Лягушка и джентрификация: Espai Germanetes

Количество самозанятых территорий в Каталонии поражает воображение. Они скрываются под разными названиями — ateneo, espai, CSA, CSO, casal popular, городской огород. Но суть всегда одна. Соседи оккупируют земли и помещения для того, чтобы проводить культурные и политические мероприятия. #espaigermanetes Обратите внимание на неполный барселонский список социальных центров. О некоторых из них я уже рассказывала — в «Бергенском зайце» вы можете найти истории сквота Can Vies, оккупированной фабрики Can Batlló, занятого для показа кинофильма кинотеатра Cinema Okupat Patricia Heras, магазина анархо-литературы El Lokal, городского огорода Hort del Xino, площадки, занятой в ответ на убийство полицейскими гражданина Ágora Juan Andrés Benítez.

Сквоттерство — не каталонский феномен, но международный. В Беркли есть парк-ветеран сквоттерского движения, People’s Park (Народный парк). Вы могли его видеть в фильме «Сюрприз ценою 67 долларов».

Калифорнийцы десятилетиями сражались с полицейскими, отказывались использовать спортивную площадку, построенную властями на месте огорода. Всё закончилось тем, что Народный парк вернулся на своё место и стал не только методическим пособием по обретению свободы, но и местной достопримечательностью. В Нидерландах, Чехии, Дании, Испании, Италии, Греции, Великобритании, Франции сквоттерство давно граничит с мэйнстримом.

Многие сквоты со временем легализуются, но большинство находится под сильнейшим давлением государства и держит оборону постоянно. Способность горожан к самоорганизации, интернационализм, толерантность, солидарность подрывают веру в необходимость иерархического государственного аппарата, затраты на милитаризм и полицейские репрессии.

Сегодня мы с вами отправимся на передовую сквоттерской войны, на барселонский городской огород Espai Germanetes в Esquerra de l’Eixample. Пространство между улицами и Compte Borrell на уровне очень долго пустовало. Начиная с 2001 года власти принимали различные планы модернизации, но дальше дело не шло. В 2011 терпение горожан лопнуло, потому что дети растут и жизнь проходит, а пустующая земля — это напрасная трата ресурсов города. Соседи вооружились лопатами, пилами, топорами и возвели общественный центр.

Существовал даже альтернативный  план развития десятой части пустующей земли, Pla de buits, до конца 2016 года. С 2014 года Espai Germanetes открыл свои двери для публики. Барселонский университет, находящийся неподалёку, поддержал проект с помощью программы резиденции для архитекторов, художников и социологов Anka Zawadzka и Janek Dowgiallo. 8 недель — с 8 апреля по 8 июня 2015 года — приглашенные специалисты развивали предложенное соседями художественное решение для сквоттерского пространства и проводили различные арт-мероприятия. Они придумали и воплотили проект семенных бомб, изготавливаемых для того, чтобы забрасывать бульдозеры застройщиков.

Сидбомбинг — древнее оружие сквоттеров и городских партизан-садоводов. Справа — инструкция по изготовлению, найденная у украинских экотеррористов: «1 часть семян, 1-3 части гумуса, 5 частей порошка глины, 1 часть воды».

Люди обустроили зум-амфитеатр, библиотеку, детскую спортивную площадку, «районную кухню», разбили грядки, высадили многолетние деревья, получили место для воспитания детей и ассамблей, праздников и соседской жизни.

Стены были расписаны удивительными граффити, руины превратились в духовно значимое для соседей пространство.

На следующей фотографии видно, что стройка наступает на городской сад.

Зайдем внутрь? Вот библиотека.

Огород:

Видео о том, как создавался Espai Germanetes:

Группа, поддерживающая Espai Germanetes Recreant Cruïlles

Поделиться
Запись опубликована в рубрике История, Культура, Протесты и социальные инициативы с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий