В каждом районе Барселоны можно было увидеть приглашения на красный, черный, лиловый Первомаи, все мероприятия начинались в разное время дня и в финале сливались на разных площадях. Моих взглядов ни одна из обнаруженных групп не представляла. Я решила пойти на наиболее идеологически близкие акции — утреннее демо анархо-синдикалистов CNT, Confederación Nacional del Trabajo, Национальной конфедерации труда и на вечернее антикапиталистическое шествие чёрного блока.
CNT была создана 1910 году на базе теории анархизма и более ранней профсоюзной организации. На протяжении всей своей истории CNT использовала весь спектр прямого действия — и бездействия — для борьбы за права рабочих.
Всё должно было начаться с митинга в 10.30 на окраине района Poble-sec, в Jardines de las Tres Xemeneies, под тремя трубами. Именно здесь сто лет назад здесь располагался мировой энергетический лидер — канадская компания, Канадиенсе, Barcelona Traction, Light and Power Company, Limited, работники которой устраивали забастовку весной 1919 года (гугли «La Huelga de la Canadiense«).
В начале прошлого века мировое профсоюзное движение только зарождалось, родовые муки были страшны, кровь лилась рекой во всех странах, а рабочие косточки под колёсами корпоративных машин хрустели так громко, что эхо слышно до сих пор.
Причин у забастовки под тремя трубами было множество — с начала года усилились репрессии против рабочих активистов Барселоны, были закрыты рабочие организации, введена цензура, в порт пришли военные корабли. Последней каплей стало увольнение восьми рабочих, которые хотели создать организацию для противостояния понижению зарплаты.
Цех объявил забастовку солидарности, и тогда хозяева уволили всех протестующих разом — более сотни человек. Рабочих других цехов вынудили занять места уволенных. Ввиду общей неуспешности самостоятельных действий рабочие связались с радикальной CNT.
CNT остановила работу целого предприятия, что означало для Барселоны скорый энергетический и транспортный коллапс. Текстильщики и энергетики всей страны тоже присоединились к забастовке. Было введено военное положение, на улицах начались столкновения. Военные техники пытались восстановить работу коммунальных служб. Но рабочие крушили оборудование и вскоре свет пропал во всей Каталонии. А вместе со светом исчезли газ, вода, газеты, транспорт, связь, закрылись магазины и все предприятия сферы обслуживания. 70% промышленности встало.
Когда хозяева Канадиенсе решили напечатать в газете текст с угрозами увольнения всех бастующих, полиграфисты отказались печатать и тоже подключились к забастовке. Опубликовавшая текст газета была оштрафована профсоюзом!
Власти уволили 2000 человек, 3000 арестованных были заключены в тюрьме на Монтжуик. К забастовке постепенно присоединились все рабочие Барселоны. Поэтому они победили.
Всем бастовавшим и незаконно уволенным была выплачена половина зарплаты за простой, все прочие требования рабочих были удовлетворены властями и затем приняты на профсоюзном собрании — для этого собралось 20 000 делегатов.
Восьмичасовой рабочий день был установлен для всех рабочих в стране, появилась новая норма зарплат, страховок, пособий по безработице. «Урок солидарности» продолжался 44 дня.
Я приехала к 12 часам, к демо. На сцене, украшенной живописным изображением половых органов обоего пола, выступали мужчины-лидеры профсоюза, в перерывах включали песни революционной тематики. Вдоль парка со стороны автодороги выстроился рядок книжных палаток.
Книжки были в основном про мужчин или написанные мужчинами. Переводные Кропоткины, Бакунины, Махно лежали на своих местах, как-будто их позабыли здесь сто лет назад. На всех столиках — не более десятка гендерных и зеленых книжек, были и детские книги.
Один из столов был занят активистами ALF, радикальными веганами — листовки, значки, нашивки. Многие продавали футболки с профсоюзными и анархистскими принтами. Ярмарка оставалась на месте во время демонстрации.
В 12.30 колонна из 300 человек построилась, развернула флаги и шествие началось. Впереди несли большой желтый баннер CNT, призывающий бороться и объединяться и возвращать себе улицы.
На баннере было написано «Первое мая«. Первое мая вот уже полтора века остаётся главным международным праздником для анархистов. И оно неразрывно связано с упоминавшимся ранее восьмичасовым рабочим днём. Вы же знаете, что восьмичасовой рабочий день — совсем недавнее и абсолютно радикальное достижение?
Было два баннера от профсоюза таксистов:
Демонстранты скандировали «Туристы, убирайтесь домой!», «Полиция (вариант — патриархат) и капитал — криминальный альянс», «Умри, государство, да здравствует анархия!», «Настоящий террорист это государство!», призывали к бойкоту и забастовке. Они пели песни рабочих и анархистов, в том числе ¡A las Barricadas! У пяти феминисток был мегафон, они кричали фем-лозунги, но эти лозунги демонстрация поддерживала слабо.
Было запланировано посещение Hort del Xino в районе Раваль (Carrer de la Reina Amàlia, 11). Место, которое пустовало, в 2009 было оккупировано сквоттерами для создания городского сада ввиду малого количества зеленых насаждений в районе, превратилось социальное пространство для существования экологического, горизонтального, самоуправляемого сообщества, которое не приемлет расистскую, сексистскую, гомофобную, видовую дискриминацию или авторитарные отношения.
На стенах нарисовали картины, были выстроены и сплетены беседки и домики, посажены деревья, разбиты грядки и клумбы, расставлены горшки с растениями. В Hort del Xino устраивали праздники, собрания, кинопоказы, концерты, мастерские. Здесь встречались люди разных возрастов и культур, готовили политические акции и выращивали капусту. Владелец территории безуспешно пытался подкупить и прогнать анархистов-сквоттеров картинка из петиции.
Оказалось, что построенное своими руками вместе с друзьями пространство имеет большую ценность, чем золотые горы и квартиры в других районах.
14 февраля 2017 года сад был уничтожен. От народного парка остались горы мусора. Деревья и другие многолетние были сломаны. В настоящее время идут суды и активисты добиваются изменения статуса территории, поскольку на ней сохранялись зелёные насаждения. Hort del Xino не планирует прекращать сопротивления, продолжает проводить культурные мероприятия и начали восстановливаться.
CNT устроила митинг около забора Hort del Xino, прямо около свежих росписей. Пока шел митинг, художники продолжали рисовать. Если вам до сих пор казались странными анти-туристические демонстрации в Каталонии, у вас появился шанс взглянуть на ситуацию глазами обитателей Hort del Xino.
Современная политика модернизации трущоб, джентрификация, приводит к модернизации общества. Власти улучшают районы, затем повышают налоги, цены на недвижимость и услуги взлетают, прежние жильцы разоряются и вынуждены переселяться в менее престижные районы. Рабочий класс, мигранты, беднота уезжают, а их квартиры скупают богачи и спекулянты. Квартиры уходят с общедоступного арендного долгосрочного рынка за счет того, что цены на краткосрочную аренду становятся просто космическими и постоянно растут. Семьи барселонцев теряют сбережения и работу, попадают на общественное дно.
Отношения между людьми также изменяются в процессе джентрификации. Солидарность и взаимовыручка бедняков сменяется разобщенностью и управляемостью среднего класса, на смену веселому соседскому сообществу приходит одиночество богачей, изолированных в обновлённых квартирах. Вопрос расположения людей в городском пространстве — это история о привилегиях, возможностях, перспективах, взаимоотношениях, расизме, миграции, культурном уровне, правах человека. Это вопрос о будущем города.
Когда барселонцы кричат, что туризм убивает город — для них это не метафора. Hort del Xino был разрушен из-за джентрификации, при этом в буквальном смысле необратимо разрушена часть жизни и традиций района Раваль.
Что бы не означала джентрификация в мастштабах страны, какие бы экономические и социальные выгоды она не приносила государству или отдельным людям, для бедняков Раваль она означает гибель сообщества, утрату идентичности, переселение, поражение в гражданских правах, разрушение уклада жизни.
Но хорошо, скажете вы, надо оставить землю людям. Допустим, вы скажете так. Почему бы не пригласить специально обученного человека, который сделает хорошенький маленький парк. Объявить конкурс проектов, выбрать лучший и сделать что-то более приятное, чем маленький сарай и несколько грядок с овощами?
Лично мне чисто стилистически больше нравятся грядки и сарай, но мой вкус испорчен People’s Park Беркли.
Есть, есть причина, по которой люди предпочитают собственные грядки и граффити самым фантастическим дизайнерским проектам. Это любовь к свободе, творчеству и самоопределению. Культура народных садов-огородов не привлекательна и не понятна для буржуев, которые охотно заселяются именно около новомодных, пусть даже уродливых и бессмысленных дизайнерских городских парков. Где пространство используется глупо и все действия человека предопределены. Где нельзя ничего выращивать, потому что всё уже посажено кем-то другим. Где надо ходить по дорожкам, проложенным кем-то другим.
Зеленая джентрификация, проведенная в девяностые, а именно создание десятков дизайнерских барселонских парков привела к улучшению экологической обстановки, резкому росту цен на жилье, массовому исходу жителей с низким уровнем дохода. Антитуристическая кампания означает «Не смейте улучшать нашу жизнь авторитарно, мы разберемся со своими проблемами сами».
Нельзя не признать, что барселонцы формулируют свои мысли максимально непонятно для туристов. Туристы, наблюдающие за блокадой своего автобуса через окошко, облитые вином во время анархо-райота, блуждающие по городу с закрашенными красной краской указателями и недоумевающие по поводу колоссальных цен на привычных сайтах букинга, не подозревают о том, что, привозя на солнечный берег с трудом накопленные за год сбережения, они косвенно участвуют в разрушении чьей-то жизни.
Кроме того, сложно забыть популярный нынче лозунг «проверь привилегии в своём глазу прежде чем искать привилегии в глазу соседа». Проживая на средиземноморском морском берегу в окружении райских птичек и фруктовых деревьев действительно трудно осознать, что большинство туристов это такие же малоимущие, бесправные и замученные капитализмом люди. С той разницей, что туристы крайне редко — некоторые только раз в жизни — бывают на море. А проживают зачастую в точно таких же трущобах, только на севере.
Демонстрация побывала на многих улицах района Раваль, блокировала Параллель. Полиция находилась в отдалении и не вмешивалась. Активисты рисовали граффити с птичкой свободы, клеили стикеры CNT, раздавали листовки.
В 14.00 акция закончилась там же, где и начиналась, около трёх труб. Организаторы пригласили всех на обед, в котором я уже не участвовала.
Зачем Первомай? В наше время продолжительность рабочего дня, количество рабочих и отпускных дней значительно отличаются от страны к стране. Как и остальные условия труда, выплаты, гарантии. Кто-то (норвежцы) ведет бой за 6-часовой рабочий день, кто-то (Боб Блэйк) является сторонником полного упразднения труда. Видит Боб, мы с тобой, читательница, тоже за упразднение и убиквитарные ролевые игры. Но остальные-то могут и не понять, как можно жить без нормированной работы, как гулять без ошейника.
В правозащитной деятельности есть много идей, для осознания которых надо сделать более чем один логический шаг. Упразднение труда — как раз из категории подобных идей. Надо подумать и почитать, а потом снова почитать и подумать — столько раз, сколько потребуется для понимания:)
Целые народы столетиями осознавали, что порабощены. Еще пара столетий потребовалось на то, чтобы рабская работа начала оплачиваться хоть как-то, а затем, чтобы она нормировалась хотя бы по часам. 16, 14, 12, 10… за каждый час, отвоёванный у своих хозяев, рабочие платили жизнями. Слово рабочие тут не означает крепких белых боевиков. Детский труд и детская производственная смертность еще сто лет назад считалась нормальным явлением в богатой Европе. Оплата женского труда (производственного, домашнего, репродуктивного) — до сих пор только феминистское требование. Всемирное. Производственное рабство до сих пор не изжито даже в Норвегии. Достойная заработная плата тем более недоступна для большинства людей в мире, а для женщин не то что достойная, а равная мужской зарплата пока существует в проекте только в Исландии. Отрадно понимать, что в 1922 году хотя бы в Исландии женщины будут получать столько же, сколько мужчины.
150 лет назад государственный террор привел к тому, что рабочие создали анархистские боевые организации и начали сопротивляться угнетению.
1 мая 1886 года 350 000 американских рабочих объявили забастовку и потребовали 8-часового рабочего дня. После забастовки на чикагском заводе были уволены 1500 человек, была объявлена вторая забастовка, во время которой полиция убила четырёх и ранила десятки людей. 4 мая на чикагской площади Хеймаркет рабочие протестовали уже против террора полиции. Полицейский агент бросил бомбу… в полицейских. Те открыли огонь по митингующим, погибло и было ранено полсотни человек. Затем по показаниям подставного свидетеля были арестованы восемь анархистов. Семерых из них вообще не было на митинге, а восьмой во время взрыва выступал с речью. Пятерых приговорили к смерти, остальные отправились на каторгу и были освобождены в 1893 году, когда было доказано что дело сфабриковано.
Между прочим, один из казненных, лидер чикагских анархистов, Альберт Парсонс, тоже считал, что требование 8-часового рабочего труда — признание законности наёмного труда.
5 мая в Милуоки (Висконсин) полиция расстреляла забастовку, погибло семь человек, в том числе ребенок.
В 1889 году в Париже на конгрессе II Интернационала — в знак солидарности с американскими рабочими — было предложено отмечать 1 мая демонстрациями с социальными требованиями. 1 мая стало называться День солидарности рабочих всего мира. Чуть позже первомай стал днём всеобщей забастовки. Именно так — во время забастовки и никак иначе — первомай стал выходным днём. Это не правительства разрешили рабочим отдыхать и веселиться, а сами рабочие вышли на улицы чтобы протестовать против угнетения.
Диктаторские, в том числе фашистские и коммунистические режимы, а также католическая церковь пытались захватить праздник, изменяя его название (путинская Россия, фашистская Италия), смысл (СССР, гитлеровская Германия), стилистику или запрещая (франкистская Испания). В 1955 году католики объявили 1 мая днём св.Иосифа, покровителя рабочих. Американские власти признали Первомай официальным праздником только в 1958 году.
В наши дни Первое мая это официальный и оплачиваемый выходной в большинстве стран мира. И даже там, где по историческим причинам смысл праздника был уничтожен, анархисты продолжают организовывать черно-красный первомай своими силами. В странах, сохранивших дух и традицию Интернационала — в Норвегии, Швеции, Каталонии — десятки тысяч анархистов и членов профсоюзов проводят на улицах весь день, участвуют во множестве демонстраций и устраивают пикники — в память о запрете на первомайские пикники в прошлом.
Первомай сейчас это по-прежнему нежелательный для власть имущих голос рабочих всего мира. Здесь кричат о правах рабочих-нелегалов, здесь происходят стычки с неонацистами и полицейскими. 1 мая 2017 года каталонские анархисты закрывают лица, в Париже льется кровь, в России арестовывают веганов…
Первое мая, на твоей трибуне так много пустых мест. Почти не слышно женских голосов и голосов защитников животных. А животные — это самые угнетенные представители рабочего класса. Прогресс идет такими маленькими шагами. Настанет время и 1 мая будет называться Днём упразднённого труда. У меня нет никаких сомнений на этот счёт. А у вас?
PS.: Если вы увидели ошибку в этой статье, напишите lubava@hippy.ru