Музей конопли и марихуаны — один из лучших музеев Барселоны и самый большой музей конопли в мире. Сначала я начала рассматривать дом в стиле модерн, и только затем увидела листочки и название на витражах. Обычно хорошо сохранившиеся ар-нуво-здания превращают в музеи стиля и, снова оказавшись в таком доме — после Праги, Риги, после барселонского Гауди — я всё время думала: «Я в музее модерна? Или все таки в музее конопли?». Реставрацией, видимо, руководила Сесилия Хименес, но всё испортить ей не удалось.
В силу специфики своей деятельности я всю жизнь находилось рядом с (тысячами) людей, которые употребляли и продавали наркотики, видела и домашние плантации, и поля, и сквоты-сады, бывала в странах, где трава криво, но легализована. И постепенно привыкла, что марихуана демонизирована, выведена за рамки общественного дискурса. Что собеседники, с которыми можно обсуждать тему конопли, не прерываясь для опровержения мифов, существуют только в радикальных кругах. Так что каждый шаг по ковровой дорожке с марихуаной казался шагом в мир абсурда. «Да нет, неужели они сделали это?» Но, когда все эти странные мысли испарились, я на много часов погрузилась в изучение книжки-гида и экспонатов. Вся история человечества оказалась под запретом из-за антинаркотической пропаганды.
Первый зал посвящен истории здания.
Зал Ботаники:
Выше — макрофотография трихом, маленьких желез, производящих смолу с ТГК, которую собирают для приготовления гашиша. Смола имеет защитную функцию.
Гашиш изготавливают одними и теми же способами уже тысячелетия. На картинке выше — перетирание листьев вручную. Смолу соскребают с рук. Также гашиш получают, протирая растения через сито:
Выше — изображение конопли из книги о лекарственных растениях «Венский Диоскорид» («Codex Vindobonensis», VI век), константинопольского списка труда древне-греческого врача Диоскорида «О лекарственных веществах» (De materia medica). Книга Диаскорида базировалась на более древних источниках и была богато иллюстрирована. По этой книге фармакологи учились до конца средних веков.
Зал Старые мастера. Он рассказывает про способы курения конопли. Здесь же — картины, изображающие курильщиков.
Бонг:
Зал Промышленное применение:
В комментариях к фотографиям, иллюстрирующим выращивание и сбор конопли крестьянами, написано, посевы конопли требуют минимального ухода, не нуждаясь в удобрениях, гербицидах и пестицидах. За сто дней конопля может вырастать до 4 метров и в промышленности используются все части растения.
На одном корабле было до 20 метров канатов.
Выше: пакля и конопатка (зубило). Конопатка и мушкель (деревяный молоток) использовались для заполнения щелей между досками корабля.
Для изготовления парусов и канатов для трехмачтового корабля требовалось 60-100 тонн конопли.
Картина 19 века, которую использовали для обучение детей. Конопля воспринималась как обычное сырьё.
Конопля была известна с древних времен, культивировалась еще 8000 до н.э., это одно из первых сельско-хозяйственных растений. Из Центральной Азии она распространилась по всем миру.
Семена, корень, древесина, волокна конопли.
Лампа для конопляного масла. Холсты для художников и бумагу делали их конопли. Краски замешивали на конопляном масле.
Женские растения использовались для изготовления верёвок и холстов, из мужских делали тонкие ткани.
Выше: На фотографии обувь из конопли, найденная при раскопках в Китае, Британский музей.
Кимоно для японской знати изготавливались из конопли.
Изготовление канатов.
В 1990 году создатель международной сети музеев конопли Бен Дронкерс основал фирму Хэмп флакс. В 1993 году — впервые за полвека — он вырастил в Нидерландах техническую коноплю, возродил целую отрасль промышленности. Фирма использует экологический цикл культивации.
Хэмп флакс изготавливает из конопли части автомобилей (дверные и приборные панели), изоляционные материалы, масло, маты для защиты корней растений, защитные диски для деревьев, биоуголь, текстильное волокно, фанеру, пластмассу, бумагу. Для промышленности используются технические сорта конопли.