Барселона: Монастырь Педральбес — часть 1 / Monestir de Pedralbes — 1

В Барселоне есть средневековый каталонский монастырь Санта-Мария-де-Педральбес. Petras Albas — белые скалы — от каменоломни, находившейся в этом районе. Монастырь находится в районе на горе, в 20 автобусных минутах от центра города. В одноименном районе живут самые богатые люди города, здесь же американское посольство, поэтому уровень комфорта, чистоты и безопасности зашкаливает. Особняки с бассейнами, сады и панорамы, широкие улицы и свежий воздух, пинии. Место хорошее, вот только чтобы жить там нужно, ограбить полмира. Застройку района домами знати определил, конечно же, статус монастыря.

В 1325-27 годах на месте разрушенной римской виллы королевой Элисендой де Монкада-и-Луна при поддержке мужа, Хайме II, короля Арагона, Валенсии, Сардинии и Корсики, графа Барселоны и прочих земель Каталонии, был построен монастырь. Там поселилось 12 монахинь Ордена святой Клары. С тех самых пор и до 1983 года Орден владел монастырем.

Первой абатиссой стала Sobirana d’Olzet, второй — племянница королевы Francesca Saportella. В монастыре жили вдовы из богатых семейств, королевы и аристократки. Сама Элисенда после смерти мужа переселилась в дом неподалёку от монастыря. Ее могила находится в особой гробнице, которую можно видеть как со стороны двора (Элисенда изображена в королевской одежде), так и в церкви (королева в одежде вдовы). Королева завещала, чтобы монастырь был разрушен после ее смерти, но этого не случилось. До конца 15 века в монастыре было 40 рабов, что было обычным явлением для того времени.Состоятельные женщины жертвовали свои состояния на обустройство помещений, на росписи, на мебель, на создание предметов для литургии, на гигантские книги для монастырского хора и, конечно, же на религиозную живопись. Они и сами рисовали и писали книги.

Поэтому здание монастыря такое изысканное (трехэтажный клуатр в стиле каталонской готики), а историческое наследие и коллекция искусства — уникальны.

Келью абатиссы, или капеллу Св.Михаила, расписывал Ферре Басса. Других работ этого художника не сохранилось. Обязательно посмотрите фильм о том, как велись реставрационные работы в келье. Ученые с компьютерами, микроскопами, шприцами, весами, маленькими утюжками, метелками и пылесосами сантиметр за сантиметром восстанавливают погибающие фрески. Они наклеивают крошечные ярлычки с пометками, пропитывают стены жидкостями и строительными смесями с помощью шприцев, возвращают краскам сияние. Настоящий историко-химический детектив.

Окончание реставрации было большим событием для Каталонии, множество людей пришли на церемонию открытия обновленной кельи.

В рамках выставки «Сокровища Педральбес» выставляется коллекция фламандского искусства, на которой я просто потеряла счет времени.

Есть коллекция средневековой керамики с гербом монастыря, тончайшие вышивки, предметы средневекового быта, старинные документы. Также можно увидеть внутренний двор с апельсиновыми деревьями, сад (см. каталог монастырских лекарственных растений), фонтан, колодец, кухню, трапезую, кельи для дневного уединения, рождественскую диораму. Многие залы заняты под временные исторические или современные выставки. Около одного из окон установлена концептуальная скульптура — застывшие солнечные лучи.

Настоящим подарком было увидеть располагающуюся в Sala Capitular выставку «Dones silenciades. El llegat de Sor Eulària Anzizu (1868-1916) — о монахине Евлалии Анзизу, о женщине эпохи каталонского Возрождения. Было сложно в это поверить, но я обнаружила то, что сейчас интересует меня больше всего — пример феминистского подхода к истории.

Но по порядку. В зале располагалась белая светящаяся спираль, и надо было идти внутрь по временной линии, изучая истории женщин. Спираль держалась на лестницах, на ступенях которых были написаны стихи. Я, конечно, сразу подумала про Катю Бахренькову и про Женскую историческую ночь и про то, что это очень красивая идея, которую мы тоже можем использовать для активизма.

Выставка была организована к столетию смерти Евлалии для того, чтобы призвать общество изменить отношение к женщинам-интеллектуалам прошлого — к людям, которые не заняли достойного общественного положения, не получили достаточной известности и были вычеркнуты из учебников истории из-за гендерной дискриминации во времена патриархального гнёта. Выставка утверждает важность женского наследия и вклада в развитие общества.

 Mercè Anzizu i Vila была единственной дочерью богатых родителей. Её мать умерла вскоре после родов. Отец умер, когда девочке было десять лет. Мерсе воспитывалась бабушкой, дедушкой и дядей — знаменитым политиком, промышленником и меценатом Эусебио Гуэлем. В юности Мерсе была знакома со многими литераторами и художниками, много путешествовала. В Италии она почувствовала большой интерес к религии, и в 1888 году вернувшись домой (тогда ей шел 21 год) поступила в монастырь, взяв себе имя покровительницы города Барселоны. Через два года она начала реконструкцию монастыря.

Сестра Евлалия обладала критическим складом ума, была поэтом, архивистом, историком. Она систематизировала архив и создала первый музей монастыря. Её стихи — книга «Poesies»  — были опубликованы только через три года после смерти. Вот почему создатели выставки говорят о женщинах, которые были вынуждены молчать, оставаться невидимками. Выставка началась 21 ноября 2016 и будет идти до 3 мая 2017 года.

К монастырю Педральбес относятся две галереи. Сейчас вы в первой, выставка о Евлалии завершает вторую галерею.

 

Поделиться
Запись опубликована в рубрике История, Культура, музеи, Путешествия и прогулки с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий