Женщины Валенсии / Dones referents valencianes

С 9 по 31 марта 2018 года в Casa València в проходила выставка Dones referents valencianes о известных валенсийках, организованная La comissió Feminisme Espai País Valencià при участии мэрии Барселоны. Посетить ее можно было бесплатно в определённые часы. Постеры с фотографиями и биографиями размещались в Saló Mediterrani.

Конечно, само проведение подобной выставки — это важный исторический момент. Однако мы должны двигаться дальше. Пора размышлять о том, по каким критериям осуществляется выбор персонажей для выставок, акций, книг. Прокрутите вниз, чтобы прочитать резюме или же посмотрите для начала выставку.

Paula Bonet — валенсийская художница, посетившая многие страны с целью самообразования и проживающая теперь в Барселоне. Иллюстрирует книги, делает плакаты, публикует призывы на демонстрации против мачистской агрессии, работает для освобождения женщин. Фэйсбук-страница Паулы получила более 376 000 лайков, плакаты ее авторства прохожие уносят домой, а журналисты ведущих медиа посвящают Bonet тексты.

Каролина Паскуаль Грасия — гимнастка, призер Олимпийских игр.

María Antonia Blasco Marhuenda — молекулярный биолог. Директор Национального центра онкологических исследований (CNIO). Публикует статьи о феминизме, о проблемах женщин-лидеров, о женщинах в науке. Проводит опыты на животных.

Giovanna Ribes — режиссер, занимается фестивалями женского кино.

На открытии выставки Dones referents valencianes показывали фильм «Manuela Ballester, el llanto airado» (режиссер Giovanna Ribes).#espaipaisvalencia

Isabel-Clara Simó — писатель, философ, профессор, журналист, милитант SI. Один из самых важных каталанских писателей настоящего времени, обладатель множества званий и премий.

Aurelia Bonet Hortelano (1927 г.р.) — первая женщина, получившая докторскую степень по физике (в Валенсии?, в школе?) и первая женщина-преподаватель физики в Валенскийской политехнической школе, созданной в 1967 году. 8 марта 2006 года правительство Кантабрии чествовало Аурелию среди прочих великих женщин за блестящую научную и преподавательскую карьеру, состоявшуюся параллельно с воспитанием шести детей.

Carme Miquel i Diego — писательница, просветительница, журналистка. Автор многих книг для детей и подростков, а также учебных пособий по валенсийскому языку.

Pilar Soler i Miquel —  политическая активистка, коммунистка, противница режима Франко. С юности занималась политикой. В 1939 и 1944 годах подвергалась пыткам в тюрьмах. Более 30 лет скрывалась во Франции под чужим именем. В 1971 году вернулась в Валенсию и участвовала в женском движении.

Matilde Salvador i Segarra — композитор и художник, приверженец валенсийского языка и культуры. Родилась в творческой семье, создавала песни, оперы, балеты. Испытывала особые чувства к сардинскому городу Альгеро и посвятила ему несколько работ. Считала, что ее творческий путь предопределен тем, что она была рождена женщиной.

Enriqueta Agut Armer была учительницей испанского языка, секретарем политических организаций Agrupación Femenina de Izquierda Republicana и Agrupación de Mujeres Antifascistas, членом редакции Pasionaria, сотрудничала со школой Lina Odena. После победы Франко эмигрировала в Мексику. В 2016 году горсовет Валенсии назвал улицы в честь Armer и еще 43 женщин, которые игнорировались испанской историей.

Manuela Ballester —  поэт, писательница, художница, политическая активистка — коммунистка и антифашистка. Во времена Франко бежала в Мексику и вернулась в Испанию после смерти диктатора.

Конча Пикер — певица и киноактриса, снималась в одном из первых звуковых фильмов на испанском языке. Сначала она добилась успеха в США, затем в Испании. В 1956 году она была признана королевой испанской музыки.

María Mercedes Maestre Martí — врач, вице-президент Валенсийского медицинского профсоюза UGT.

Manuela Solís (1862-1910) — гинеколог,  одна из первых валенсианских женщин, получивших высшее медицинское образование, несмотря на враждебную к женщинам среду. Работала во Франции и Испании, публиковала научные работы.

Antonia Gómez de Orga (1715-1780) после смерти мужа владела одной из самых известных печатных мастерских в Валенсии в 18 веке, печатала Кальдерона, Лопе де Вега и прочих популярных авторов.

Сёстры-художницы Dorotea и Margarita Joanes работали в мастерской вместе с отцом и братом и не имели права подписывать свои работы. Стихотворение Cristóbal de Virues доказывает, что сёстры создавали картины.

Isabel de Villena (1430-1490) — поэт, первая валенсийская писательница, монахиня, аббатиса, воспитанная при королевском дворе. Написала книгу Vita Christi, которая, в частности, рассказывала о женщинах, окружавших Христа. В этой книге она опровергла многие женоненавистнические тезисы, господствовавшие в то время во владениях Арагонской короны. При Франко одну из школ Esplugues de Llobregat, назвали в честь Изабель. Сейчас в Испании есть много топонимов, связанных с de Villena.

Итак, что же такое женщина-героиня, кого лучше выбрать, чтобы продемонстрировать женские достижения определенного времени? Этот вопрос постоянно поднимается в ходе подготовки Женской исторической ночи 8 мая. #ЖенскаяИсторическаяНочь

Сейчас одна за другой выходят популярные книжки, набитые женскими биографиями. Большей частью это профанации типа «Valerosas». Биографии скопированы из уже существующих энциклопедий или же написаны по энциклопедическому патриархальному образцу:
Родилась в семье сапожника, отец отдал в художественную школу, потом выдал замуж. Овдовев, получила наследство. Про мать ни слова, а если она и упоминается, то после отца. Взаимоотношения с мужчинами — ключевые факты биографии. Собственных идей и мыслей нет, лучшее жизненное достижение — была признана мужчинами. Во время войны пожертвовала имущество фронту и героически умерла под обстрелом. Обязательно указать, сколько рождено детей и кем они стали. Особенно отметить, если многочисленные дети стали пушечным мясом. Была ли хорошей матерью и верила ли в бога. Получила медаль.
На что же теперь следует обращать внимание при написании женской биографии? Что можно считать объективно важным, а что — только навязанная нам патриархальная точка зрения? Нужны ли списки наград, ссылки на мужчин, связанных с героиней, указания на материнство и другие саморазрушительные занятия, типа обслуживающего или агрессивного действия во время войн?
Валенсийская выставка, о которой рассказывалось выше, не является феминистской. Несмотря на фиолетовый цвет плакатов, акценты на борьбу героинь за права женщин, выбранные персонажи показывают отсутствие системного подхода, отсутствие малейшего желания искать личности, духовные ценности которых могли бы стать основой для феминистского общества.
Как выбирать? Например, перед нами тысяча женщин, которые жили в определенный период. У каждой свои достижения.
Достижение — отдельная тема.
Достижения это:
— что мы сами считаем собственным достижением
— чего мы достигли в глазах общества
— чего мы достигли, но чем не гордимся
— чего бы мы желали достичь, но не смогли из-за отсутствия ресурсов
— чего бы мы желали достичь, но не смогли из-за навязанной ролевой модели
Возможно, правильно указывать, что сама героиня считала своим достижением. Да, пусть она открыла новый закон физики. Но для нее самой значительнее было умение выкладывать дорожки из разноцветного стекла.
У нас есть возможность рассказать только о десяти из тысячи женщин. Кого мы выберем в первую очередь? Лауреатку множества премий или же работницу текстильной фабрики? Женщину, использовавшую патриархальную лидерскую стратегию, дискриминацию или даже геноцид, или ту, которая просидела всю жизнь без ресурсов — по собственному ли желанию или нет? Лидеров спортивной гонки или провинциальную библиотекаршу? Кого вы сами считаете более важным? Не является ли вопрос о более важной женщине патриархальным?
Возглавила, открыла, создала, превозмогла, добыла, победила — как это всё утомляет, возвращает нас в прошлое, уподобляет женщину альфа-самцу. Мы начинаем считать, что только превозмогание, доминирование над людьми и обстоятельствами заслуживает уважения, социального внимания. Что только бегуны по лестницам имеют право на музейный зал, а остальные люди не важны.
Коллективная работа, созидательность, солидарность, ненасилие куда меньше представлены в наших сборниках ролевых моделей. Писательницы, художницы, певицы, воспитательницы, садовницы при сравнении с летчицами, учеными, спортсменками описываются с меньшим упоением, как будто гуманитарная работа менее ценна или упрощается в условиях тотального мужского доминирования. Домашние рабы вообще исключены из героического пантеона. Что героического в матери-обслуге для 9 детей, 2 стариков и 1 мужчины? Звание «Мать-героиня» в СССР выдавали только за воспитание 10 детей, пост-советская планка снижена до 5, награда имеет четкую связь с «укреплением института семьи».
Опыты на животных, спорт больших достижений, списки премий и наград, семейные ресурсы, добытые работорговлей, коррупцией или войной — не пора ли нам обращать внимание на подобные мелочи? Может быть, ушло время, когда было нормальным поощрять рождение 6 детей параллельно с научной карьерой?
Домашнее и репродуктивной рабство — препятствие для самореализации. И поэтому восхищаться тут нечем. Акцент на репродуктивном успехе обесценивает других женщин — не родивших шесть детей, не родивших вообще, и при этом всё равно не ставших профессорами. Словно женщины ленивы и глупы, а объективных, системных, намеренно созданных препятствий для самореализации женщин не существует.
Что это за достижение — директор института? Все, кто не директор института — глупы и ничтожны? Такой подход не учитывает уровней угнетения и привилегий. Мы забываем о ворохе аморальных поступков, которые требуется совершить по любой дороге на социальную вершину.
Разве мы хотим жить в обществе, в котором женщины будут решать задачу «догнать и перегнать мужчин», а не способствовать реализации, равенству, свободе всех людей?

Важно понимать что все истории больших достижений, даже если они женские, всё равно основываются на порабощении других женщин, других угнетенных людей. Мы должны искать ролевые модели взаимопомощи, а не взаимоподавления.

И еще одна мысль. Изучая истории валенсиек и синдикалисток, я подумала о том, какую огромную роль изгнанные режимом Франко женщины сыграли в жизни современных испаноязычных и каталонских стран. Эмигрантки установили тесные политические, культурные и социальные связи, обогатившие многие государства. То что мы видим сейчас как Женский интернационал, общемировую манифестацию женского сознания — последствия рассеивания политических активисток по миру и сетевого действия последнего десятилетия.

Поделиться
Запись опубликована в рубрике История, Культура, Протесты и социальные инициативы с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий