Барселонская журналистка Leticia Blanco — одна из тех, кто предлагает темы неудобной памяти для общественной дискуссии. В статье «Ruta por la Barcelona esclavista» она пишет, про фильм National Gallery (2014, Frederick Wiseman) — о британской живописной коллекции — в котором открыто говорится, что некоторые произведения искусства покупались на прибыль от работорговли.
В Испании переоценки ценностей не наблюдается, прошлое окружает институциональное молчание. Только в последнее время стали происходить какие-то перемены — появились тексты антрополога Gustau Nerín и туристический маршрут по рабской Барселоне. Гид рассказывает, что магнат Joan Güell (его сын, Eusebio Güell, был меценатом Гауди) и судовладелец Antonio López поддерживали работорговлю. Что некоторые жители боролись с работорговлей — как, например, аболиционистка Clotilde Cerdá (актриса, незаконнорожденная дочь создателя района Э шампле, Ildelfons Cerdà). Маршрут создан Asociación Conocer la Historia (часть Observatorio Europeo de Memorias) и поддерживается мэрией города. В документальном фильме, который демонстрируется во Дворце Гуэля, есть упоминание о работорговле.
В своей статье Бланко рассказывает о рабском прошлом города. В средние века рабы составляли 10% населения Барселоны. До 16 века это были люди, захваченные во время европейских кампаний в Африке или военнопленные. Затем появился торговый треугольник — европейские товары обменивались на африканских рабов, рабов везли на плантации в Америку, из Америки шли суда с сырьем для европейцев. В книге «Traficants d’ànimes»(2015) Gustau Nerín сообщает, что корабли работорговцев можно было узнать издалека — из-за запаха. Историк Oriol López считает, что по дороге из Африки в Америку умирало 15% рабов (не считая смертей при поимке и во время работы). Средняя продолжительность жизни рабов на плантациях США была 10 лет.
С 16 до 18 века около 10 млн африканцев были перевезены в Америку. Ливерпуль был портом работорговцев до наполеоновских войн. В 1864 году Испания являлась государством-работорговцем, самыми используемыми портами были Кадис, Сантандер, Барселона. Большинство местных предпринимателей, обогатившихся в Америке, были с торговлей людьми. На площади перед Кафедральным собором находился рынок торговцев людьми, Diputació del General страховал хозяев рабов от побегов.
На площади Каталонии в 1872 году проходили первые барселонские аболиционистские демонстрации. Но это не единственное место в городе, которое заставляет задуматься о последствиях «великих открытий». В доме по адресу Рамбла, 110 располагалась Compañía General de Tabacos de Filipinas и первое жилище Антонио Лопеса — здесь он поселился по возвращении с Кубы. Сейчас по этому адресу располагается отель 1898. 1898 год — год обретения Кубой и Филиппинами независимости от Испании.
Вторым домом Лопеса в Басрелоне был Palau Moja (Portaferrissa, 1). С Лопесом связаны также бывшее здание Banco Hispano Colonial на Laietanа (сейчас Barcelona Hotel Colonial). На Ла Рамбла есть памятник Лопесу на площади его же имени (разрушался во время Гражданской войны). В 2014 году SOS Racismo Cataluña предложила назвать площадь в честь Нельсона Манделы. Памятник — мишень для антиколониалистов, оставляющих на постаменте граффити.
Palau de la Virreina также связан с имперским прошлым Испании. Его построил в 1772-1778 годах губернатор Чили (1755-1761) и вице-король Перу (1761-1776), Manuel de Amat y Junient, marqués de Castellbell. Cамо же название Ла Виррейна означает «жена вице-короля».
Как минимум 14 улиц и площадей Барселоны названы в честь работорговцев. Существуют памятники Joan Güell i Ferrer.
Здесь вы можете посмотреть фоторепортаж о «рабском» маршруте по Барселоны.