В Барселонском монастыре Педральбес с 10 октября 2017 года по 18 февраля 2018 года проходит выставка «Les dones també seuen»/»Женщины тоже сидят». Масштабный проект о женской истории занимает шесть музейных пространств. Предметы из различных коллекций — мебель, картины, украшения — переосмысливаются с современных позиций, проливают свет на быт и социальные роли женщин XVI- XVII. Некоторые экспонаты из запасников и частных коллекций — картина Сурбарана, амазонская серия, ювелирные изделия эпохи Возрождения и барокко ранее не выставлялись.
Мебель выбрана в качестве центра координат, так как она в буквальном смысле — высотой, формой, украшениями, степенью комфортности — указывала место, занимаемое человеком в социальной иерархии, была символической базой гендерного неравенства. Например, женщины должны были сидеть на низких стульях, смотреть на мужчин снизу вверх. Каждый предмет, которым обладали женщины, был обусловлен патриархальным укладом и теперь проливает свет на повседневную жизнь своей хозяйки.
Выставка также демонстрирует новые, феминистские принципы представления материала и изучения истории. Подходу, при которым существует некий главный персонаж, вокруг которого воссоздаётся прошлое, противопоставляется коллективное исследование жизни женщин как угнетенного класса. Рассказывается, что означало быть женщиной пять веков назад. Организаторы выставки считают, что важно поднять вуали, вспомнить скрытые имена, посмотреть в глаза тем, кого игнорировали и унижали.
Первое, что видят посетители — панно из множества портретов, множества ролевых реализаций. Несмотря на суровую регламентацию всех сфер жизни и единственно одобряемую рабскую подчинённость мужчинам, женщины могли мечтать и отождествлять себя с мифическими героинями, способными управлять собственной судьбой. Уход в монастырь (альтернатива традиционному браку, мистический брак с Христом) был вариантом жизненной стратегии — причем не самым трагическим, как кажется теперь. Степень насилия, с которой женщины сталкивались в монастырях, была меньше степени насилия в браке. С какой же стороны монастырской стены в те времена была женская «тюрьма»?
В первом зале — Ролевых моделей — представлена репродукция картины неизвестного каталанского художника La donselle virtuosa, изображения добродетельной христианки 16-17 века.
Оригинал этой картины находится в Этнографическом музее Барселоны.
Добродетели La donselle virtuosa соотнесены с частями тела и одежды.
Лингвист Лена Грунтова предполагает, что кандалы символизируют cпокойствие Quieta, веретено — трудолюбие Sollicita, горящая в области сердца свеча — верность Fidelis — горящая в области сердца свеча, закрытый рот — молчаливость Taccita, ярмо — покорность Subieta, белый чепчик — стыдливость Pudica, намёк на кормление грудью — щедрость Charitas, пояс — целомудренность Casta.
По версии Gustau Molas корсет, на который одета удлиненная одежда большего размера, означает честность Honesta. Мы также думаем, что может быть указание на область кармана, длину одежды или на нечто другое. Проблему трех полосок на подоле нам решить не удалось, единственно что мы узнали, что в Каталонии полоски не имели негативного значения. Возможно, это три христианские добродетели. Метла символизирует скромность, Humillis.
Цитата из книги испанского гуманиста, поэта и богослова второй половины XVI столетия Луиса Понсе де Леона о добродетельных женах-христианках La perfecta casada, 1583 («Совершенная жена») .
Бюст-реликварий св.Урсулы. Легенда о святой Урсуле и 11 тысячах дественниц включала в идеи о невозможности браков с язычниками, важности паломничеств и женских религиозных объединений. Законы, мораль, религия и медицина создавали стандарты для различных членов общества. Выше — нравоучительная книга епископа Осмы, Переса Антонио. Следом — Instruction de la mujer christiana… (1529 или 1523, читать) от валенсийца Вивеса Хуана Льюиса:
Cançons о любви и взаимоотношениях от каталонского поэта-петраркиста, писателя, художника и музыканта Pere Serafí. «Flos sanctorum» (известная как «Золотая легенда») от итальянского писателя Иакова Варрагинского, Jacopo da Varazze. Книга от каталанского барочного писателя и политика Francesc Fontanella i Garraver.
Книга о св.Терезе Авильской, 1647 год.
Эпическая поэма «Hespaña Libertada» (1618), которую написала Bernarda Ferreira de Lacerda. Религиозные изображения 16 века — о чистоте и невинности.
Св. Клара — первая последовательница св.Франциска. Монастырь Педральбес жил по уставу кларитинок.
Вышивка Conceptio Immaculata, концепции Непорочного зачатия Девы Марии.