие интимное, а достоверность публичной идентичности — условна.

Genderbrehad-Person-3.3

Конфликт идей случается потому, что люди мыслят одномерно; не знают, как работает и куда движется глобальный активизм; не осознают, что практически каждая идея имеет своего зеркального правого двойника, причем в каждой стране, в каждой голове — собственные представления о лево-право-центр. Люди не понимают общих интересов движений и, действуя против основных прав человека, продолжают относить себя к правозащитному лагерю.  Появляются религиозные феминистки, патриотические феминистки, транс-лесбофобные феминистки, милитари-феминистки, pro-death-феминистки…

HELP! Программисты и переводчики, которые захотят поучаствовать в проекте про глобальный активизм — пишите lubava@hippy.ru.

Есть масса просветляющих терминов, которые используются в транс-дискуссии: трансфобия, лесбофобия, гомофобия. Суть конфликта: речь идет не о возможности участия транс-активистов в собраниях биологических женщин, не о гетеронормативности бинарного разделения активистов, а о том, что транс-активистам отказывают в участии в каком-либо активизме и в существовании вообще.

Если бы все феминистки придерживались ксенофобной позиции, гендерно-ненормативные проститутки остались бы вообще без какой-либо общественной поддержки. К счастью, это не так.

01-117

Стикер с рекламой порносайта, размещенный на вывеске Королевского ботанического сада Мадрида

Дальше будет несколько абзацев о сторонах конфликта на всемирном уровне, так как группы анти/про-проституция, которые я буду перечислять, встречались мне абсолютно во всех странах, которые я изучала.

Само использование термина «работа» для обозначения проституции для движений типа «Фронта против продажи тела» является неприемлемым. Выход из ситуации сторонники Северной модели видят в нулевой толерантности к продаже тела и прочей унизительной деятельности, в криминализации клиента, в финансовой и социальной помощи женщинам, ставшими жертвами работорговли, частью которой проституция и жесткие развлечения с использованием женских тел являются. Здесь же критикуется продажа тел и проституция суррогатных матерей, суррогатные фабрики в странах третьего мира, связь работорговли с наркобизнесом, торговлей детьми, порноиндустрией, педофилией. Причиной проституции считается безнадежная жизненная ситуация, необходимость опеки над семьей, отсутствие какой-либо социальной защиты. Причиной союзничества жертв работорговли с насильниками считаются посттравматический синдром и порнокультура. Торговля людьми называется системным последствием патриархата. Северная модель показала свою долговременную эффективность и начала победное шествие по миру. Южная модель закончилась кёльнским новым годом, о котором я рассуждаю в статье «Сор из публичного дома«. Принципиальная позиция этих групп — секс не может быть оплачен, использование чужого тела не может быть оплачено. Любой недобровольный секс считается изнасилованием и существует целая теория о том, что есть согласие на секс, а что нет, и когда согласие перестаёт действовать. Наиболее радикальные феминистки считают современный брак формой проституции, ресурсными отношениями, а когда речь идет о интернациональных браках, используют термин «брачный трафик». Они требуют отмены браков. Кстати, это вообще не новая концепция. Преимущества Северной модели в Испании обсуждаются, причем при участии скандинавов — в Мадриде побывала знаменитая шведская активистка Kajsa Ekis Ekman. Многие государственные деятели и чиновники являются сторонниками Северной модели.

Группы, поддерживающие проституцию и суррогатное материнство, считают, что свобода распоряжаться своим телом — право человека. Они также говорят, что проституция может приносить хороший доход государству, призывают создавать официальные бордели и писать для них регламенты, создают «профессиональные» союзы и требуют считать проституцию профессией. Они говорят, что бордели будут помогать в реализации права инвалидов на секс и будут спасением для института брака. Они говорят, что оплачиваемое суррогатное материнство необходимо для мужских гей-пар, желающих иметь детей. Они говорят о том, что следует развивать и поддерживать мужскую проституцию. Они так часто используют слово «свобода», что невольно приходит на ум еще одна система взглядов, громче всего требующая свободы выражения — ксенофобы. Группы, поддерживающие проституцию, отрицают связь проституции с криминалом. Принципиальная позиция этих групп — секс может быть оплачен, использование чужого тела может быть оплачено, секс за деньги изнасилованием не является. Феминистки, поддерживающие проституцию и жестокие развлечения с женщинами (например, порно и стриптиз), часто высказывают поддержку и БДСМ, а также снимают собственное «феминисткое» порно. Группы, поддерживающие проституцию, выступают против криминализации клиентов.

Группы среднего пути комбинируют полярные радикальные мнения с тезисом о том, что, отвергая продажу тела как социальную норму, надо обращать внимание на реальную ситуацию и возможность оказания помощи женщинам, попавшим в секс-индустрию. Если нет никакой возможности оказать реальную экономическую помощь проституткам, то предлагается признать очевидный факт, что для многих женщин получение денег за продажу собственного тела — вообще единственный способ выжить. Группы среднего пути могут использовать слово «работа» в отношении проституции, однако негативно относятся к проституции, считают ее формой системного угнетения женщин и желают искоренения проституции. Они оказывают реальную помощь женщинам, вовлеченным в проституцию. Группы среднего пути критикуют позицию борцов с проституцией, не желающих ничего делать. Они критикуют встречающееся в феминистских кругах и в обывательской среде презрительное отношение к проституткам. Они могут выступать и за, и против криминализации клиентов. Они говорят, что проституция это проблема голода и бедности, проблема мигрантов, проблема детей, проблема людей с нетрадиционной гендерной идентичностью.

Недавно в Мадриде была основана правозащитная группа Лоаны Беркинс. В группе работает 14 человек. Их основная задача — поиски консенсуса в феминистском дискурсе о проституции (идея Лоаны Беркинс, реализованная трансфем-организацией в Аргентине).

2154878h765

Lohana Berkins

Лоана Беркинс (1965-2016) — аргентинская транс-активистка и писательница, в 1994 году основавшая организацию, ведущую борьбу за право транс-персон на идентичность Asociación de Lucha por la Identidad Travesti y Transexual (ALITT), что способствовало принятию Конгрессом в 2012 году закона о гендерной идентичности. На тот момент это было самый передовой в мире подобный закон.

В 2008 году Лоана создала первый текстильный транс-кооператив Cooperativa Nadia Echazu. В 2010 году Лоана создала Национальный фронт борьбы за закон о идентичности Frente Nacional por la Ley de Identidad de Género, в который вошло более 15 организаций. С 2013 года Лоана возглавляла Управления гендерной идентичности и сексуальной ориентации Оficina de Identidad de Género y Orientación Sexual в Буэнос-Айресе.

Лоана работала во множестве других организаций и занимала политические посты, была автором множества книг, принимала участие во множестве конференций и семинаров, представляла Аргентину и Латинскую Америку на международных совещаниях по вопросам феминизма, сексуального разнообразия и гендерной идентичности, снималась в просветительских видео, получала награды за правозащитную деятельность. Фильм о текстильном кооперативе и проблемах транс-персон:

Проституция в Испании

В статье David Romero от 28 июля 2016 года ¿Es España una potencia mundial… de la prostitución?(«Является ли Испания мировой столицей проституции?», перевод условный) приводится следующая статистика. По данным ООН 39% испанских мужчин хотя бы однажды покупали проститутку. Испанский Минздрав в 2009 году говорил о цифре 30%. В Нидерландах это 14%, В Великобритании 5-10%. Исследование Universidad Pontificia de Comillas выявило , что 20% мужчин в Испании признали, что в последнее время они пользовались услугами проституток. 10% из этих мужчин считали, что женщин принуждали заниматься проституцией, но не сообщили об этом в полицию, чтобы избежать неприятностей.

В Испании около 300 000 проституток. В Испании работает самый большой бордель в Европе Paradis — на 180 проституток. (1. В статье используется оборот «работают 180 работников секс-бизнеса». 2. В кёльнском борделе «Паша»а 120 номеров. — прим. Л.М.) 80% объявлений в испанской прессе — реклама проституток. Havoscope (виртуальная группа, которая отслеживает доходы от черного рынка) считает, что во всемирном списке стран, получающих доход от проституции, Испания находится на втором месте с 26 000 миллионами долларов. На первом месте Китай, доходы которого в три раза выше. Но — при сопоставлении доходов стран и численности стран — размер бизнеса в Испании оказывается впечатляющим. В 2010 году наркобизнес и проституция приносили Испании доход, на 1.7% превышающий ВВП страны. В 2014 году в Испанию въехало и попало в бизнес торговли людьми 40 000 — 50 000 молодых людей, половина из которых были несовершеннолетними. Исследование 2012 года «La trata de seres humanos en España: víctimas invisibles» показало, что проституцией вынуждены заниматься почти все иностранцы-нелегалы, что 74% жертв сексуальной эксплуатации — румынские женщины и 90% сутенеров — это тоже румыны. Румынская, нигерийская и китайская мафия — наиболее активно присутствуют в торговле людьми. Согласно докладу Еврокомиссии 2013 года Испания на втором месте по уровню торговли людьми — было задокументировано только 1605 случаев. На первом месте оказалась Италия с 1605 задокументированными случаями.

Independent в статье «Spain, the world capital of prostitution?» пишет, что принятие протитуции в Испании — следствие сексуально-репрессивной политики диктатора Франко, похмелье после сексуальной революции. Газета приводит слова Marta Gonzalez из мадридской организации помощи жертвам траффика NGO Proyecto Esperanza. Марта говорит, что в Испании проституция преследуется менее строго, чем в Германии. Сутенер получает 2-4 года тюрьмы, а торговец людьми от 5 до 8 лет. Однако доказать факт торговли из-за особенностей законодательства невозможно и преступникам дают меньшие тюремные сроки. Independent сообщает, что расцвет секс-торговли в Испании ощутим, как никогда: для того, чтобы сократить число дтп, в каталонском городе Лерида проституткам, работающим на трассе, выдают светоотражающие жилеты.

Но кто помогает проституткам?

Этим занимаются, к примеру, Spanish Association for the Prevention, Reinsertion and Attention to Prostituted Women и неправительственная организация Mujeres en Zona de Conflicto (CZM, «Женщины в зоне конфликта») с многомиллионным годовым бюджетом, офисами и сотнями сотрудников. Организация возникла в Кордове в 1994 году, после того, как репортер Mila Ramos Jurado побывала в 1994 году в Боснии. Увидев своими глазами проблемы женщин в зоне военных действий, она решила оставить работу журналиста и перейти к активным действиям. CZM работали в Европе (Босния, Косово); Америке (Колумбия, Перу); Африке (Марокко, Мавритания, Мали, Демократическая Республика Конго); на Ближнем Востоке (Палестина) и получили за свою деятельность множество наград. Сейчас это сетевая пацифистская феминистcкая интернациональная организация. Филиалы имеются во многих испанских городах. Мадридский филиал был основан в 2015 году благодаря энтузиазму волонтеров — в обыкновенной квартире. Теперь у группы есть офис.

В 2016 году мадридские «Женщины в зоне конфликта» сосредоточены на помощи женщинам-мигрантам и транс-персонам, вовлеченным в проституцию. Ксения Мамаева рассказывает, что CZM-Мадрид оказывает юридическую и психологическую помощь проституткам, а также проводит программу минимизации риска — распространяет презервативы, просветительскую информацию. За помощью обращается около 120 женщин в год. В основном это эмигрантки из Китая, Латинской Америки, Румынии, Болгарии, Африки. Очень много женщин старше 40, хотя есть и молодые женщины с детьми и документами, которые потеряли работу и вынуждены заниматься проституцией.

Группу Лоаны Беркинс начала феминистка Beatriz Gimeno.

http://www.feminicidio.net/articulo/la-prostituci%C3%B3n-%C2%BFabolir-o-regular-un-giro-en-el-debate

Beatriz Gimeno (1962 г.р.) — испанский политик, писательница, автор книг о лесбийском феминизме, ЛГБТ-активист, президент FELGTB (Испанской федерации ЛГБТ) с 2003 по 2007 год — в тот период, когда были разрешены однополые брак и Мадрид принимал Европрайд-2007. Беатрис ведет борьбу против гей-мачизма, противостоит двойной дискриминации активисток — как лесбиянок и как женщин, выступает против проституции и против суррогатного материнства

Beatriz Gimeno написала книгу, где с уважением рассмотрела мнения движений про- и против-проституции, надеясь примирить феминистские группы, имеющие разную позицию. Беатрис пишет, что проституция является работой для многих женщин.

Коллектив Hetaira это фактически профессиональный союз проституток и сочувствующих, появившийся 12 марта 1995 года (10 000 лайков на фэйсбук, колонны на правозащитных мероприятиях). Они считают себя правозащитной организацией, а проституцию — работой и секс-бизнесом, ведут борьбу с социальной стигматизацией и криминализацией проституции, требуют трудовых прав, защиту от физического насилия и шантажа, создания профильных правозащитных организаций. Они используют словосочетание «нормализация работы проституток», говорят о женской солидарности (не делить женщин на плохих «шлюх» и хороших «всех остальных»). Hetaira среди своих задач указывает информирование общества о реальности проституции, выявление и поддержку жертв торговли людьми. Прямая речь: «Мы содействуем развитию личности и социальной интеграции работников секс-бизнеса. Мы даем возможность обучения (культура, социум, здоровье), укрепляем чувство собственного достоинства, расширяем права и возможностей женщин как работниц.»

Попытка нормализовать проституцию, равно как и попытка нормализовать ксенофобный дискурс и сексуальную объективизацию —  это производные патриархального видения мира, это разговор о нормализации насилия и нарушения прав человека.

Кроме 25 ноября существует ещё один день уличных протестов против насилия над женщинами в Испании — 7 ноября, координатором действий  является marcha7nmadrid.org. В 2016 году общенациональное шествие будет идти от Министерства здравоохранения, социального обеспечения и равенства до площади Испании —  чтобы потребовать признания сексистского террора проблемой на уровне государства, то есть, ни больше, ни меньше, сделать феминизм государственной идеологией

Посмотрите, как проходило шествие в прошлом году: 200 000 активистов со всей страны, фиолетовая или красная боевая раскраска на щеках, фиолетовая одежда, транспаранты, плакаты, профсоюзные колонны, фиолетовые флаги, песни, знаменитая пластиковая вагина.

В 2014 году феминисток пытались осудить за оскорбление религиозных чувств верующих путем «подмены» Девы Марии на гигантскую пластиковую вагину во время шествия 1 мая. Судя по всему, шествие со святой вагиной стало традиционным. Его можно увидеть и в фильме про международный день борьбы за права женщин, 8 марта 2016 года (15 000 мадридских феминисток).

В Испании нет уличного протеста без барабанов и танцев. Как могла бы сказать Эмма Гольдман, если бы она была так же афористична, как ее биографы: «Если я не могу танцевать — это не испанская революция

01-023

Прошлогодний плакат к 8 марта: «Радикальный феминизм против насилия и капитала. Мы перевернем мир.«

Что требовали женщины 8 марта 2016 года  во время демонстрации, организованной Asamblea Feminista de Madrid Каждая из сотен организаций, принимающих участие в Марше — во всех городах — пишет собственную листовку, статью в своем или дружественном медиа, делает свои транспаранты и плакаты. Поэтому манифесты несколько отличаются, потому что затрагивают локальные проблемы.

Но существует и общий манифест акции — в него входят требования, объединяющие все группы.  Манифест, изданный к 8 марта 2016 года Movimiento Feminista de Madrid: “Dignas, diversas e insumisas, juntas por nuestros derechos” («Достойные, разные и непокорные. Вместе за наши права.») насколько я могу понять и перевести своими словами — осуждает мужской шовинизм, фемицид, неадекватную реакцию властей на фемицид, скрытие информации о насилии. Мачистское насилие называется социальной проблемой, следствием патриархальной системы мирового господства. Говорится, что микромачизм множится каждый день — распространением ложных утверждений, использованием языка ненависти, сексистской рекламой и юмором, контролем с помощью новых технологий. Осуждается угнетение, дискриминация транссексуалов, интерсексуалов, лесбиянок, бисексуалов, гомосексуалов. Подчеркивается, что от экономического кризиса страдают преимущественно женщины — им в большей степени достается безработица, увольнения, низкие зарплаты, что есть гендерные группы, которые еще больше угнетены и поэтому важно защищать разнообразие и равенство, право жить свободно от всякого рода дискриминации по признаку пола. Требования включают в себя финансирование женских организаций, светское образование, устранение объективизизации женщин в сми, борьбу с насилием, транс-лесбо-би-гомофобией, торговлей людьми, доступный аборт и медицинскую помощь для всех (это также способ борьбы с мужским насилием и женским обрезанием), право молодых людей принимать решения о собственном теле, предоставление убежища для беженцев и пострадавших от насилия, закрытие центра заключения для мигрантов CIE, признание, видимость и полную социальную интеграцию людей с функциональным разнообразием, достойные рабочие места, признание и оплату репродуктивного труда и домашней работы и т.п.» 

Это весьма впечатляющий список требований, не так ли? Особенно для обывателей, которые удивляются, узнав о существовании женского движения за равенство: «А разве женщины уже не получили равные права? Чего же вам еще надо? У женщин нет никаких проблем!»

Барселонская феминистка, политик и писательница Gemma Lienas в книге для подростков «El diario violeta de Carlota«(2001) предложила обществу надеть фиолетовые очки, чтобы увидеть гендерную дискриминацию, принять феминистский способ видения мира, начать борьбу за подлинное равноправие.6d94e8a58beb2673f263ec975c8d060e

После публикации книги метафора часто используется сми и феминистскими группами. А кто обходится без фиолетовых очков? Например, обитательницы женского сквота Eskalera Karakola.

Eskalera Karakola

Eskalera Karakola — фото из википедии

Eskalera Karakola (Embajadores 52, sindominio.net) — радикальный просветительский феминисткий центр в Мадриде, начавшийся с оккупации заброшенного дома, меняющий место дислокации, но существующий как автономное пространство и сообщество более 20 лет. Финансируется с помощью вегетарианской столовой. В  Eskalera Karakola работает одноименная культурная ассоциация EKKA. EKKA занимается вопросами гендерного насилия, безработицы, расизма. Школа феминизма Eskalera Karakola работает в контакте с другими мадридскими коллективами — в координационных группах 8 марта, прайда, женского форума, принимает участие в борьбе с неолиберализмом, участвовала в  Трансатлантическом и Eвропейском социальных форумах, интегрирована в утрехтскую сеть женских исследований NextGENDERation. Листовка фемцентра, в которой перечисляются рабочие группы EK.

Кафе-центр «Плохая женщина» (Punto de Encuentro Feminista: La Mala Mujer, C/ Mesón de Paredes, 76) — феминистское пространство для встреч, разговоров, семинаров о проблемах женщин, лесбиянок и транссексуалов, для квир-танго:

img_20160727_201051

фото с сайта Punto de Encuentro Feminista: La Mala Mujer

Какие еще фигуры есть на политической шахматной доске со стороны испанского феминизма?

Испанская Конфедерация Домашних Хозяек и Потребителей  добивается трудовых и основных социальных прав для людей, занимающихся домашним трудом, считает что домохозяйка должна получать государственную зарплату в 1 750 евро,  иметь право выплачивать ежегодные взносы в социальные фонды, получать 100 евро в месяц до достижения ребенком года (право, которое пока есть только у работающих женщин) и уходить на пенсию в 65 лет. Конфедерация считает, что домохозяйки обеспечивают огромный вклад в ВВП страны и незаконно лишены экономической независимости. Существует международная сеть борьбы за права домашних работников International Domestic Workers’ NetWork и как минимум три дня в году, в разных странах претендующие на то, чтобы называться Международным днём работы по дому или днём домохозяйки International Domestic Workers Day — 8 июня, 16 июня, 22 июля.

Феминистская партия Испании Partido Feminista de España была основана в 1975 году, официально зарегистрирована в 1981 году. Партия сосредотачивается на борьбе против эксплуатация сексуальности и репродукции. Обращает внимание на женщин, как на класс, вынужденный заниматься домашним трудом.

PR_LidiaFalcon_g

Lidia Falcón — доктор философии, феминистская писательница, журналист, имеет три высших образования (юридическое, драматургическое и журналистское). Лидер Каталонской Компартии, политзаключенная во времена франкистов, основатель феминистских журналов, Испанской феминистской партии, Конфедерации Феминистских Организаций, Трибунала Преступлений против Женщин

Лидер феминистской партии Лидия Фалькон говорит, что «мачистское насилие — самая серьёзная проблема в мире…феминистские задачи сегодня — это паритет, равенство, равная ответственность мужчин в ведении домашнего хозяйства, возможность совмещать работу и семейные обязанности, ответственная совместная опека и полное законодательное и социальное признание однополых браков и семей с одним родителем.»  Лидия считает, что фемицидная католическая церковь не должна получать финансовой поддержки от государства, отмечает, что сми стали толерантнее относиться к феминизму.

 

maeztu

María de Maeztu — учительница и феминистка (1881-1948)

Fórum Feminista María de Maeztu был создан в 1986 (зарегистрирован в 1988) году для борьбы за гендерное равенство и для просветительской работы. Форум проводит открытые конференции 8 марта, обучающие семинары и собрания, участвует в акциях Международного дня борьбы с насилием в отношении женщин 25 ноября, принимал участие в работе над законом о равенстве, в создании школы гендерного равенства, в работе многочисленных государственных учреждений и международных конференциий.

FFMM  сотрудничает с феминисткими организациями во всем мире, ведет борьбу за права рабочих, участвовал в мобилизации активистов для борьбы против антиабортного закона. 

FFMM поддержал проект «Женщины и город» и предложил городу  Сан-Себастьян список женщин — ученых, политиков, социологов, художников — чтобы назвать женскими именами новые улицы. Когда я узнала об этом, я немедленно написала FFMM про Women’s Historic Night

Одним из важнейших вопросов для испанского феминизма является право на доступный и некриминальный аборт. В 1 февраля 2014 года 30 000 женщин протестовали на улицах Мадрида против ультраконсервативного закона «о праве зачатого», который фактически отменял аборты и право женщины распоряжатся своим телом. Протесты были такими масштабными, что правое правительство сдалось, причем во всех смыслах. Министр юстиции Альберто-Руис Галлардон ушел в отставку, а на выборах 2016 года большое число голосов голосов набрала радикальная левая Коалиция Унидос-Подемос, что переменило политический климат в стране.

Феминисткие медиа?

Три актуальных ресурса, на которых вы можете видеть новости испанского гендерного дискурса, это pikaramagazin.com, diagonalperiodico.net и eldiario.es.

Повседневная революция

От безнадежной ситуации до борьбы один шаг. Что такое личная повседневная революция для испанских феминисток? Если бы кто-то задался целью описать или просто подсчитать все женские собрания, мероприятия, акции, ежедневно происходящие на территории Испании, это было бы нерешаемой задачей.

01-048Плакат-приглашение на «День феминистов у южной границы» 30 июля 2016 года в La Quimera на площади Нельсона Манделы в районе Лавапьес. В программе мероприятия, организованном Laura Fernández, Rocío Gorgon и Malena Gaze, были презентация фанзина о трансфеминизме и освобождении животных, дискуссия «¿Por qué hacer un documental feminista sobre la escena HxC y punk estatal?«, летняя вегетарианская столовая, семинар с ограниченным количеством мест и предварительной записью foroorgasmicomadrid@gmail.com «Foro Orgásmico« для изучения оргазма и получения большего удовольствия от секса: «Просьба принести с собой средства личной разведки — вибраторы, фаллоимитаторы, эротическую литературу, свечи.» (Este taller es de asistencia no-mixta para mujeres, bolleras y trans). Судя по всему количество желающих посетить «Оргазмический форум» было так велико, что проводилось несколько сессий. Вечером был представлен доклад Colectivo Harragaо опасности, в которой находятся одинокие дети-беженцы («De niños en peligro a niños peligrosos. Una visión sobre la situación actual de los menores Extranjeros No Acompañados en Melilla 2016» — не уверена насчет правильного перевода названия), было театральное представление Mbolo Feroz и Jaujajaja, а также концерт, на котором играли Las Insumisas, Tyke’s Back, K pasa USA, Sirenitas Barracudas и Wanda y la Mujer Pantera. Посмотрим, что — и главное как — они играют?

Тема непатриархального секса — секса для действительно взаимного удовольствия, в котором человека не используют как ресурс, не насилуют, не унижают, не принуждают к беременности, не обманывают, не покупают, где чувства всех участников важны, где нет табу и примитивизма, доминирования и дискриминации, гетеронормативности и бинарности, объективизации и доличностного выбора — тема непатриархального секса чрезвычайно важна для борьбы за равноправие. Здесь идет речь о праве на собственное тело, на предпочитаемую сексуальную жизнь, на собственные чувства, идентичность и самореализацию. В конечном счете это борьба свободу, взаимоуважение и качество жизни.

Сексуальность человека понятие многокомпонентное, она развивается в течении всей жизни под влиянием множества социальных, культурных, политических, биологических, психологических факторов, плюс зависит от интеллектуального и экономического потенциала, а также от исторического периода и географических координат и не исчерпывается представлениями о физиологических контактах.

Порнокультура и malegaze-официозная культура используется как инструмент пропаганды патриархальной сексуальности. При патриархальных режимах — в высшей степени это видно на примере диктатур — запрещается и преследуется телесность и свободная сексуальность. В моменты политической оттепели или во время политических экспериментов случаются сексуальные революции патриархального типа.

Что такое свободное развитие сексуальности и в какой степени мы можем быть уверены, что наш выбор является нашим искренним желанием — это большой вопрос.

Плохая новость: существует небольшая теоретическая накладка в том смысле, что направление самопознания и саморазвития всегда может оказаться ложным.

Хорошая новость: развивать сексуальность всё равно нужно, причем своевременно, потому как человек стареет и есть большая вероятность, что многое, недоразвитое в юности, не разовьется никогда.

Сексуальность развивается многоэтапно, с каждым новым возрастом приходят новые ощущения. А еще бывает, что сексуальность вообще не развивается — словно у хомо советикус, которые ненавидят зеркала, свет, чувства, тело, с большим трудом осознают и принимают всё, что у них — и у остальных — находится ниже шеи. Репрессированная сексуальность приводит к атакам на чужую (любую) сексуальность. Патриархальный секс — это карго-культ, ориентирующийся на мачистское кино, на порнографию, и преподносящийся как единственно возможный путь к стандартизированному жизненному счастью.

Что развивает сексуальность? Прежде всего это сексуальные игрушки, а именно литература, живопись, музыка, театр… Поиски и создание непатриархального искусства, обсуждения проблем и политической составляющей патриархального творчества. На втором месте… тоже сексуальные игрушки? Или всё таки живые люди? Или оба два сразу? Ну это как кому хочется, можется и повезёт.

Про литературу и живопись Испании я сделаю несколько отдельных записей, а в сейчас мы посмотрим через стекло мадридского магазина, созданного для женского удовольствия и развития женской сексуальности Los Placeres de Lola.06-009

06-019

Плохо видно? На сайте losplaceresdelola.com вы можете рассмотреть последние достижения европейской эротической промышленности, выучить новые слова и формы, и узнать про такие распространенные в западном мейнстриме, но до сих пор шокирующие русскоязычную публику вещи — такие как менструальная чаша, гоугёрл (устройства для писанья стоя), игрушечные вагины для просветительских целей (в том числе для использования в качестве украшения). На самом деле магазин рядовой, прямо скажем, не амстердамский, и даже в смысле феминизма очень либеральный — к примеру, поддерживает бдсм и другое — многое и разное:)  Но не всё сразу, скажем спасибо, что хоть через окошко на чужую свободу посмотрели и от инфаркта не полегли.

Только квир, только хардкор

06-006Интересно, как мачисты вообще выживают в Мадриде? Есть ли, например, перспективы у депутата Милонова? Сможет ли он побродить по Мадриду, избежав пропаганды нетрадиционной сексуальности? Нет, таких перспектив у депутата Милонова нету. Радуга на каждом шагу.06-003Итак, куда нас тут приглашают закольцованные ретушированные бодинепозитивные качки? На самый многочисленный в Европе прайд-фестиваль «Олимпийские игры» с 29 июня по 3 июля wepridefestival.com

Финальный парад вы можете увидеть здесь:

Медиа пишут, что в 22-м мадридском прайде участвовали полтора миллиона человек, десятки организаций со всей страны, в том числе представители парламентских партий. На мэрии была вывешена гигантская радужная лента. Люди требовали прав для квир и нудистов, обстреливали друг друга из водных пистолетов. Множество платформ, транспарантов о правах, флагов разных стран, воздушные шары, выступления апеллантов, концерт на площади, песни и танцы.

01-013

Радужный веер с надписью «Мадрид» в обычной сувенирной лавке.

При власти Франко государство проводило гомофобную политику. Однополые отношения в Испании были декриминализованы в 1979 году, однополые союзы регистрировались в отдельных областях, а затем были признаны на государственном уровне в 1998, однополые браки начали регистрировать в 2005. Однополые пары имеют право усыновлять детей. Люди с нетрадиционной сексуальностью имеют право служить в армии. Дискриминация квир в любой форме запрещена законодательно. Перемены в Испании привели к переменам во всём мире. Так, используя опыт испанских правозащитников, испаноязычная Латинская Америка тоже превращается из гомофобного континента в толерантный.

Испания — один из мировых лидеров гей-туризма. Есть целые курорты с гейскими флагами — остров Гран-Канария или пляж Ситжес в Барселоне. Люди выбирают Испанию, потому что они хотят отдохнуть от ксенофобии. Райские сады с удивительными птицами, прекрасные фрукты, доброжелательные местные жители, натуристские правила на океанских пляжах, солнце круглый год — и мудрая экономическая стратегия позволяют жителям Гран-Канарии сидеть под своими банановыми, манговыми, финиковыми, папайевыми, кокосовыми, апельсиновыми, лимонными, минадальными, лавровыми деревьями и наслаждаться жизнью, преумножая доходы от туризма.

007

Флаг свободы в ряду государственных флагов перед гостиницей недалеко от натуристкого заповедника в Маспаломасе на острове Гран-Канария: «Свободно от ксенофобии». 2011.

На площади Сибелес располагается мэрия Мадрида. И растяжечка, на которой написано «Равенство, работа, права». А знаете, кто повесил растяжку? Может, какие-то особенно развратные гейропейцы, парочка маргиналов с лестницами? CCOO это Confederación Sindical de Comisiones Obreras. Конфедерация профсоюзов. 01-051

Радуга в Испании повсюду. В магазине религиозного стафа мы нашли радужного Исусито — радуга не гейская, но ход мыслей интересный.

Радужное насилие за решеткой:

01-124

Напоследок я покажу вам феминисткий дартс-плакат «Не великие, не мыслители. Идиотские фразы» (Ni grandes, ni pensadores. Frases idiotas.) —  с высказываниями женоненавистников — Эйнштейна, Уайлда, Иоанна Павла II, Наполеона, Ницше, Гегеля, Пифагора, Еврипида, Софокла, Фомы Аквинского, Ортега-и-Гассета, Аврелия Августина (рассмотреть текст)

01-022

На этом я заканчиваю мой рассказ про фиолетово-радужный Мадрид — с благодарностью всем испанским активистам за вдохновляющую борьбу, Ксении Мамаевой за гостеприимство и помощь в написании этого текста, а также московской феминистке Катерине Бахреньковой и всем, без кого бы моя поездка в Мадрид не состоялась.

Если вы найдете ошибки в тексте, напишите мне. Если вы знаете, чем дополнить хронику, приведенную ниже — тоже напишите lubava@hippy.ru.

 

Краткая хроника борьбы за равноправие в Испании

Коричневым отмечено время диктатуры Франко.  Проверяйте даты, если захотите перепечатать хронику, даты из самых разных источников и у меня нет никакой уверенности, что они правильные.

1872 — первая женщина поступила в университет
1911 — первое празднование 8 Марта
1918 — женщины начинают занимать административные должности
1921 — первая феминистская демонстрация в стране
1924 — некоторым женщинам предоставляется право голоса
1931 — право голоса для всех женщин
1937 — женщины получают юридическую дееспособность
1938 — замужние женщины теряют право работать на производстве
1939 — закон приравнивает женщин к несовершеннолетним, глухонемым и психически неполноценным людям
1939 — ретроактивный запрет разводов и гражданских браков
1969 — первая женщина-лётчик
1970 — всеобщее школьное образование
1970 — закон, криминализующий гомосексуальность
1970 — первая подпольная гей-организация Movimiento Español de Liberación Homosexual (MELH)
1972 — первый  подпольный лгбт-журнал
1974 — первый Центр Планирования Семьи
1975 — отмена закона о послушании мужу
1977 — первый прайд в Барселоне
1978 — барселонская демонстрация против репрессий лгбт
1978 — декриминализация измены мужу
1978 — декриминализация использования противозачаточных средств
1979 — декриминализация однополых отношений
1981 — равноправие супругов при разводе
1981 — зарегистрирована феминистская партия
1984 — первая общенациональная кампания против насилия над женщинами
1985 — ограниченное разрешение аборта
1985 — первый официальный прайд
1992 — создана  Государственная федерации геев и лесбиянок (позднее — FELGTB)
1998 — разрешена регистрация однополых союзов
1999 — закон, позволяющий сочетать трудовую деятельность с домашней работой
2004 — закон против гендерного насилия
2005 — 14% испанок — безработные, женская заработная плата на треть ниже мужской
2005 — разрешена регистрация однополых браков и усыновление детей однополыми семьями
2006 — первый гомомонумент, Ситжес
2006 — женские дорожные знаки и светофоры в Фуэнлабрада
2007 — закон о равноправии для всех людей на территории Испании
2007 — 2,5 миллиона человек на Европрайде в Мадриде
2008 — женщина возглавила Министерство обороны
2012 — 7 место в глобальном Индексе гендерного равенства The Gender Equity Index, Social Watch
2013 — первая открытая лесбиянка в парламенте
2014 — закон против дискриминации по признаку гендерной идентичности и за признание прав транссексуалов в Андалусии
2015 — закон о социальном равенстве для квир и о государственной политики по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности в Эстремадура
2017 — будущий Европрайд в Мадриде

Поделиться
Запись опубликована в рубрике Протесты и социальные инициативы, Путешествия и прогулки с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий