Следующая остановка — Копенгаген. Часть 2.

3 января 2015 года

глава, в которой я завтракаю космическими колбасками, нахожу Рабочий музей, а в нём выставку про обрушение швейной фабрики в Бангладеш, брожу по анархистскому району, кладбищу Ассистенс и ботаническому саду

Рабочий музей открывался поздно, в десять, кафе были закрыты, шёл дождь. Всё что я смогла найти из еды — Spacebar в магазине здорового питания Helsam около Норепорта. Spacebar — веганские колбаски-наркотики, сейтан с тмином. Конечно, я покупала про запас. Но во время вынужденного ожидания около закрытого кафе Ботаник число колбасок значительно уменьшилось. Само кафе, несмотря на многочисленные положительные отзывы, никуда не годилось. Надо было торопиться в Рабочий музей.

Arbejdermuseet сохраняет историю (и преисторию) развития профсоюзного движения. Часть экспозиции посвящена нищете и бесправию рабочих прошлого. Во внутреннем дворе — за стеклом — памятник Ленину. Пять минут постояла рядом, избавляясь от советских воспоминаний. Подумала про бергенцев Хенрика и Марию, у которых дома хранилось огромное количество коммунистических символов. В 2014 году специально для саамки Марии я отыскала и перевела для них на норвежский русскоязычную книгу Лейфа Ранталы «Репрессированные советские саамы».

Раньше памятник Ленину стоял вообще около входа в музей, но после общественных дебатов массового убийцу засунули в аквариум. Многие предлагали расплавить статую. Мнение прогрессивной части датского общества исчерпывающе изложил  в  статье о юбилейной выставке 2017 года Бент Блудников: русская революция привела к разрушительным последствиям для народа России и для Запада, что ее результатами были массовые убийства, депортации, ужас и холодная война.

Только в Копенгагене я поняла, насколько сильно за тысячу лет политических, торговых и культурных отношений переплелись история Дании (о которой до поездки я практически ничего не знала) и история России. Рабочий музей, Круглая башня, замок Фредриксборг наполнены ссылками на знакомые нам имена. Копенганен истоптан Петром I, мать Николая II — датчанка (успела убежать в 1919 году), датчане помнят и всё, что они подарили с дипломатическими целями, и всё, что русские разрушили во время визитов. Первой западной королевской особой, посетившей СССР после революции, была ныне правящая Данией королева Маргрета II (1975).

Сахарная голова из второй галереи о Рабочем музее

На первом этаже Arbejdermuseet сразу около входа располагался неожиданно большой сувенирный магазин. Кроме книг, советских плакатов, флагов, костюма революционного матроса, ленинской кепки и материалов о профсоюзной борьбе в нём можно было найти старинные игрушки и странные предметы типа сахарной головы.

Тарелка Женского профсоюза из первой галереи о Рабочем музее

Музей рассказывал историю социал-демократического движения в Дании, которое ветвилось, отстранялось от ленинцев, искало поддержки мелких буржуа, не вступало в открытую конфронтацию с захватчиками, старалось объединить как можно больше людей, что привело в итоге к красному парламенту и к государству всеобщего благосостояния. С 2011 по 2015 годы премьер-министром Дании впервые стала женщина от сд-партии — Хелле Торнинг-Шмитт, затем выборы выиграли консерваторы. Наиболее интересные экспонаты Рабочего музея связаны с женским движением, забастовками фабричных работниц, борьбой за 8 часовой рабочий день, с детским трудом, повседневным бытом трудящихся. Сохранены и выставлены интерьеры квартир трёх поколений семьи Соренсен. В детской секции была вывешена фоторамка — предвыборный плакат с очками и бородой: чтобы посетители могли почувствовать себя в роли социал-демократа и первого левого премьера, Торвальда Стаунинга. Всякий скандинавский музей уделяет большое внимание детским экспозициям и функциональному разнообразию — к этому привыкаешь и потом, попадая в музеи других стран, испытываешь разочарование, если видишь патриархальную музейную среду.

Фотографии с выставки о Рана Плаза в Рабочем музее

В одном из последних залов располагалась небольшая временная выставка, на которой я провела около часа. Датский фотограф Сорен Зеуш побывал на месте катастрофы текстильной фабрики «Рана-Плаза» в Бангладеш. Зеуш нашел на руинах одежду погибших и платья, сшитые на заказ. Сорен сделал портреты родственников, которые продолжают искать тела погибших. Издал книгу фотографий. Конечно, я слышала о трагедии в бангладешском городе Савар в новостях 24 апреля 2013 года и давно поддерживала различные группы справедливой торговли, но выставка Зеуша помогла мне понять, почему я каждый человек должен осознавать проблему современного рабства в текстильной промышленности.

Из статьи о выставке для Радио Свобода: Революция в твоём шкафу Женщины составляют 85% от 4 миллионов рабочих текстильной промышленности Бангладеш. Эти рабыни подвергаются унизительным досмотрам, эмоциональному и сексуальному насилию, лишены медицинской и социальной помощи, работают в тюремных условиях, голодают. Солидарность – это причина, по которой все женщины из богатых стран должны отказаться от покупки неэтичных товаров. В этой же статье рассказывается, о том, какие выводы были сделаны после катастрофы и как изменилась общественно-политическая ситуация в Бангладеш, почему рабская одежда опасна для покупателей.

Выставка о Рана-Плаза в Норвежском трикотажном музее

Через несколько месяцев после моей поездки в Копенгаген ещё одна выставка о Рана Плаза была развернута в Норвежском трикотажном музее (Сальхус). Фотографии для неё были напечатаны на огромных холстах, две — лежали на полу. Посетитель мог постоять на месте трагедии, среди родственников погибших, увидеть под ногами обломки фабрики, кости жертв.

Побродив по анархистскому району, постучавшись во множество закрытых в связи с праздниками дверей инфоцентров и веганских кафе, я нашла маленький фаст-фуд Astrid och Aporna. Пришлось идти очень долго, мне продали гамбургер с кусочками манго. Решила зайти в это кафе и попробовать что-то другое, но найти «Астрид и обезьяну» второй раз у меня просто не получилось.

План на вечер состоял в том, чтобы разыскать на Ассистенс Андерсена и других известных датчан. Дойдя до кладбищенской ограды, я обнаружила внутри парк для занятий бегом, прогулок с детьми и собаками, место для пикников и семейных праздников. Всё — среди могил. Карту заранее не изучила, поэтому была только у Андерсена. Рядом с мемориальным камнем висела игрушка-солдатик и прыгала весёлая рыжая белка. Остальные местные звёзды — Кьеркегор, Бор — предпочли укрыться наступившим сумраком. Ворота закрылись, всех бегунов, колясочников и кладбищенских туристов попросили на выход. Позже я предприняла две безуспешные попытки попасть в Музей Андерсена, а истории его нашла далеко за городской чертой, в лесах и парках.

Пробежав через закрывающийся ботанический сад Botanisk Have, я поехала домой, потому что сил никаких не оставалось.

4 января 2015 года

глава, от начала и до конца которой я нахожусь в Национальном музее Дании

Датский Nationalmuseet переполнен драгоценностями, словно пещера самого удачливого разбойника на свете. Здесь десять галерей фотографий коллекции, и это только малая часть экспонатов. Существуют витруальные гугль-туры по коллекции.

В первой галерее азиатская часть (снята в первый день посещения музея, после меховой выставки), затем были преистория Дании, средневековье и новейшее время. Самые любопытные экспонаты — рисунки о жизни инуитов, буддийская пальмовая книга, портрет семьи основателя музейного дела Оле Ворма — с тремя женами, детьми, зятьями, внуками, духовными учителями.

Галерея 1. Nationalmuseet: Гренландия, Непал, Китай, Бирма. История Дании. На фото — буддийский текст на пальмовых листах, собранных в виде книги.

Вторая галерея содержит волшебный рог единорога-нарвала, коллекции драгоценных столовых приборов и часов, религиозной утвари, оружия, доспехов, гобеленов, предметов средневекового интерьера. Второй зал, поместившийся в галерею — этнография. Бисерные южноамериканские идейцы, африканцы-вудуисты.

Галерея 2. Nationalmuseet: Средневековая Дания, Южноамериканские культуры, Япония.

Третья галерея — снова этнографическая коллекция. Индия, Африка, Южная Америка, обширное японское собрание. Здесь же — мексиканские ковры, как две капли похожие на украинские.

Галерея 3. Nationalmuseet: Индия, Африка, Южная Америка. Гвоздичный кораблик.

Четвертая галерея — Австралия, Африка, новейшая история Дании. Экспонаты располагаются очень плотно друг к другу, изучать их лучше вместе с каталогом в руках.

Галерея 4. Nationalmuseet: Африка, Австралия, Дания. На фото: ножи австралийских аборигенов.

В пятой галерее — история Дании с 1700 годов до наших дней (здесь феминистки, натуризм, хиппи, секс-революция, Христиания), выставка кукольных домиков и детских игрушек, древние египтяне, шумеры, греки.

Галерея 5. Nationalmuseet: история Дании с 1700 годов до наших дней, выставка игрушек, древние египтяне, шумеры, греки. На фото: феминистка из группы Красных чулков.

Шестая галерея — греки, этруски, римляне.

Галерея 6. Nationalmuseet: греки, этруски, римляне. На фото — этрусская погребальная урна в виде дома.

Седьмая галерея — датская преистория. Здесь первобытное оружие, посуда, одежда, лодки, украшения, содержимое могил.

Галерея 7. Nationalmuseet: Датская преистория

Восьмая галерея — снова преистория Дании. Знаменитая солнечная повозка, викингские штучки, трубы бронзового века — луры, погребальные камни.

Галерея 8. Nationalmuseet: Преистория Дании. На фото — Солнечная повозка из трундхольмского болота.

Девятая галерея наполнена ювелирными работами, драгоценной утварью, украшениями, оружием, кладами. Краденные и восстановленные по сохранившимся рисункам Золотые рога из Галлехуса — тут. Начало религиозной средневековой экспозиции.

Галерея 9. Nationalmuseet: Преистория Дании.

Последняя, десятая, галерея — о средневековой истории Дании. Это украшения, оружие, коллекция ритуальных предметов, в том числе ложек и рожков, монеты, кольца и свадебные короны, интерьеры дворца.

В самом конце — запись о том, как Петр 1 и 36 000 его солдат разгромили город и окрестности во время стратегического визита в 1716 году (то есть через три года после вручения Петру датчанами Ордена Слона). Дом, в котором проживал царь (теперь это территория Национального музея), Michelbeckers gård, был опустошен. Пострадали интерьеры, посуда, бельё, занавеси. Армия прошлась по садам, полям и огородам словно саранча, аборигены долго не могли возместить пострадавшим убытки от визита русских гостей.

Современники великого погрома оставили заметки о нечистоплотности и других диких нравах россиян. Аптекарь Клаус  Зейден из Никиобинга записал, что русский царь был похож на сержанта, а еще больше на палача. «Некоторые из горожан, в том числе и я, успели про­скользнуть в дом Розенфельдта, чтобы посмотреть, как царь ужинает. Он действительно вел себя при этом с большим изяществом, ибо всякий раз как намазывал себе маслом хлеб, он начисто облизывал нож.»

Галерея 10. Nationalmuseet: Средневековая история Дании

продолжение следует

Поделиться
Запись опубликована в рубрике Жизнь замечательных бергенцев, История, Культура, музеи, Протесты и социальные инициативы, Путешествия и прогулки с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий