D’ONES: (R)evolució de les dones en la música (1)

D’ONES: (R)evolució de les dones en la música — Женская революция в музыке — свободная выставка в барселонском Palau Robert (10 ноября 2017 — 23 апреля 2018). В названии — игра слов d’ones одновременно означает и «женщины» и «о волнах». На выставке, охватывающей историю последнего столетия, представлено творчество более 1000 женщин Каталонии, Валенсии и Балеарских островов. Колыбельные песни,  фольклор каталонских стран, классика и опера, поэзия, авторская песня, джаз и блюз, рок и панк, популярные песни и голоса улиц — все мелодии, которые сопровождают каталонцев от рождения до смерти, расположились в десяти залах второго этажа дворца. #donesmusica
Женская сцена не возникла за один день. После эпохи насмешек, игнорирования, перекрикивания наступило время признания, расширения прав и возможностей в культурной, социальной, политической сферах жизни — и время феминистских требований. Выставка беспрецедентного масштаба потребовалась для систематизации и упрочения женского каталонского вклада в мировую культуру.

Огромное панно с меняющимися портретами музыкантов расположили при входе в Палау. В каждом зале второго этажа были мониторы с наушниками — чтобы слушать композиции и читать биографические факты. Оказывается, никогда еще так много женщин не занимались музыкой, а за последние 50 лет число каталонских женских музыкальных произведений возросло десятикратно. Организаторы планировали выбрать для экспозиции 500 участниц. Реальность подправила планы — было обнаружено 1000 женщин, которых просто нельзя было не упомянуть.

Каталан — язык народного сопротивления, язык угнетаемой группы, язык протеста. Если человек писал на каталане — он веками противостоял захватчикам-испанцам и сохранял собственную национальную идентичность.

В 60-х было записано всего 200 пластинок с поющими каталонками, а во втором десятилетии 21 века существует полторы тысячи проектов, возглавляемых женщинами. Шесть джазовых певиц шестидесятых против сотни каталонок в джазе (вокалисток и инструменталисток) нашего времени.

В 2014 году произошел женский взрыв в популярной музыке. 22% новых групп возглавляют женщины. На каталонских музыкальных фестивалях в 2016 году было 26% исполнительниц, 11% из которых солировали. Это больше, чем на англо-саксонской сцене, где только у 17% групп лидеры-женщины.

На таких фестивалях, как Strenes, Guitar Festival и Cap Roig можно наблюдать тенденцию к гендерному равенство. Дискриминация сохраняется на Camping Jove, Canet Rock и Vida.

Обложка спецвыпуска журнала Enderrock, ставшего каталогом выставки, раскладывалась дважды и превращалась в постер. С одной стороны постера было более ста портретов женщин-музыкантов, а с другой — 1000 имён. Отсутствующие в списке имена организаторы попросили прислать на мейл: palaurobert@gencat.cat

Немного удивляет, что на первой обложке только белые певицы, чернокожих всего четверо и они на втором развороте. Музыкантов азиатского происхождения на обложке — вообще ни одной. Да и последующее изучение материалов выставки никак не наводит на мысль, что Каталонские страны многонациональны.

В списке — исполнительницы, о которых я рассказывала раньше — Clara Peya и AKELARRE. Каждая местная жительница может найти здесь имена своих знакомых женщин-музыкантов — избранные представляют всех каталонок, даже далёких от музыки, если такие бывают.

Для выставки был издан диск Dones i cançons: Serem cinc-centes, serem mil (EDR Discos, 2017), прилагавшийся к спецвыпуску музыкального журнала Enderrock. Мне такой диск не выдали и я нашла все песни в интернете.

Содержимое диска: Cançons 1 — No he desitjat mai cap cop com el teu [Maria Arnal i Marcel Bagés] 2 — Trapped in the Fog [Joana Serrat] 3 — Prats verds [Lakaste] 4 — Sense voler [Renaldo & Clara] 5 — Crida’m [Gemma Humet] 6 — Imagine [Mireia Vives i Borja Penalba] 7 — Índica [Júlia] 8 — Ses transformacions [Joana Gomila] 9 — El matí [Intana] 10 — Young [Pavvla] 11 — Doppelgänger [Lu Rois] 12 — Bloody [Museless] 13 — Vivas [Mueveloreina] 14 — Estima’t [Pupil·les] 15 — Rebesnéts del Tio Canya [Tesa] 16 — Richman [Candela Roots] 17 — Tendresa insubmisa [El Diluvi] 18 — A foc lent [La Folie] 19 — 12 de març [Màia] 20 — Si tu i jo [Edurne Vega] 21 — Mercadona (Prod. Fakeguido) [Bad Gyal] 22 — Macaulay Culkin [Ladilla Rusa]

На этом вступление о выставке заканчивается и если вы хотите сохранить благодушное настроение, не читайте дальше. Дальше будет скандал, взрыв и провокация.

Критиковать женскую музыку можно только если она вообще внесена в культурный контекст. Критика, конфликт — это не плохо, это признак развития идеи. Жесткость критики всегда возрастает с ростом общественной роли явления. Всё что я напишу дальше, не отрицает того факта, что возвращение женщинами мест на музыкальных сценах и в учебниках истории — крупнейшее достижение каталонских феминисток.

Но если подумать о том, что дальше… если оценивать представленное творчество, надев фиолетовые очки новой модели, мы видим массу направлений для развития. Потому что 2017 году нам интересно не биологически женское, но социально женское.

Музыка создавалась авторами, социализировавшимися в патриархальном обществе. Модели творчества, способы самовыражения и самопрезентации, целевая аудитория, ролевые модели — всё это производные от ситуации угнетения. Даже самые смелые попытки выбраться за рамки унизительных ролей остались попытками. Безусловно, среди тысячи авторов и групп есть предвестницы будущей женской свободной музыки, новой идеологии и очень интересно стоять на границе смены времён. Но факт остаётся фактом — выставка D’ONES — на самом деле не о женской, а о смешанной музыке. В организации выставки задействовано большое количество мужчин, влияние их решений очень заметно.

Когда я просматривала видеоклипы с песнями диска, мне хотелось выключить их сразу после появления радостной гетеропатриархальной пары или женщины в роли шлюхи, жертвы, романтической героини. Или когда начинал звучать мужской вокал. Последние два ролика, снятые на песни №21 и 22 — дно. Единственный голос, который показался мне честным — смешанный валенсийский регги Estel Navarro из группы Candela Roots. Правда, без мужского бэкграунда и тут не обошлось. candelaroots.org

В спецвыпуске  Enderrock были потрясающие коллективные развороты про каждую из тем экспозиции. Для «Детской музыки» снимались Mirna Vilasis, Macedònia, Damaris Gelabert, Anna Roig Dolz, Helena Casas, Mainasons.

Зал детской музыки выглядел так: тексты на подушках.

Выставочная подводка про то, что колыбельные — это песни, которые матери поют детям, никуда не годится. Продолжая настаивать на этой ролевой модели, мы никак не деконструируем её, не говорим, что отцы должны петь колыбельные и ухаживать за детьми в равной степени. Но организаторы написали о «матерях и колыбельных». Песни, с которыми дети засыпают, веселятся, играют, отдыхают и отмечают праздники, находились на подушках.

Теперь давайте послушаем титульных исполнительниц «Детских песен». Mirna Vilasis участвует в создании музыки, которая умиротворяет и убеждает в подчиненности.

Macedònia — периодически обновляемый квинтет, в кастингах для которого проходят тысячи девочек. Из них выбирают пять «подходящих» и, когда девочки взрослеют, их заменяют на новых. Такая дьявольская педо-мясорубка, праздник порнокультуры и тирании красоты.

Damaris Gelabert предстаёт перед нами в роли хорошей матери, вечно веселого клоуна, затейницы, правильного организатора и хозяюшки.

Ребенок в клипе навроде короля, перед ним все скачут и пресмыкаются. Женщина — что-то вторичное, незначительное, предназначенное для услужения. Может, кому-то и по приколу так прыгать по утрам перед малышами, но девочки, посмотревшие клип, могут поверить, что так и следует воспитывать детей. А поскольку клиповый рай недостижим, то шок от реальности приведет их к психопатологии и абюьзу. Вывод: чуть больше реальности в теме детской музыки не помешает.

Anna Roig Dolz устраивает паллиативные шоу для беременных и плодов. Типа катания воздушных шариков по животу (клип по ссылке). Наверное, это помогает перенести погружение в период беспросветного рабства, экономического и физического насилия, неглекта, неоплачиваемого домашнего и репродуктивного труда, компенсирует утрату здоровья, времени и свободы. Надо было в своё время покатать шарик. Глядишь, и писала бы я сейчас не про феминизм, а про домострой.

Helena Casas из «2 Princeses Barbudes» играет в спектаклях для малышей. Хорошо поёт, хорошо играет.

Проект Mainasons для возраста телепузиков, сто раз про одно и то же и ярко. Детям такое нравится. Интересно, что мужчина в красном, а женщина в голубом. Какой неожиданный радикализм!

По нотам можно было перейти в пространство классической музыки и оперы.

В витрине лежал винил пианистки Rosa Sabater,  в зале рассказывалось о первой женской испанской опере «Раб и королева», созданной Lluïsa Casagemas  в 1892 году. Премьера была сорвана анархистами. Опера получила диплом на всемирной выставке в Чикаго. При содействии королевы премьера всё же состоялась — в мадридском дворце и в консерватории.  Партитура пропала и была обретена снова в 2017 году, сейчас ее исследуют. Луиса создала более 300 композиций до того, как в 21 год вышла замуж. Замужество поставило крест на карьере. После смерти мужа Луиза изредка играла благотворительные концерты. Вот ответ на вопрос, почему не было женщин-великих композиторов.

Портреты и биографии оперных певиц, пианистки, а также одной основательницы и руководительницы хора располагались на пюпитрах.

На большом экране показывали видео, можно было сесть на кресла — словно в опере — и послушать.

Для оперно-классического коллективного фото снялись Anna Alas, Elena Copons, Laia Frigolé, Conxita Garcia, Marta Infante, Beatriz Fernández, Esther Pinyol, Mirea Farres, Alba Ventura.

Мне совершенно не нравится поп-порнокультурность всех аспектов классики, поэтому я просто приведу видео с этими исполнительницами.

Anna Alàs i Jové, меццо-сопрано:

Elena Copons, сопрано:

Laia Frigolé, сопрано:

Conxita Garcia попала в список классики загадочным образом, извините и лучше не включайте:

Marta Infante, меццо-сопрано:

Beatriz Fernández я не нашла.

Esther Pinyol — арфистка-эльф:

Mirea Farres играет в Симфоническом оркестре Барселоны:

Alba Ventura, пианистка:

продолжение

Поделиться
Запись опубликована в рубрике История, Культура, музеи, Протесты и социальные инициативы с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий