20 ноября 2016 года на LaDIYfest St-Petersburg Катерина Бахренькова представила первый номер журнала «Женская историческая ночь». #женскаяисторическаяночь #KvinnehistoriskNatt #womenhistoricnight
Редакция — whnzine@gmail.com
Скачать, распечатать, распространить: wwhn №1
Читать электронную версию:
En ode til Kvinnehistorisk natt Albert og Elise Har du sett rundt deg når du går i byen. Gater, parker plasser de er oppkalt etter menn. Det er slik at en kunne forledes til å tro at ikke kvinner hadde utretta no`.REFRENG: Så velg deg ut I dag er det mannens historie Kvinner kan fortsatt |
Ода Женской исторической ночи
Просто оглянись, ПРИПЕВ: На всём вокруг Город — это хроники патриархата. Утром транслируют вранье про равенство, |
Женское историческое движение
Полное отсутствие какого-либо знания об истории, борьбе и достижениях женщин всегда было одним из основных методов… промывания мозгов и одним из основных орудий подчинения женщин… Миф о том, что женщины не принимали участие в истории и в цивилизации, оказал огромное влияние на женскую и мужскую психику. На основе этого мифа мужчины составили себе совершенно необоснованное и ошибочное мнение о том, каково их место в человеческом обществе и во вселенной. Герда Лернер «Происхождение патриархата» 1986 — перевод Accion Positiva
В 1970 году Робин Морган придумала слово “Herstory” / “её история”. Должны ли мы взять эту дату за начало отсчета? Разумеется, нет. Женская история существовала до появления специального термина — во все времена, на всех континентах, у всех народов. Я расскажу о событиях, так или иначе приведших к появлению Женской исторической ночи в России, и о множестве других направлений борьбы феминистского исторического движения.
В марте 1978 годе в Сонома (Калифорния, США) прошла первая Неделя женской истории. В следующем году об этом говорили на американской конференции по женской истории. Участницы конференции немедленно рекомендовали формат недели всем своим сообществам, организациям и школьным округам, поддержали обращение к правительству США. В 1980 году Женская историческая неделя приобрела национальный статус. В 1979 году Джуди Чикаго при помощи множества волонтеров создала “Званый ужин” для Музея современного искусства Сан-Франциско. Проект выставлялся в разных городах и странах для 15 млн. человек. С 2007 года он включен в постоянную экспозицию Бруклинского музея.
В 1987 году некоммерческая организация “Национальный проект женской истории” (Санта Роза, Сонома, Калифорния) добилась признания правительством марта Месяцем женской истории. Месяц женской истории официально отмечается в марте также в Австралии и Великобритании. Активистки во Франции, Каталонии отмечают Месяц женской истории силами своих сообществ. В Канаде Месяц женской истории проводят в октябре — в память о судебном решении 1929 года о политическом равноправии.
В США женская история включена в образовательные программы. Месяц женской истории проводится в школах, в колледжах. В университетах присуждают докторские степени по женской истории.
Во всех этих странах революционные общественные преобразования были инициированы независимыми низовыми группами, а не насаждались сверху.
В Сенека-Фоллз, Нью-Йорк, с 1980 года открыт Национальный исторический парк прав женщин. Вашингтонский Национальный музей женщин в искусстве выставляет только женские работы. США постоянно инициируют Месяцы женской истории за пределами страны, привлекают американских гостей и местное женское сообщество. Так, в Минске в мероприятиях участвовала посол Карен Стюарт (2007), во Владивостоке — профессор Биргитта Ингемансон (2011), в Ашхабаде — доктор Джеральдин Форбс (2012). В 2013 во время Месяца женской истории в американском посольстве в Ташкенте была проведена фотовыставка – “как признание выдающихся достижений женщин Узбекистана”. С 2014 года Бишкекская феминистическая инициатива СКью (Кыргызстан) совместно с Национальной кампанией СООБЩА и ООН-Женщины начали проводить Национальный месяц женской истории и активизма за равные права и возможности.
В 1993 года тверской клуб «Женский Свет» организовал Неделю женской истории, которая стала проводиться ежегодно. Пятая неделя женской истории была посвящена 80-летию предоставления женщинам России избирательных прав.
Вдохновленные американскими феминистками норвежки в 2006 году ежегодно — 8 мая — начали проводить Женскую историческую ночь, в 2012 году ЖИН началась в России.
Женская история — не просто факты о женщинах, женская история — это история, написанная и осмысленная женщинами. Женская история — история с точки зрения женщин. В марте 2015 года Wikimedia — некоммерческая организация, объединяющая вики-проекты — выпустила серию публикаций о женщинах в вики-движении и “гендерном разрыве” среди его участников. В августе 2015 года только 16% англоязычных вики-биографий были женскими. В 2016 году Wikimedia совместно с ООН-женщины провела женский вики-марафон #HERstory, чтобы увеличить количество статей о женщинах и количество женщин-редакторов Википедии.
Феминистке на заметку: в русскоязычной википедии в принципе отсутствует статья “Женская история”.
В 2016 году в Минске появилась карта “Открытые арт-пространства: мастерские художниц”. Во время экскурсий художницы-участницы проекта показывают свои мастерские и рассказывают о себе и своём опыте. Американская художница Рори только что закончила #100Days100Women, предвыборный проект. Каждый день она рисовала один женский портрет.
К Месяцу женской истории во многих странах пытаются присоединиться компании, проводящие политику объективизации женщин, сторонники патриархата и порнокультуры. Например, героини Nintendo, представленные на Месяце женской истории, оказались с уменьшительными именами, катастрофически сексуализированными, розовыми, не имеющими самостоятельных ролей и личностей.
Во многих городах России под флагом женской истории действуют люди из академической среды и представители органов власти. Одним глазом они подмигивают феминисткам, а другим — правящему режиму, пытаются использовать женские инициативы для патриотической и милитаристской пропаганды.
Флагманский корабль псевдофеминизма — Российская ассоциация исследователей женской истории. “Исследования” ведутся с бережным сохранением рамок патриархальных конструкций, последние не только не разрушаются, но даже не подвергаются сомнению. Это психологически понятно. Как говорится, не кусай руку, которая тебя кормит.
История — не создание невнятных наукообразных текстов, не способ ради личного благополучия вытрясать деньги из олигархической верхушки. История — политическое оружие для бескомпромиссной войны. Если ученый не использует историю для борьбы с патриархатом, это означает, что перед нами игрок за другую команду — за тех, кому история нужна только для порабощения женщин. Даже бескорыстная академичность вторична и вредна, если она не приводит к немедленным и реальным изменениям повседневной жизни обычных женщин.
Нельзя быть феминисткой и процветать в патриархальном государстве. Нельзя на словах бороться с продажей людей, а на деле дружить с семьей работорговца. Нельзя говорить про освобождение женщин, а потом праздновать 60-летие патриархального брака.
История не является собственностью наделенных властью, ресурсами, титулами союзников патриархата. Каждая из нас должна говорить о женской истории. Я призываю всех, кто прочитает этот текст, принять участие в Месяце женской истории — в марте 2017 и начать подготовку немедленно.
Каждая может исследовать, брать интервью, писать книги и комиксы, петь песни, организовывать акции, выставки, протесты, встречи, фестивали (на своей улице, в местной библиотеке, в школе, в парке — где угодно), основывать и вести просветительские кампании в интернете, делать плакаты, газеты, журналы, создавать локальные и международные исторические группы и сети, говорить о женской истории с людьми на улицах. Главных нет! Не бойся взять инициативу в свои руки и рассказать о том, что важно для тебя. По всему миру открываются женские музеи, издаются антипатриархальные исторические журналы. Книг по женской истории хватит на огромную библиотеку, снимаются фильмы о женской борьбе за свободу. Виртуальные выставки, сайты-агрегаторы информации о женщинах в истории, онлайн библиотеки — миллионы женщин по всему миру включены в единое движение борьбы за женскую истории.
Можно изменять карты городов, переименовывать улицы, площади, памятники. Так сделали французские активистки из организации Osez le féminisme! Они потребовали от мэра Парижа за три года пятикратно увеличить количество женских имен на карте города и присвоить женское имя центральной площади или общественному зданию. Ребекка Солнит изменила карту метро Нью-Йорка, назвав станции в честь женщин, в октябре 2016 года издана книга, включающая эту карту.
Придумай новые формы! Marta Breen и Jenny Jordahl (Норвегия) опубликовали женские исторические комиксы. Дарья Данилович запустила в Париже корабли феминизма.
История женских неформальных сообществ, история феминистского движения — этим точно никто, кроме нас, не займётся. Вот почему в первую очередь надо говорить о женщинах, посвятивших свою жизнь борьбе против патриархата и милитаризма.
Я ПРИГЛАШАЮ ТЕБЯ
Новый год — Пряничная женская ночь.
Март 2017 — Месяц женской истории
8 мая 2017 — Женская историческая ночь
ДЕЙСТВУЙ СЕЙЧАС!
Твоя Всемирная женская историческая ночь
FAQ
Q Кто придумал Женскую историческую ночь?
A Вдохновленные феминистками из Сан-Франциско норвежки.
Q Кто организатор в России?
A ЖИН — сетевая инициатива. Каждый человек, разделяющий принципы акции, может принимать в ней участие. Существуют интернет-группы для обмена информацией.
Q Кто финансирует акцию в России?
A Участницы сами принимают решение об участии, сами выбирают, кто появится не плакатах, сами печатают или рисуют плакаты и сами развешивают их на улицах.
Q Это феминистская акция?
A Да.
Q Почему 8 мая?
A Норвежские феминистки выбрали эту дату для нового дня коллективных действий. Совпадения случайны.
Q Я хочу сделать плакаты с военными ко Дню победы.
A Не в рамках ЖИН.
Q Это опасно?
A В России, Белоруси, Украине может оказаться опасной любая уличная акция. Придумайте безопасный для вас формат.
Q Зачем нужен обмен плакатами?
A Участницы акции делают плакаты со значимыми для них женщинами. Обмениваясь плакатами вы поддерживает других активисток и узнаете новые имена.
Q Зачем что-то писать на плакате? Изображения не достаточно?
A Мы противопоставляем патриархальному безымянному женскому образу историческое значение конкретной личности. Пишите на плакате имя героини, названия города, акции и год. Пишите на родном и на английском. Используйте теги #женскаяисторическаяночь #KvinnehistoriskNatt #womenhistoricnight
#жiночаiсторичнанiч
Q Что делать, если я уезжаю 8 мая?
А Проводите акцию там, где вы будете 8 мая.
Q Я не могу найти информацию о своём городе.
A Создайте собственную группу или действуйте в одиночку.
Q Плакаты не провисят и дня! A Значение имеет не время, но символическое обозначение пространства, свободного от патриархальной истории.
Q Могут ли участвовать не-женщины?
A Они могут помогать изготавливать или клеить плакаты, но не имеют права голоса в идеологических вопросах.
Хроника женской исторической ночи
2006 |
Берген |
Первая ЖИН в Норвегии. |
2007 |
Берген, Осло |
Статьи в норвежских медиа. |
2012 |
Берген, Москва |
Группа «Albert og Elise» выпускает альбом «Helt uten humor» с «Одой женской исторической ночи». Статьи в русскоязычных медиа. Катерина Бахренькова проводит ЖИН в Москве. |
2013 |
Берген, Бердск, Минск, Москва (несколько групп), Новосибирск, Санкт-Петербург, Шлиссельбург |
M начинает Женскую историческую ночь в Белоруссии. Ольга Арефьева разрешает использовать песню «Женщина» в качестве русского гимна ЖИН. Любава Малышева делает информационный ролик о ЖИН и переводит на русский «Оду Женской исторической ночи». https://youtu.be/5bgo9UTYOtA |
2014 |
Берген, Минск, Москва (несколько групп), Осло, Санкт-Петербург (несколько групп), Ставангер, Томск, Челябинск |
Пряничная женская ночь в Бергене. Созданы интернет-группы World Women’s Historic Night Kvinnehistorisk Natt https://vk.com/club68258693 https://www.facebook.com/groups/1414626318791757/ Фотоколлектор https://www.flickr.com/photos/124548554@N06/sets/ |
2015 |
Берген, Осло, Трондхейм, Фредрикстад, Амстердам, Астрахань, Днепропетровск, Екатеринбург, Киев, Комсомольск-на-Днепре, Краснодар, Малаховка, Минск (несколько групп), Москва (несколько групп), Н.Новгород*, Новосибирск, Омск, Пушкино, Самара, Санкт-Петербург (несколько групп), Черкесск |
10-летие ЖИН в Бергене: акция против монументов, концерт, кисти. N начинает Женскую историческую ночь на Украине. Malleus Maleficarum проводит Женскую историческую ночь в Нидерландах. Дарья Данилович пишет о Женской исторической ночи в белорусских медиа и организует вторую группу в Минске, впервые указывает название акции на плакатах. Московский Фем-клуб обсуждает Женскую историческую ночь**. |
2016 |
Берген, Осло, Алматы, Барнаул, Екатеринбург, Йошкар-Ола, Казань, Киров, Клин, Коломна, Люберцы, Малаховка, Москва (несколько групп), Одесса, Париж, Псков, Самара, Санкт-Петербург (несколько групп), Томск, Тюмень, Усмань, Уфа, Челябинск*, Ярославль |
Jenny Jordahl и Marta Breen публикуют книгу о норвежской женской истории: «60 damer du skulle ha møtt. Norsk kvinnehistorie for deg som har det travelt » *** KazFem начинают ЖИН в Казахстане. Дарья Данилович запускает феминистские корабли в Париже. Фем-клуб обсуждает «патриотический феминизм». **** Выходит первый номер русскоязычного журнала ЖИН. |
* в городе параллельно проходила патриотическая акция
** 5 мая 2015 года Катерина Бахренькова, Татьяна Сушенкова и Ольгерта Харитонова организовали информационную встречу о ЖИН в московском Фем-клубе (в Электромузее). Обсуждали историю акции, её принципы, обменивались опытом изготовления плакатов.
*** Сейчас 8 из 10 публикуемых в Норвегии биографий — мужские.
****11 сентября 2016 года Фем-клуб организовал дискуссию “Феминизм и патриотизм” на фестивале активистского искусства МедиаУдар. Москва — 5.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ: МОСКВА КАТЕРИНА БАХРЕНЬКОВА
Женская историческая ночь изменяет пространство вокруг, изменяет твою собственную личность. Меня восхищает формат. Это кажется простым действием, нет явных лозунгов — легко начать, присоединиться. На самом деле это один из самых радикальных протестов. Акция требует большой внутренней работы, рефлексии и смелости. Личное изготовление плаката — важная часть акции. Утверждённые организаторами(!) героини и плакаты Калининграда — очень патриархально. Как это абсурдно: акцию то и дело присваивает какая-то провластная организация, ставит её в план своих мероприятий, некоторые даже получают гранты. С сожалением наблюдаю увеличение количества женщин — военных на плакатах, восприятие истории как летописи войн, убийств и подавлений. Героизируется женщина, поддерживающая патриархат и его стратегии. Это не только с Женской исторической ночью происходит, но она — мощный фонарик, хорошо высвечивает.
СОФИЯ МАРХАУГ ПРЯМАЯ РЕЧЬ: БЕРГЕН
Женская историческая ночь — прекрасная возможность обратить внимание общества на то, что женщины недостаточно представлены в нашей давней и новейшей истории. Это отражается и на городском пространстве. Улицы, общественные места, монументы — всё, преимущественно, названо в честь мужчин. Для плакатов можно выбрать женщин, которые приложили много усилий для развития общества в вашем городе, а также женщин, которые проявили себя в науке, политике… Для меня был самым значимым плакат о Рут Майер. Рут — австрийская беженка еврейского происхождения, которая попала в Норвегию во время войны. Она была в близких отношениях с одной из крупнейших современных норвежских поэтесс, Гунвор Хофмо. Майер депортировали в Освенцим, где она умерла. Плакат говорит о тёмной стороне норвежской истории. Во время войны Норвегия сделала очень мало для защиты евреев — в отличие, например, от Дании. Вторая причина, почему этот плакат был важен — мы повесили его на неонацистские плакаты и трафареты. Страшно, что такие идеи развиваются в современной Европе. ЖИН — отличный способ заявить о своих идеях. Феминистки из разных стран должны слушать друг друга и уважать различия друг друга. Я думаю, что у нас есть чему поучиться друг у друга, в то время как разные культуры имеют разные проблемы. Образование сообществ является одним из важных этапов для победы в политической борьбе. Важно, что феминизм является более или менее организованным политическим проектом, а не только проектом личного освобождения.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ: МОСКВА / БЕРГЕН АНГЕЛИНА МОШЕВА
В 2014 году я делала пряничную женскую ночь, в 2015 памятные кисти для акции. Идея была простая, а вот реализация… Оказалось, что в России трудно найти кисточки из искусственной щетины, без логотипов, без краски или лака, с поверхностью, подходящей для лазерной гравировки. Наконец я купила 100 подходящих кистей, отнесла их в мастерскую. Гравировщица расспрашивала меня про акцию и выжигала «World Women’s Historic Night 2015». Некоторые активистки в Москве купили эти кисточки, остальные я привезла в Берген. Во время первомайской демонстрации известные феминистки фотографировались с кисточками и потом с помощью этих фотографий мы приглашали людей на акцию. Во время Женской исторической ночи в Бергене в тот год устанавливали картонные фигуры женщин в центре фонтана с мужскими фигурами. Еще мы втроем рисовали огромный транспарант — пригодился мой опыт работы конструктором. Транспарант был на стене клуба во время концерта, потом его повесили на высокий памятник Кристиану Михельсену. Плакатов было больше, чем обычно. Раньше клей для акций делала Шарлотта Мирбротен, одна из основательниц акции. Она живёт в центре города. Но в этом году Шарлотта сидела с ребенком и на вечерние события не попала. В общем, я должна была привезти крахмальный клей для всех — это было несколько ведер. И потом уже я отправилась сидеть с внуком, на концерте оставаться не могла.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ: МИНСК / ПАРИЖ ДАРЬЯ ДАНИЛОВИЧ
В Минске было решено не обсуждать всё в сети, а встретиться лично. Был составлен список персонажей — исключительно белорусских, они были разбиты на группы, каждый участник должен был сделать определенные плакаты. Когда плакаты были уже готовы, люди под разными предлогами отказалась выходить в город. Вечером перед акцией нас, готовых идти клеить, было двое. Я поехала в полночь на велосипеде, моя подруга пошла пешком в 4 утра, что привлекло к нам внимание милиции. Наверное, лучше проводить вечером, когда на улицах есть люди. Первый милицейский патруль спросил, что у меня за листовки: «Перед Днем Победы сами-понимаете-что могут клеить». Во второй раз меня уже задержали — возле БГУ, в самом центре города. Заставили снять плакаты и отвели в отделение. Проверили документы, вещи, просмотрели плакаты. Стали кому-то звонить,советоваться. Отрапортовали, что про политику ничего нет. Сказали, что распространение незаконной печатной продукции запрещено. Даже о пропаже кошки нельзя ничего расклеивать. По пути домой я не видела ни одного плаката. Вернулась около пяти утра. Подруга выбрала более укромные улицы. У нее только спрашивали, сколько она берет за ночь, в милицию не попала. Утром я видела плакаты, которые всё-таки остались на стенах. Потом я узнала, что в городе кто-то уже несколько лет проводит ЖИН.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ: МОСКВА ТАТЬЯНА СУШЕНКОВА
Женская историческая ночь напоминает о «женской стороне» истории, воскрешает из патриархатной тени памяти значимые для человечества, страны, сообщества или для участниц акции женские имена. Чаще всего выбираю людей, сходных по профессии или по увлечениям: художниц, фотографов, «научно-технических», «общественных» женщин. Раньше часто клеила Джулию Маргарет Кэмерон — уникальную женщину викторианской эпохи, фотографа, начавшую карьеру в 48 лет, после получения фотокамеры в подарок. Ее работы ругали «профессиональные сограждане», тем не менее она и дальше снимала в своей манере, стала знаменитой портретисткой. Фрида Кало, Вивьен Иствуд, Эмма Гольдман, Маргарет Бурк-Уайт… Мне запомнились плакаты про девочек из стран третьего мира, совершивших открытия, парижские «кораблики», переименованные улицы… Однажды несколько часов беседовала с полицейским за жизнь, за искусство. Он говорил, что тот, кто видит красоту «Черного квадрата», не чувствует запаха травы. Не понимал, что «красота» не может быть единственным мерилом искусства. Я общаюсь с активистками из других городов. В основном из соседней Москвы. Мои цели? Демонстрировать, что у человека лучше всего получается делать/изучать то, к чему есть личные склонности — и в работе, и в повседневных практиках, — а не то, что общество эссенциалистски привязывает к гениталиям. Следование своим склонностям, получение удовольствия от любой работы, за которую добровольно берешься — это быть обычным человеком, а не жертвой. Многое очень просто. Людей чаще останавливают не реальные трудности, а страх, лень, предубеждения, принятая система ценностей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ: МИНСК M.
У нашей группы состав непостоянный. Когда мы собрались в первый раз, три года назад — силами нескольких человек сделали около двадцати плакатов. Долго обсуждали, что должно быть на плакатах. Тогда очень много людей заинтересовалось, человек десять вышло бомбить среди бела дня. Я четыре раза за день клеила плакаты в поездах метро — прямо по всему поезду. После работы спокойно шли по главному проспекту и расклеивали листовки, остальные тоже ходили по центру, без проблем. В следующем году проблемы были. Меня задержали в метро, завели на разговор в кабинет милиции. долго вчитывались в содержание листовок. А надо сказать, что все они были на белорусском, что в глазах милиции сразу делало их оппозиционными и крамольными. Если бы захотели — то нашли, к чему бы придраться. Вечером мы клеили плакаты вдесятером. Одну девушку увезли в РУВД, мне предъявляли нанесение ущерба рекламодателям, ей — порчу общественного имущества (задержали на остановке), обещали штраф в двадцать базовых. Продержали до четырёх утра. Через какое-то время меня вызвали в РУВД метрополитена и там я написала расписку, что больше обещаю не хулиганить. Потом нам с подругой пришли письма счастья, что ничего особого в нашей деятельности не найдено. Через год мы опять созвали собрание, чтобы поговорить о ЖИН. Клеили плакаты шесть человек, мы действовали осторожнее, чем раньше, проблем не возникло.
ЭММА ПРЯМАЯ РЕЧЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Женская историческая ночь — это попытка сделать видимым то, что традиционно остается невидимым. Поделиться с другими тем, что ты, как и история, молча носишь в себе. Я нежно люблю людей на своих плакатах и хочу поделиться с другими тем, что мне дорого. Мы клеили плакаты вместе с Мариной, которая нарисовала просто чумовые портреты. Но мне было сложно писать биографию Ярославской-Маркон именно с точки зрения ухода от стандартной патриархальной модели биографических справок. У нее была насыщенная жизнь, которая известна только из автобиографии, написанной в штрафном изоляторе перед расстрелом, это примерно 30-40 страниц. И вот эту совершенно удивительную жизнь надо было разместить на полу-странице, приходилось прибегать к стилю краткой биографической справки. При этом ее жизнь, арест, попытка устроить побег мужу с Соловков, в виде биографической справки выглядела довольно стандартно-патриархальной: училась, вышла замуж, читала лекции. И все это важно, потому что в данном конкретном случае важно было сказать кому она устраивала побег и известие о чьем расстреле она встретила в женском лагере, запустив в начальника лагеря костылем. Мне не удалось полностью уйти от патриархального описания. Мне понравилась ЖИН, которая прошла в Париже. Я занимаюсь феминисткой библиотекой в Питере и цель моей борьбы — облегчить жизнь людей, которые угнетены патриархатом, говорить о инклюзивности феминистского движения.
ПОРТРЕТ ТОВАРИЩА ЗЕМЛЯЧКИ ЛЮБАВА МАЛЫШЕВА
Женская историческая ночь – акция ненасильственного прямого действия, целью которой является возвращение женских имен в пространство города, истории, культуры. Акцию придумали радикальные феминистки из норвежского города Берген. 8 мая участницы расклеивают плакаты с именами правозащитниц, просветительниц, ученых, музыкантов, переименовывают памятники и улицы. Плакаты ЖИН можно было видеть на улицах городов России, Украины, Белоруссии, Нидерландов, Казахстана, Франции.
После того как акция стала интернациональной, появились конфликтные темы. Например, кто и что может быть на плакатах, что такое женская история и что такое – хроника патриархата. Неожиданным камнем преткновения стала дата. Во многих российских городах активистки почему-то решили совместить ЖИН с празднованием 9 мая. Как объясняли сами участницы, «чтобы два раза не ходить».
В Норвегии нет праздника День Победы 9 мая, но есть День освобождения 8 мая. В Норвегии никаких парадов победы не устраивают. По всей стране поднимают государственные флаги.
День освобождения раньше считался антифашистской датой, с 2010 года он приобрел милитаристский оттенок: в этот день на государственном уровне стали отмечать день ветеранов всех войн, в том числе ветеранов международных конфликтов. В связи с этим коммунисты, историки и ветераны подпольной антифашистской группы «Освальд» начали кампанию «День освобождения обратно». Совпадение дат еще больше запутало российских феминисток. 8 мая было выбрано для ЖИН по аналогии с 8 марта: «Чтобы говорить о правах женщин не только 8 марта».
Сложно понять, чем руководствовались норвежки, выбирая 8 мая: был ли это намеренный полет на милитари-грозу, или все-таки они подзабыли про Вторую мировую. Склоняюсь ко второй версии. Главное, что важно понимать: никаких песен победы ЖИН не предусматривала. Наоборот, был написан гимн акции, который отвергал патриархат во всех его проявлениях.
Проблемы с восьмым мая, плавно переходящим в девятое, показались незначительными, как только начались попытки захватить Ночь со стороны бюрократов, людей из академической среды и представителей российской власти. Вот уж чего никто не ожидал.
В 2015 году формат ЖИН попытался использовать «Приволжский миграционный центр» Нижнего Новгорода, получающий гранты от Путина. Оцените стиль: «…Молодежный клуб «Дружба молодежи», созданный на базе МБОО «Приволжский миграционный центр» принял участие в международной акции «Женская историческая ночь». Данное мероприятие проводилось в рамках проекта №210/2014/1 «Защита прав и свобод мигрантов при их адаптации и интеграции в местное сообщество» (оператор проекта Общероссийское Общественное Движение «Гражданское достоинство», г. Москва)… Акция, проведенная активистами Молодежного клуба, была посвящена 100-летию геноцида армян, который вспоминают в этом году. Были подготовлены и развешены плакаты женщин, сыгравших роль в истории освободительного движения, мировых войн. Например, такой была Сирануш Шахгельдян – армянская революционерка времени армяно-азербайджанских столкновений 1905-1906 годов, член партии «Дашнакцутюн», участница вооруженной борьбы. Кроме того, мы вспомнили имена и лица тех женщин, которые стали жертвой геноцида армян, устроенного турками. Выжили, но были насильно исламизированы (Султан из Ени Шехира 14 лет, Марай Биснинян 20 лет, Гурджи 16 лет и тысячи других). Целью акции были привлечение внимания к факту геноцида армян 1915 года и актуализация памяти о важнейших представительницах армянского народа, который пытались истребить, а сейчас препятствуют признанию факта этого истребления. Ответственный за проведение и освещение акции – Гиноян К.Р.» Плохая новость для Карины Гиноян: целью ЖИН никак не может быть привлечение внимания к факту геноцида армян, тема мировых войн также категорически не приветствуется. Феминизм тесно связан с пацифизмом. Сеть ЖИН антиавторитарная и не может сотрудничать с проправительственными, коммерческими, грантовыми, иерархическими организациями.
Термин, который используют для описания поведения мужчин в женском движении: м-феминизм, мачо-феминизм. Когда говорят «м-феминизм», имеют в виду проблемы, связанные с неизбежным доминированием представителя привилегированного класса. Свежая история про мачистов, которые, используя женские ресурсы, пытаются создать иерархическую структуру и забраться на ее вершину – made in Kaliningrad.
В 2014 году члену Совета по культуре при губернаторе Калининградской области, заведующему кафедрой истории Института гуманитарных наук, директору Центра военно-мемориальных исследований БФУ им. И. Канта, заместителю главного редактора журнала «Вестник», кандидату исторических наук и доценту Калининградского университета Илье Дементьеву показалось, видимо, что у него мало званий, проектов и раболепствующих студентов, и он решил… захватить региональную ЖИН.
Как получилось, что советник губернатора принял решение участвовать в анархо-феминистском прямом действии, причем с целью укрепления государственности и военного-патриотического духа горожан? У нас нет ответа на этот вопрос.
Так или иначе, появился калининградский сайт с традиционным западным, но неблагозвучным для русского уха названием «Херстори» (herstory – ее история). ЖИН в Калининграде стала проводиться с небывалым размахом. Мужчины – сам Илья Дементьев, а также кандидат психологических наук и психоаналитик Максим Кожемякин, член Багратионовского военно-исторического клуба Альберт Адылов, сооснователь Калининградского клуба краеведов Борис Адамов – начали читать женщинам военно-патриотические лекции, заниматься героизацией «Великой войны» и выдавать указания насчет централизованной печати плакатов. В набор персонажей для калининградских листовок входили унтер-офицер, монахиня, принцесса, королева, летчица-штурмовик, порномодель.
Сайт «Херстори» перепечатал слоган анархолистовки, предварив его словами «На этом сайте вы найдете информацию о Женской исторической ночи». Упоминалось, что акция началась в Норвегии, но не приводилось никаких подробностей, никаких имен основателей, идейных текстов, фотографий. Краденые цитаты ссылками на первоисточники не сопровождались, фамилии авторов не указывались.
Говоря о том, что акция проводится в России, «Херстори» не вдавался в подробности радикальных феминистских акций в российских городах. Илья Дементьев написал статью «Феминизм и подвижничество»: «Может ли быть иное патриотическое воспитание, которое преследовало бы цель демонтажа патриархата в пользу гендерного равенства? Возможно. Если бы оно строилось на примерах одновременного служения Родине (политкорректно избежим в этом контексте слова «Отечество») и гендерному равенству. Это, допустим, феминистка, участвующая в обороне своей страны или – в мирное время – в созидательной деятельности на благо социального равенства мужчин и женщин… Возможно, как нет никакого патриотического воспитания, свободного от интересов элиты, как нет и гендерной истории, свободной от политической перспективы гендерного равенства. Но обо всем этом надо думать осторожно, чтобы не уподобиться некоторым норвежским феминисткам».
Не желая уподобляться норвежским феминисткам, Дементьев пытается украсть и изнасиловать феминистскую радикальную акцию, которую эти самые норвежские феминистки придумали и проводят 10 лет.
Критика патриархальных Калининграда и Волгограда со стороны леворадикальных групп была непрерывной и интенсивной. В 2016 году кандидат социологических наук, доцент кафедры политики, социальных технологий и массовых коммуникаций БФУ им.Канта, директор НОЦ «Социологические исследования» Анна Алимпиева предприняла еще одну безуспешную попытку захвата акции – сделала компиляцию из анархостатей и мнений калиниградских патриархов. Алимпиева написала: «В рамках калининградской женской исторической ночи встретились две линии в процессе признания женской истории – академическая, научно-исследовательская и гражданская, активистская».
Гражданская, активистская? Ну-ну. В Калининграде никто не делает плакаты самостоятельно. Их выдают. Вот цитата из приглашения на акцию 2016 года: «Представляем героинь Женской исторической ночи в Калининграде – 2016… Третий год подряд эти листовки создает замечательная Margarita Maryanyan, за что ей огромная благодарность! Завтра, 8 мая, встречаемся в сквере на ул. Шевченко (напротив Дворца бракосочетаний, у часов) в 19 часов – будем делать листовки по трафаретам, а потом пойдем их расклеивать. Листовки также можно напечатать на принтере, скачав здесь».
Патриотизм и национализм — это культурные установки, производные от мужского взгляда на вещи и сконструированные в расчете на субъекта-мужчину. Ирина Сандомирская, «Книга о Родине»
По мнению Екатерины Бахреньковой, есть еще два аспекта калининградского патриархального наступления – это подчеркнутая региональность и захватническое присвоение истории. Если активистки интернациональной ночи выбирают для своих плакатов женщин со всего мира, то калининградкам выдают листовки с местными «героинями». Фиксация на городе – это еще один кирпичик патриотизма, особенно если в анамнезе оккупация и депортации. Екатерина считает, что калининградцы заняты поиском ответа на вопрос «Почему мы живем в захваченном городе?» Присваивая историю Кёнигсберга и его жительниц, они выстраивают даблфинк-идентичность.
В 2015 году отличился город-герой Волгоград (бывший Сталинград). Работали по той же схеме – академическая группа (ВолгГТУ, доцент, кандидат философских наук и поклонница трудов Ильи Дементьева – Евгения Ануфриева), даблфинк, региональная привязка, Великая война, Великое советское прошлое, коллаж из анархослоганов и канцелярита, плакаты со столпами патриархальных режимов (Пахмутова, Екатерина II, Елизавета Виндзорская), обязаловка для студентов, мужчина-лектор. Сообщения о волгоградских мероприятиях написаны советским канцеляритом: «Большой эмоциональный отклик у слушателей вызвал доклад «Ополченки Сталинградского тракторного завода и завода «Красный Октябрь» в дни Сталинградской битвы», подготовленный студентом 2 курса ФАСТиВ Петром Филипповым», «Ирине Клейзубовой большое спасибо за листовки!!!», «Крутой маршрут. Образ советской женщины 30–40 годов ХХ века». В 2016 году волгоградцы разошлись не на шутку: «Студенты-волонтеры посетили могилы Александры Максимовны Черкасовой и Маргариты Константиновны Агашиной».
На вершине абсурдного топа – Челябинск. В 2016 году Всесоюзная молодежная гвардия большевиков наклеила в Челябинске плакаты с портретами Розалии Землячки. Несмотря на то что улицы имени организатора красного террора в Крыму до сих пор существуют во множестве городов России, а прах Землячки по-прежнему покоится в Кремлевской стене. Да что там Кремлевская стена!
Сама Мириам Сехон снялась у Михалкова в роли Землячки! И все для романтизации государственного террора в стиле Демьяна Бедного: От канцелярщины и спячки чтоб оградить себя вполне, портрет товарища Землячки повесь, приятель, на стене! Бродя потом по кабинету, молись, что ты пока узнал Землячку только на портрете, в сто раз грозней оригинал!
Однако ВМГБ посчитало, что государство вычеркивает Землячку из истории. Что же касается террора в Крыму (тогда), то ВМГБ не считает преступлением «уничтожение патриархальных элементов, которых невозможно назвать людьми»: «Мы так не думаем. Напротив, это подвиг».
Именно Всесоюзной молодежной гвардии большевиков принадлежит гениальная инициатива пригласить на ЖИН эффективного феминиста Сталина: «Это при Сталине, при торжестве угнетенных над угнетателями, женщины были в истории и их вклад в нее подробно описывался в учебниках. Рабовладельцам подобное присутствие опасно, а потому женское присутствие в историческом процессе всячески, всеми правдами и неправдами, замалчивается». Похоже, ЖИН, словно волшебный сапожок, всем впору. Скоро появится коричневая ЖИН, во время которой нацисты будут расклеивать плакаты с активистками из концлагерей. ЖИН на мясокомбинате будет сопровождаться лекцией про лучшую измельчительницу цыплят мужского пола. Православная женская историческая ночь будет совмещена с крестным ходом, и понесет она перед собой плакаты с ликами святой Мизулиной. А ЖИН имени Исмаила Бердиева сделает огромные транспаранты о передовиках индустрии женского обрезания. Зачем читать, зачем думать? Бери власть, лги, насилуй, используй женщин и женские инициативы. Это и есть настоящий патриотический феминизм.
Последний холивар, новинка 2016 года — транс-тема. С учетом того, что многие русскоязычные феминистки трансфобны, неприятие транс-персон (биологических мужчин) на плакатах ЖИН может быть истолковано, как трансфобия. ЖИН это очень узкоспециальный протест, который касается дискриминации биологических женщин. Нет никакой проблемы с тем, чтобы начать КВИР ИСТОРИЧЕСКУЮ НОЧЬ.
КАТЕРИНА БАХРЕНЬКОВА О ЛИЧНОМ ВЫБОРЕ
Мне захотелось понять, почему на первых акциях Женской исторической ночи было столько плакатов с женщинами-военными. Я спрашивала других участниц, почему они сделали такие плакаты. Конечно, это влияние даты. Кто-то думал, что плакаты с женщинами-военными накануне 9 мая привлекли бы большее внимание и дольше бы провисели. Многие написали о чувствах, которые нам предписано испытывать в мае — про «мирное небо», про благодарность и стыд за свою беспечную жизнь, про трагичность и неотвратимость судьбы, про героизм и невозможность оценивать поступки “защитников отечества” иначе, про невозможность вообще каких-либо сомнений. Женская историческая ночь – прежде всего возможность рассказать о том, что важно для каждой участницы, её личная история и внутренний мир через нравственные ориентиры, выносящиеся на плакат. Плакаты с участницами войны — это не личное высказывание, это не личный выбор. Это навязанная датой тематика бесконечной вины/бесконечного долга Родине. Если бы дата акции была, например, 10 июня, появился бы хоть один из этих плакатов? Уверена, что нет. «Они умерли, чтобы продолжалась жизнь». Огромное количество женщин, умерших в родах, тоже умерли «ради нас», но помним ли мы эти жертвы? Меньше всего я хочу сказать, что воевавшие женщины были никем, что они недостойны памяти и разговора о них. Я так не думаю. Я думаю, что эта тема другой акции, другого дня, какой-то другой даты, глубоко трагической. Но это патриархальная история, история насилия. Это не те женщины, чьи жизненные пути мы хотели бы повторить.
Изображения для журнала: созданы самостоятельно или найдены в сети.
ФЕМИНИЗМ vs ГЕТЕРОНОРМАТИВНОСТЬ
Не вызывает никакого сомнения необходимость борьбы за права квир-людей, в том числе утверждение значимости квир-истории. Разумно ли делать это на такой акции, как Женская историческая ночь? Что мы имеем ввиду, когда говорим «женщина»?
Женщина? Может жить в фемкоммуне? Может голосовать на рад-фем собрании? |
||||
Гей |
Буч |
Человек, которому женские половые органы удалили по медицинским показаниям |
Человек с незавершенным переходом или недовольный переходом |
Агендер |
Кто же из них может быть на плакатах Женской исторической ночи? Кто из них женщина, кто может голосовать на радфем-собраниях и жить в радфем-коммуне, кто сторонник патриархата? Не знаешь? Все они могут быть на плакатах Квир исторической ночи!
Отзывы, тексты для журнала: whnzine@gmail.com