Это окончание рассказа о выставке в барселонском монастыре Педральбес
Мадонна с младенцем на фоне зимнего пейзажа (16-17 век) — исключительно редкий сюжет. Картина украшает монастырскую келью, превращенную в один из залов выставки.
Келья (помещение, в котором женщина находилась на протяжении всего времени, не посвященного молитвам и работе) обставлялась в соответствии с социальным статусом хозяйки. Картины, шкафы, столы, кресла, религиозная утварь украшали маленькое убежище-рабочий кабинет. Многие монахини рисовали, писали стихи и тексты, занимались наукой, вели переписку.
Следующий зал был заполнен религиозными предметами.
Молитвенники, религиозные изображения и книги, реликварии с мощами святых оказывали фундаментальное влияние на повседневную жизнь женщин.
В центре зала посетителям предлагали осмотреть старинный потолок.
В 16-17 веках в Европу стали прибывать правдами и неправдами захваченные новые материалы-техники, появилось множество роскошных предметов. Кельи женщин из богатых семей были далеки от идеала бедности.
Одежда и обувь тоже сигнализировали о социальном положении.
Вещи определяли социальное положение. Клоги, в которых ходили богатые женщины 16-17 века, и сегодня стоили бы очень дорого:
Религиозные и магические амулеты также говорили о статусе.
На экране демонстрировались портреты и детали — они показывали, какую важную роль в жизни женщин играли амулеты и украшения.
В следующем зале была мебель, связанная со сном и хранением одежды. Монашеская кушетка ордена св. Клары — с тощими матрасом, одеялом и подушкой, с приставными ножками, с простым сундуком противопоставлялась роскошной двуспальной семейной кровати и драгоценной мебели. Сверху — сцена смерти св.Клары.
Сундуки говорили о статусе женщины. Она была единственной обладательницей ключа, хранительницей индивидуального пространства — в эпоху, когда одиночество и самостоятельное действие было большой редкостью.
Кровать являлась самым важным и дорогим предметом мебели в доме — и все самые значительные события: зачатия, рождения, болезни и смерти происходили на ней.
Роды в 16-17 веке требовали объединения женщин в группу. Во время родов акушерки, подруги, родственницы закрывались в комнате и мужчины не могли зайти внутрь пока ребенок не рождался. На экране около кровати демонстрировались картины о рождении Девы Марии — со святой Анной в главной роли.
Кресла, стулья, лавки исправно играли свои роли в театре социальной иерархии. Аббатиса брала кресло даже в путешествия. В залах монастыря кресло ставили на помост, чтобы никто из других монахинь не восседал выше.
Женщины несли ответственность за аспекты жизни, связанные со здоровьем, питанием, гигиеной, образованием. Они понимали, что в монастыре — там, где женщин возглавляет женщина — больше свободы и возможностей для самореализации в прочих областях. Кресло, подчеркивающее главенство аббатисы, утверждало эти возможности.
Отдельная часть выставки была посвящена стульям королев.
Репродукция, поясняющая, почему кресла для женщин делали низкими.
Драгоценные кресла аристократок:
На экране рядом демонстрировались картины с похожими креслами. Большая часть — из испанских музеев.
Параллельно с выставкой в монастыре проходили феминистские мероприятия для школьников и маленьких детей. Jordina Biosca, Assumpta Mercader, Gisela Llimona рассказывали сказки, где героини отказывались следовать традиционно женским ролям.
См. также
https://www.bergenrabbit.net/upload/2018/01/dossier-premsa-catala-final.pdf