Испания 2016: История литературы

02-031

Французского в нашей жизни много, итальянского еще больше, английского — через край, но испанское культурное войско берет славянские территории не количеством, иначе — тесной шнуровкой, краеугольными камушками. Чтобы обнаружить испанское дно, не надо сильно подрывать русский фундамент.

Победишь великана — на кирасе обнаруживаешь вмятину и гравировочку «Тут бил Дон Кихот Ламанчский». Заберёшься на балкон к любимой — а там пустая кровать и записка от Дон Жуана: «Извини, друг!». Видишь какой-нибудь милый цветочек на мостовой? Сто процентов, что это Кармен бросила. Начнешь дискуссию о гражданских правах — а на ближайшей площади уже сжигают Мигеля Сервета и на шее у него намотаны два круга кровообращения. Соберёшься в дальние страны с целью испытания собственных сил, запомнишь код от чемодана — а над тобой смеётся Колумб, побывавший в Америке четыре раза.

Все они вплетены в интернациональный узор: Маргарита Терехова прогуливается под руку с Тирсо де Молина и Лопе де Вега, радужный перст пропаганды, св.Лорка, выпускает голубка Пикассо, таракан Дали утаскивает сюрреалистическую крошку от ворованной Герники, Санчес скрещивает кактусы познания с небесными телами, надеясь взять патриотизмом. Эль Греко синеет на дыбе, Гойя делает ставку на гобелены, Монсеррррррат выводит «Барселуууууна»,  Эрсилья-и-Суньига возглавляет колонну пленных араукан — Ихтиандр замыкающим. Даже Фигаро — первостатейный испанец.

Испанский модерн, у которого только одно имя — Гауди — изогнул человеческое до природного. Высыпал из детского ящика ракушки, шишки, скелеты губок, пчелиные соты и отпечатки древних животных. Возвёл дома, руководствуясь правилами стручков, кораллов, початков кукурузы, волокнистых пальм, панцирей черепах, летающих кирпичей. За волшебные слова «каза Бальо» и «каза Мила» мы прощаем Испании Саграда Фамилию. Бездарные потомки предпочли достраивать уродливый храм, забросили город-утопию Парк Гуэль. Теперь они наказаны провальной живописью и киноискусством. Нидерландская школа — экзотическая зверушка, перевезённая в рамках проекта культурной апроприации — отказалась размножаться в неволе, умерла в застенках Прадо.

Испанская культура —  лачужная, кровавая, оправдывавшая насилие и жестокие развлечения, культура инквизиции Торквемады, терроризировавшая сотни тысяч людей, изгонявшая миллионы иноверцев, истреблявшая аборигенов всюду, куда могла дотянуться оружием, огнём или законом… Культура, за несколько веков растратившая богатства тысячелетних цивилизаций, принесшая в жертву чужих богов и своих детей, ожиревшая до полной неуправляемости, дошедшая до своей противоположности в латиноамериканской производной…

Испанская культура дождалась английских брандеров, обрушилась под пропагандой диктатуры Франко, была проглочена Сапатистской армией национального освобождения. Великан упал, но сумасшедший идальго знал, что нужно идти до конца. Он постучал древком черно-красного флага по доспехам поверженного. Появилась маленькая ящерица. И она побежала по сухой земле.

Испанская культура — это анархисты времен гражданской войны, которые длятся и множатся в потомках, современных сквоттерах и экологах, веганах, борцах за права рабочих и мигрантов, радикальных феминистках и антифашистах. Миллионы испанцев посвящают свою жизнь защите прав человека, обороняют страну от насильников и от коричневых, как это делали когда-то Mujeres Libres и Дуррути.

Листок, откуда ты прилетел? Я с дерева в Barrio de Las Letras. Там стихотворение превращалось в камень, камень превращался в оружие. Там  умирал человек, но рождалась свобода. Там начиналась литература и там начиналась Испания.

***

Около дома, в котором Сервантес умер 400 лет назад.

02-030

02-032

02-033

Дом-музей Лопе де Вега:

02-034

02-035

02-036

Выставка на первом этаже музея:

02-037

02-038

02-039

02-040

02-041

02-042

02-043

02-044

02-045

02-046

02-047

02-048

02-049

02-050

02-051

02-052

02-053

02-054

02-055

02-056

02-057

02-058

02-059

02-060

02-061

02-062

02-063

Внутренний двор дома Лопе де Вега:

02-065

02-066

02-067

02-068

02-069

Памятник Сервантесу:02-072

02-070

02-071

 

02-073

02-075

02-076

Памятник Лорке:

02-077

02-078

02-079

02-080

Имена драматургов на фронтоне театра Эспаньоль, который располагается напротив памятника Лорке:

02-081

02-082

02-083

02-084

Институт Сервантеса:

02-085

Сад около института Сервантеса:

02-086

Таверна в Литературном квартале:

02-087

02-088

02-089

02-090

Стенды, посвященные Сервантесу, в ботаническом саду:

02-091

02-092

02-093

02-094

02-095

02-096

02-097

02-098

02-099

02-100

02-101

02-102

02-103

02-104

02-105

02-106

02-107

02-108

«Прощай, Мадрид, и ты прощай, о Прадо, и нищий кров, приют мой с юных дней» — цитата из «Путешествия на Парнас» Сервантеса на ограде ботанического сада, недалеко от Прадо.

02-029

 

Поделиться
Запись опубликована в рубрике История, Культура, Путешествия и прогулки с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий