В этом блоге я расскажу о поездке в город Сабадель, о радикальной оккупации мэрии бунтующими горожанами и общественном центре Casal Can Capablanca, о феминистской группе Justa Revolta, а также о новой книге про женщин андалусийской коммунны Мариналеда и наиболее активных политических группах Сабаделя. В конце будет сравнение Homo sapiens и Homo liber, интересное только тем, кто никогда сам не размышлял на эту популярную тему.
Улица, которая ведет от центральной станции Сабадель в городской центр, засажена изумительными ликвида́мбарами.
В городе Сабадель много политических стикеров, граффити в основном художественные.
Большинство антигомофобных плакатов, наклеенных сепаратистской молодежной организацией Arran, уничтожены.
Вот так выглядит один сохранившихся плакатов.
На одном из перекрестков были сорваны радужные флаги со светофоров:
Флаги появились, потому что начался месяц борьбы за права ЛГБТ.
Недалеко от радужного перекрёстка находится центральная площадь города и открывается вид на церковь св.Феликса.
Слева от церкви св.Феликса, на площади св. Рока перед мэрией, двести горожан и членов профсоюзов при участии солидарной группы из барселонского района Poble Nou устроили митинг. С шести часов вечера они создавали помехи для пленарного заседания мэрии, протестуя против закрытия популярной дискотеки Zona Hermética. Эрметику критиковали за шум и мусор, с 2015 года она лишена лицензии. Теперь дискотека закрывается без предложения каких-либо альтернатив от мэрии. Отсутствие альтернативы и вызывает возмущение людей.
Сначала толпа протестующих начала свистеть, шуметь и танцевать,
затем был прочитан манифест.
После этого протестующие зашли в мэрию, повесили транспарант на лестнице и засвистели.
Сначала заседавшие увеличили громкость микрофона, но это привело к тому, что горожане начали свистеть ещё громче — так, что сами чуть не оглохли.
Мэр города Juli Fernàndez закрыл двери в зал заседаний. Протестующие еще немного посвистели и ушли. Полиция препятствий для активистов не создавала.
Сабадель рискует стать первым крупным городом Испании без пространства для развлечений. Сабадельцы требовали не только зрелищ, но и хлеба — флаги и плакаты профсоюзных организаций говорили о неудачной реформе, погружающей людей в экономическую яму. См. также La Zona Hermètica, a l’Ajuntament
Я пошла дальше, в сторону Comte Jofre, 30, к Casal Can Capablanca.
Casal Can Capablanca — общественный центр, объединяющий политически-активных сабадельцев, желающих построить город, удобный для всех. Приоритетами коллектива Casal Can Capablanca являются борьба за независимость Каталонии, развитие каталонских культуры и языка, интересы трудящихся, антикапитализм, социальное государство, противостояние сексизму и патриархату, права женщин, свобода сексуального выбора, защита природы, достойное жилье, городское историческое наследие. Дом — место встреч, культурных мероприятий, семинаров, мастер-классов, конференций, выставок. На первом этаже располагается кафе, где есть вегетарианское предложение. К сожалению, это не веганское кафе и там продаётся алкоголь, что несколько понижает планку, заявленную в манифесте организации. Хочу обратить ваше внимание, что дом не является убежищем для маргиналов и фриков, а, наоборот, вышеперечисленные приоритеты для Каталонии норма, а люди равнодушные, не занимающиеся общественной работой, тут больше похожи на маргиналов и фриков, разрушителей традиционной культуры соседства и взаимной поддержки.
Феминистский коллектив Justa Revolta решил провести в Casal Can Capablanca четыре семинара. Обратите внимание на плакат, сколько же на нём символов! Фиолетовая карта, фиолетовая дверь, она же дверь в феминизм, топографический феминистский значок, фиолетовый призыв заметить неравенство и создать фем-пространство.
Это встречи о женщинах в общественном пространстве (29.6), о экофеминизме (6.7), фемурбанизме (13.7), противостоянию мачистскому насилию и патриархату (20.7).
Группа Justa Revolta была создана в Сабадель в ноябре 2003 года для борьбы с социальным неравенством при патриархате. Группа координирует также работу в Vallès и в целом в Països Catalans.
В 19.00 начался первый семинар — Dones i espai públic. Приглашенным лектором была севильская писательница и журналистка аргентинского происхождения Susana Falcón.
На одном из столиков, накрытом флагом андалузийского рабочего движения (*), была книга о женской борьбе в Мариналеда «LO DIERON TODO: LAS LUCHAS DE MARINALEDA«, которую Susana Falcón опубликовала в 2016 году.
Коммуна Мариналеда (фб) — это известный во всём мире пример успешного воплощения леворадикальных идей прошлого века (см, например, эту статью). Местные жители фактически оккупировали землю местного аристократа и построили себе идеальное общество, где по крайней мере экономически все равны.
На семинаре было 20 слушателей, 17 женщин, преимущественно студенческого возраста. Susana Falcón говорила около часа, начав с экскурса во времена Древнего Рима, рассказав о положении женщин в Средние века, она перешла к актуальной истории — женщины сыграли ключевую роль в становлении коммуны Мариналеда.
Феминистская экономика — огромная и очень хорошо освещаемая тема, о которой вы можете найти много материалов в интернете. В частности, существует Международная ассоциация феминистской экономики IAFFE, много переводных и аналитических статей на русском языке. Статьи на эту тему довольно наукообразны, но может быть именно вы захотите написать что-то доступное и интересное?
Casal Can Capablanca, разумеется, переполнен приглашениями, листовками, газетами. Здесь можно купить активистские сумки и футболки.
Антирелигиозный стикер.
Философский подвал.
Сегодня я хочу порассуждать на две темы. Первая — есть ли борьба без стикеров. Вторая — о эволюции Homo liber.
- Есть ли борьба без стикеров?
И правда, зачем нужны стикеры? Имеются ли у вас какие-то оригинальные мысли, какие-либо достойные внимания других людей прогрессивные убеждения, если вы не готовы тратить собственные ресурсы на распространение этих убеждений? Имеет ли для вас значение, в каком именно обществе вы живете? Хотите ли вы принимать участие в общественной жизни или являетесь фракталом погубленного общества? Почему нельзя просто тихонько верить в светлые идеалы, но нужно выходить не демонстрации, писать на стенах, захватывать землю и здания, объединяться, бесноваться, свистеть, шуметь, блокировать, митинговать, драться при любой попытке ограничения прав, как это делают каталонцы и андалусийцы? Ответы настолько же хорошо известны, насколько стереотипны вопросы. Если вы чего-то хотите, об этом надо оповещать других — для общественных изменений не достаточно одного человека, а требуется общество (почему — см.пункт 2). Которое и приходит, если вы кричите достаточно громко. Свобода не случается сама по себе, но добывается в борьбе и крови каждым поколением. Если вы хотите найти единомышленников и изменить свой город — вы должны писать об этом на стенах города. Если вы ничего не думаете и не делаете, то это значит, что вы не принадлежите к виду Homo liber и не такие уж светлые у вас идеалы. Потому что поведение человека всегда определяется его приоритетами, и ничем иным. С этим можно смириться, а еще можно попробовать учиться, эволюционировать, менять приоритеты.
2. О эволюции, или почему для общественных изменений не достаточно одного человека. Короткий ответ — потому что один человек ошибается, а коллектив равных совершает меньше ошибок за период времени.
Между Homo sapiens и Homo liber есть множество переходных форм, каждая из которых экспериментирует с разными формами общественного поведения. Способность создавать бесконечно огромные коллективы является эволюционным преимуществом некоторых видов приматов. Среди коллективов преимуществом обладают коллективы равных.
Юваль Ной Харари, автор хорошей книжки «Sapiens: A Brief History of Humankind» говорит: Если вы попытаетесь запихнуть 100 000 шимпанзе на Оксфорд-стрит или на стадион «Уэмбли», на площадь Тяньаньмэнь или в Ватикан, это приведёт к полному беспорядку. Представьте стадион «Уэмбли», заполненный 100 000 шимпанзе. Просто безумие. Люди же, наоборот, приходят туда десятками тысяч, и обычно это приводит не к беспорядку, а к чрезвычайно сложным и действенным сетям взаимодействия.»
Чрезвычайно сложные сети стадиона им.Юваля Ной Харрари — это, в частности, коллективное сидение на иерархической лестнице, коллективное питие пива, хождение очередями, а также коллективный визг, который и заставляет меня сравнить шумную толпу развлекающихся приматов с шумной толпой протестующих приматов. Протесты бывают разные, но иерархически организованный протест обладает такой же антиэволюционностью, как футбольный матч.
Поведение человека свободного, или человека коллективного Homo Collectivus, больше похоже на поведение стаи маленьких рыб. Рыбы двигаются не «как вожак», но «как сосед», не как «главный», а как «похожий на меня». Большая равноправная группа совершает меньше ошибок и добивается больших результатов, чем группа, ориентирующаяся на лидеров. Равноправная группа не может быть выведена из строя уничтожением лидера. Это причина, по которой каждый в протесте должен быть лидером, что означает в нужный момент брать на себя максимально возможную долю работы и ответственности. Но что если идея, которая одолевает некоторыми в «стае» — ложная? Есть ли механизм саморегуляции у равноправных обществ, защита от ошибок?
На собраниях леворадикальных активистов в Норвегии, Франции, Каталонии можно увидеть эту над-личностную систему. Как правило, ядро любого собрания составляют местные, друзья, соседи. Люди, которые очень хорошо понимают задачи и проблемы местного сообщества, знают ситуацию. Все пришедшие, пусть они даже и были не знакомы до собрания, говорят максимально искренне. У них обязательно есть общие приоритеты из традиционного леворадикального списка (феминизм, права животных, ненасилие, толерантность, солидарность, права рабочих, права беженцев, равноправие, антифашизм, антикапитализм, самоорганизация, окружающая среда — позиции этих принципов равноправные, нет важнейшего, они важны только одновременно, реализуются только одновременно).
Система предотвращения ошибок — это общие приоритеты и доверие, основанное на общих приоритетах. Не навязанные диктатом приоритеты, а то, что каждый из пришедших на собрание добровольно, нашел и осознал в течение своей жизни. Жизни вместе со своими соседями.
Рассказывая о каталонских праздниках, я уже много раз говорила о формировании культуры соседства. Всё, что кажется смешным и аполитичным — куклы-гиганты, замки из людей, ношение горящих бревен по горам, уличные огороды, вечеринки с танцами и песнями, фестивали лука, фейерверки, районные праздники, барабанщики, традиции встреч родителей около школ… список можно продолжать — это формы построения гражданского общества.
Часто говорят, что у человека может быть несколько сотен друзей, а все остальные люди вроде бы и лишние, чужаки. В обществе равных не может быть такого правила, потому что все, кто занимается общественными проблемами, непременно узнаю́т друг друга и, основываясь на предположении о общих приоритетов, сотрудничают весьма эффективно, не считают друг друга чужаками. И это даже в маленьком городке — тысячи людей. Как правило, политические активисты могут узнавать друг друга по внешнему виду, одежде, символам, поведению — потому что приоритеты непременно сказываются на манере одеваться, вести себя, говорить, работать…
Если политические активисты какого-то города (страны) не объединены в единую эффективную систему борьбы за права (не знают друг друга хотя бы поверхностно), если они не интегрированы в мировую сеть — значит, с городом что-то не так, значит, в городе права человека в упадке и сообщество не эволюционирует. Предельное число друзей электронного Homo sapiens 200. Предельное число друзей для уличного Homo liberus нельзя определить с помощью исследования качества контактов в фэйсбук.
Где плавают твои знакомые рыбки?