Pilar Aymerich — барселонский фотоисторик, одна из первых женщин-фотографов в восьмидесятые. Она интересовалась не только политикой, но именно политические фото прославили её имя. Особенно — фотографии феминистских мероприятий.
Несколько фотографий работы Пилар я публиковала, рассказывая о выставке в Музее истории Каталонии «Dones: ficcions i realitats» (весна, 2017).
В 2016 году, в год сорокалетия Jornades Catalanes de la Dona (Женских каталанских дней), в барселонской галерее Eude проходила выставка «Портреты, женщины и феминизм (1976-1980)» (оригинальное название: «Retrats, dones i feminisme (1976-1980)»). Мирейя Чаваррия — молодая барселонская медиа-активистка и участница многих социально-культурных инициатив, отправилась на улицу Gran de Gràcia, в студию Aymerich, чтобы поговорить с автором экспозиции. Благодаря этому появилось интервью: Pilar Aymerich, fotògrafa del moviment feminista. Ниже я приведу некоторые факты их этой статьи, а также работы Пилар Аймерик.
Во времена правления испанского фашистского диктатора Франко — с 1939 года — угнетение женщин было ужасающим. Им не отводилось никакой роли, кроме абсолютно зависимой от мужчины безмолвной дочери или покорной многодетной матери. Феминистка, антифашистка и писательница Maria Aurèlia Capmany писала в «El feminisme» (1978), что женщина при Франко была инфантилизирована. Её уделом были репродукция и уход за детьми. Фашисты криминализовали аборты, урезали трудовые права женщин. Измена мужу наказывалась шестилетним тюремным заключением (закон был отменён только в 1977 году). С 1970 года началось уголовное преследование гомосексуалов. Только через 4 года после смерти Франко «Фронт освобождения геев» (FAGC) добился отмены уголовной ответственности за гомосексуальность.
19 ноября 1975 года Франко умер. Так совпало, что ООН объявил 1975-й Международным годом женщин. Эти два события стали причиной резкого подъема женского движения в Каталонии. В 1976 году состоялось первое в истории крупное публичное женское мероприятие, феминистская конференция в Университете Барселоны. Ожидали 300 участниц, собралось 4000. Пилар Аймерик была одной из них. И она сделала кадр, который стал символом эпохи.
Феминистки 70-х были требовали полного освобождения — они протестовали против овеществления, ущемления трудовых прав, репрессивной сексуальности, за свободу выбора. Гендерного равноправия в фотожуралистике не существует до сих пор, так что можно представить, с каким давлением сталкивались первые фотокорреспондентки — Guillermina Puig, Pilar Viladegut, Montser Peixat, Colita, Pilar Aymerich. Они подвергались дискриминации даже в левых кругах. В 1976 году Аймерик критиковали за то, что она сделала… художественную фотовыставку.
Благодаря Пилар Аймерик у нас есть изображения великих писательниц, журналисток, активисток Maria Aurelia Capmany, Montserrat Roig, Mercé Rodoreda и Caterina Albert, актера Ovidi Montllor, художника Antoni Tàpies. Делая снимки своих друзей — не только во время протестов, но наблюдая за ними в повседневной жизни, фотохудожница создавала автобиографическую хронику, которая одновременно была хроникой культурно-политического развития Каталонии.
Очень известен портрет жиронского поэта и певца Льюиса Льяка, борца за независимость Каталонии. Пилар сделала этот снимок во время исторического концерта во Дворце спорта в Барселоне в 1976 году. В тот день Льяк исполнил свою самую известную песню, L’estaca (Столб) — о солидарности в борьбе против франкистского режима. Теперь — по значимости для народа — это народная песня, один из каталонских гимнов. Его поют на площадях во время акций за независимость страны. #lestaca
См. текст Каталонские песни: L’estaca
Еще одна фотография, имеющая общенациональное значение — портрет трёх каталонцев, выживших в концлагерях.
В 2011 году Аймерик передала свои работы в Национальный архив Каталонии. За неимением прямых наследников она сделала своим наследником народ.
У Пилар Аймерик есть собственный сайт pilaraymerich.com, это не только исторический персонаж, но наша современница, участница борьбы за права женщин. Она издала два десятка фотокниг, воспитала новых медиа-активистов, работая в Colegio de Periodistas, получила несколько наград, в том числе Cruz de Sant Jordi (2005) и Premio de Comunicación no Sexista (2013).
***
Принято считать, что значительные вещи должны делать какие-то супергерои. И что от действий одного человека ничего не зависит. В реальности всё с точностью до наоборот. У нас есть фотографии, потому что Пилар их сделала. У нас есть статья о Пилар, потому что Мирейя её написала.
Каждое новое поколение феминисток оглядывается назад и задаёт своим предшественницам вопросы: Вы что, не могли записывать подробнее? Почему вы не сохранили для нас больше документов? На какие из ваших достижений нам опираться в дальнейшей борьбе? Как были ваши имена и что помогало вам продолжать борьбу? Почему вы не предостерегли нас от повтора ваших ошибок? Где музей?
Но попробуйте поговорить с активистками современной России и попросите их рассказать о своей работе. Чаще всего вам будут отвечать, что никто ничего не записывал, что фотографии делали на телефон, да и то не всегда, а потом телефон потеряли. Перенаправят к кому-то другому, еще меньше заинтересованному в истории активизма. Что же касается статей и манифестов — это из области фантастики. Максимум, что вы увидите — написанные канцеляритом наукообразные тексты, которые никому — даже самим авторам — не интересны и не вдохновляют.
Такое впечатление, что люди занимаются борьбой из-под палки. Хотя делать надо только то, что действительно значимо (для самого активиста), тогда не будет скучно и захочется рассказать про свою работу другим. Не из тщеславия или корысти, а чтобы другой человек действительно понял смысл борьбы и идей — захочется рассказать простыми словами.
Репрезентация крайне важна для достижения политической цели и для преемственности. Нельзя недооценивать историческое значение документирования — акций, работы групп, мнений. Создать и сохранить документы про акцию куда важнее, чем провести её. Как ни парадоксально звучит — если о чём-то не написано — этого вообще не происходило.
Шанс, что информация сохранится, есть только в том случае, если ее будет много и многие будут вносить свой вклад в архивирование. Из этой серии идея о том, что в каждом городе должен быть Музей женской истории. Созданный самими активистками. Если вы читаете мой текст — делайте хронику, делайте музей. Не ждите супер-героев.
***
Статьи о Пилар, которые я использовала для создания этого текста.
Pilar Aymerich, fotògrafa del moviment feminista
Pilar Aymerich: “Una foto mala no existe, no hace falta que la hagas”
La mirada de la niña ‘mussol’ (сексистский текст)
Pilar Aymerich: “La fotografia és una forma de vida”
La Barcelona de Pilar Aymerich: testimonio de una época
Pilar Aymerich: “Xammar tenia l’elegància d’un senyor de Barcelona, d’aquells antics i europeus”