Подготовка к референдуму.
Школы были заняты соседями, учителями и учениками старших классов с пятницы. Многие проводили внешкольные мероприятия, которые «маскировали» про-каталанскую позицию: концерты, пижамные вечеринки. Референдум назывался в приглашениях «гранд-концертом». На подготовку к гранд-концерту приглашали к 5 утра.
#1Oct #Referendum #Catalunya #CatalanReferendum #referèndumCAT #shameSpain #HelpCatalonia #democracy #freecatalonia #volemvotar #freedomforcatalonia #SpanishPolice #votarem #guanyarem
Демонстрации сторонников и противников референдума резко различались по численности. На День Каталонии 11 сентября вышло около 800 000 человек и я их видела, слушала и написала про многие события праздника. Самая крупная демонстрация сторонников Испании, которую я видела лично, насчитывала несколько сотен человек, среди которых были франкисты. Феминистки из Ca la dona, одна из крупных старинных организаций страны, противостояли тогда испанцам, поскольку 28 сентября пришли протестовать на ту же площадь. Так как феминизм непредставим без антиклерикализма, антифашизма, антифранкизма, каталонские феминистки — сторонницы независимости. Они распространяли множество призывов к референдуму, а также листовку, объясняющую, как право на самоопределение в отношении собственного тела перерастает в право на самоопределение в отношении собственной страны. 30 октября я видела еще несколько сотен сторонников Испании на Via Laetana, но даже не стала их фотографировать. Это были те же самые люди, которых я снимала 28-го.
В прессе были статьи о намерении наследников символики ультраправой Falange Española приехать из Мадрида в Каталонию, а также текст про барселонскую акцию сторонников Испании числом 5 000 человек. На этой акции был человек, отрывавший край транспаранта о демократии — транспаранта, висевшего на здании мэрии. Риторика гражданской войны типична в статьях о референдуме, а слоганы и песни на акциях индепендистов и сторонников Испании — с тех же времён. На акциях и в разных районах Барселоны также хорошо заметны национальные и классовые различия двух групп, которые сражаются в каталонском конфликте.
30 сентября 2017 года, в 22 часа, как и в предыдущие 10 дней, была Cacerolada (что это) — люди по всей Барселоне били по кастрюлям и запускали ракеты.
Референдум.
Утром 1 октября я проснулась в 5 от того, что над домом кружил вертолёт.
Из новостей я узнала что люди собрались у школ и стояли под дождем всю ночь. С самого утра полиция начала выламывать двери школ, применять ничем не обоснованное насилие и забирать урны. К трем часам дня, к моменту написания этого текста, известно о 337 пострадавших. Дальше расскажу, что я видела сама.
Видео, которое я сняла в школах:
Фоторассказ:
Я находилась в районе Сан Марти вне эпицентров конфликтов с полицией.
Что было до того, как мы пришли. Видео.
Около школы имени писателя Жуана Фустера (писал на каталонском, школа всегда поддерживала референдум) стояла плотная толпа, я не успела протиснуться через нее. Многих людей я знала в лицо, это были наши соседи. Детей с собой люди не привели, только некоторые старшеклассники самостоятельно принимали участие в протесте. Были видны шлемы полицейских.
Видео, сделанное внутри.
Люди скандировали лозунги сторонников независимости, прогоняли полицейских, пели гимн Каталонии. Урны для голосования были унесены.
Пожилые люди, которые не могли покинуть свои квартиры, наблюдали за происходящим в окна и стучали в кастрюли.
Так как одна из дверей была разбита, администрация школы открыла вторые двери, осколки унесли, стекла заменили картоном.
Внутри школы, в спортзале, люди брали бюллетени из коробок, которые полиция не забрала. Избиратели шли на соседние участки для голосования.
Рядом со школой стояло три скорых помощи, в одной уже был лежачий пациент, второй пострадавший был на носилках на земле.
Upd: позже появилось видео с пострадавшей женщиной.
Незадолго до референдума была опубликована карта школ-участков для голосования. Я решила ходить по всем школам района до тех пор, пока не найду действующий участок. Около школы Эстель на земле лежало разбитое стекло.
Граффити на одной из стен по дороге к следующей школе.
Мне навстречу попалось несколько радостных людей. Радостных — это даже не то слово. У них на лицах было чувство свободы. Я поняла, что они где-то проголосовали. Действительно, участок в школе имени Октавио Паса (мексиканского поэта-антифашиста) работал. Я могла пройти внутрь в качестве журналиста, но решила стоять в очереди и наблюдать, как ведут себя люди.
В очереди стояли тысячи людей.
Шел дождь. Все были очень спокойны, никто не пил алкогольные напитки, только некоторые в очереди курили. Избирателей было много, все они были местные, разные (отмечаю потому, что это не были группы людей в униформе или какие-то странные избиратели, к которым мы привыкли на российских выборах), многие — пенсионеры, родители с крошечными детьми, инвалиды — проходили без очереди. Пенсионеров приглашали из очереди в холл, чтобы они могли сесть. Никто не пытался пройти скорее остальных.
Каждого выходящего из школы встречали апплодисментами. Всё происходило действительно торжественно. Люди, которые проголосовали, радовались. Некоторые начинали плакать от счастья.
На месте лежали тысячи бюллетеней. Но у каждого второго был бюллетень, принесенный с собой. Чтобы проголосовать, человек должен был показать свои документы, в основном все показывали карточку с фотографией. Кабинок для голосования не было и можно было видеть, что голосующие отмечают в бюллетенях. Вопрос задавался на трех языках:
Catalan Voleu que Catalunya sigui un estat independent en forma de república?
Spanish ¿Quiere que Cataluña sea un estado independiente en forma de república?
Occitan Voletz que Catalonha vengue un estat independent en forma de republica?
Все отмечали «Si». Я не видела ни одного человека, который бы проголосовал иначе.
В школу приносили пачки воды, студенты-старшекласники предлагали стаканы с водой пожилым. Остальные люди могли сами взять воду. Координаторы следили, чтобы внутрь школы не заходило одновременно очень много людей. Но всё равно было душно, избирательные комиссии работали в сложных условия.
Я никогда не голосую на выборах такого уровня, и ни одна из сторон каталонского конфликта не представляет моих интересов, однако я видела желание людей голосовать, причем голосовать честно. Если бы Испания не создавала бессмысленных препятствий, эти выборы прошли бы еще демократичнее, чем получалось в те моменты, когда полиция не громила школы. Также я хочу отметить, что я не видела попыток фальсификации.
Это последняя фотография в школе Октавио Паса.
За часы, которые я провела внутри, очередь выросла в три раза. Это было уже две очереди — в две стороны от школы. Видео (сверху) заканчивается тем, что я иду вдоль очереди. Двое полицейских перекрыли дорогу. Сверху летал вертолёт.
Я сфотографировала утренние местные газеты. Конечно, другой темы на первых страницах быть не могло.
Около школы Фустера стояли люди, которые хотели узнать о участках для голосования.
День еще не закончен, число жертв очень велико. Будем следить за происходящим.
Что дальше, пока не известно. На 3 число CNT назначил генеральную забастовку.
Upd: Петиция Portar l’estat espanyol davant el TEDH (Tribunal Europeu dels Drets Humans)
Картинка из фб: «Не уходи! Я люблю тебя!»
Урна, которую не унесли, прикована к бетонному блоку (из твиттера):
Карикатура из фб:
Pel meu pare Joan, que avui molta gent l’ha recordat; per la meva mare que ha intentat votar dos cops, perquè la memòria li falla, però ella sap que vol votar per Catalunya; pel seu pare, avi i padrí meu, el Poldo, que va patir en pròpia carn la repressió del franquisme; pel meu oncle Joan, que va anar a l’exili i va ser esclau a França; pel meu sindicat la UNIO DE PAGESOS, pel seu compromís amb la terra que trepitjo; pels meus fills, per la meva família, per la meva parella, pel futur de tots. Avui he votat per la república catalana. I el poble ha dit Sí.
No se puede olvidar la voluntad de tantos catalanes que quieren expresarse. ¡Qué gran error! Tanta violencia por no haber sabido escucharnos
Результаты референдума: http://www.lavanguardia.com/referendum/resultados-ager.html
21.30 761 пострадавший
Upd 22 октября
Напротив полиции:
В районе Рибера:
Upd 16 дек La Fiscalía investiga por calumnias a la mujer que denunció tocamientos de un policía el 1-O