Видеофильм о событиях первого дня:
Традиционный сентябрьский фестиваль Ла Мерсе в этом году проходил в преддверии Референдума о независимости Каталонии, поэтому буквально все национальные мероприятия носили оттенки борьбы. Площади были украшены флагами и транспарантами о свободе голоса, демократии, референдуме. Во время действия площадь скандировала «Голосуем», «Независимость», антифашистские и анархистские кричалки. Люди хором исполняли гимн и песни времен гражданской войны. Если площадь танцевала сардану, то у оркестрантов на головах были одеты каталонские красные колпаки, барретины, а на пюпитрах были наклеены плакаты про референдум. Танцующие покрывали флагом сложенные в центре круга рюкзаки. Самый маленький кастельер, забираясь на вершину башни, поднимал флаг. Впрочем, кастельеры держали флаги еще во время фестивалей районов. Гиганты были увиты каталонскими лентами, носили флаги и транспаранты. Барабанщики закрепляли у себя на спинах плакаты, а огненные дьяволы перед самыми вратами ада требовали независимости Каталонии.
Я наблюдала эти национальные манифестации так долго, что даже приходя домой, продолжала слышать крики площадей и бой барабанов, а закрывая глаза, видела флаги независимой Каталонии. Вечером мои соседи били в кастрюли — каждый день, в 22 часа. И все, конечно, непрерывно смотрели репортажи с мероприятий и протестов, не закрывая окон — поэтому крики «Индепенденсия» сопровожали каждый момент нашей жизни в конце сентября.
Каталония подходила к историческому рубежу. В какой-то момент события стали развиваться необратимо.
Можно ли теперь, ретроспективно описывая события фестиваля, отстранится от политического аспекта La Merce? Думаю, нет. Придется воспринимать национальные праздники так, как они происходили — с предчувствием гражданского противостояния и крови.
Что касается национальных протестов испанцев — можно сказать, их не было вообще. Я видела только два протеста на несколько сотен человек, единичные флаги. Также писали о протесте 5000 и публиковали видео с бонским прыжком на площади Каталонии. Фалангисты в интервью говорили, что приедут в Каталонию. Но все испанские высказывания заглушали гимны каталонцев, желающих референдума.
Upd: Наци на улицах
Нет никакого сомнения в том, что в спокойной обстановке индепендисты не набрали бы нужного количества голосов. Только лишь абсурдная политика испанского правительства вызвала всеобщую ненависть. Потому что каталонец — это не один человек, а сразу тысяча. Тронешь одного — против тебя будут все его кастельеры, все его дьяволы, все барабанщики, все носильщики средневековых чудовищ, все его родственники плюс все анархисты района.
***
О плакате я напишу особо. На следующей фото, добытой в фб альтернативного фестиваля La Mertxe, справа — неполиткорректная официальная афиша, наполненная гендерными стереотипами, слева — изготовленный активистами плакат. Официальный плакат вызывает у меня настолько сильное возмущение, что я решила посвятить ему позже отдельный текст.
А теперь мы пойдем по улицам Готического квартала наблюдать за праздничными событиями первого дня праздника.
В одном из домов готовился стенд о 40-летии коллы Diables del clot и грядущем коррефоке.
Здания на площади перед кафедральным собором были украшены саньерами. Здесь же танцевали сардану.
На площади перед мэрией установили сцену.
Начались танцы гигантов и огненных чудовищ.
Танец с палками:
Третья неделя голодовки рабочего перед мэрией. Никто человека не трогает. Впрочем, и внимания никто не обращает. Много, много активистов так сидело перед мэрией и все без особого результата.
Праздник завершился золочением мэрии с помощью проекторов.