Следующая остановка — Копенгаген. Часть 3.

5 января 2015 года

глава, в которой я совершаю путешествие в замок Фредериксборг, изучаю часовню Ордена Слона и Ордена Даннеброг, погружаюсь в тайны датского двора, теряю паспорт, знакомлюсь с Гадким утёнком, нахожу авокадовое кафе с лазаньей из кабачка и покупаю шишки

Одна из королевских резиденций, Frederiksborg Slot, находится в 40 км от Копенгагена, в городе Хиллерёд. Купленный билет я приложила к неправильному терминалу, поэтому меня сразу выловили контролёры. Они задержали поезд, вывели меня на следующей станции из вагона и показали, как правильно регистрироваться на рейс. Штрафа я не платила, но зато испытала сложнопередаваемое текстом скандинавское чувство, когда все пассажиры смотрят на тебя, словно на преступника, врага общественного благополучия. Недалеко от Хиллерёда — Allerød из романа Иоанны Хмелевской «Всё красное», по мотивам которого снимали «Пан или пропал«. От конечной станции до самого замка нужно было добираться на автобусе, указателей установили достаточно и все немногочисленные русские туристы (других не было вовсе) добрались без проблем.

Шёл мелкий дождь, красные кирпичные стены и медные крыши приобретали мягкие оттенки. Ров заполнили неподвижной зеркальной водой.

Галерея Фредериксборг, часть 1

Замок был основан во времена Фредерика II, в 1560 году. В 1622 году эксцентричный и амбициозный король Кристиан IV разместил на парадной площади перед замком фонтан с Нептуном. После победы в войне 1657–1658 года шведы фонтан умыкнули, теперь на его месте реплика, то есть фальшивый властелин морей. С 1671 по 1840 годы Фредериксборг был местом, где проводили коронации. После пожара 1859 года уцелела только часовня замка. Восстановленный замок превратили в Национальный исторический музей, ориентируясь на Версаль.

Мне выдали аудиогид на русском языке, забрав в залог паспорт. Первый зал был наполнен рельефами со сценами охоты и доспехами, лестница, украшенная гербами обладателей Ордена Даннеборг, вела в часовню, где были еще и гербы Орденов Слона.

Галерея Фредериксборг, часть 1

Рыцарский Орден Слона был учрежден в 1693 году в память о победе датчан-крестоносцев над сарацинами (1190), сражавшимися на слонах и это одна из самых статусных наград в мире, предназначенная для руководителей государств, аристократов, высших чиновников и полководцев. Среди обладателей белого украшенного драгоценными камнями слона на голубой ленточке в прежние времена было много россиян. У рыцарей, репутация которых пострадала, орден отбирали. Иногда неоднократно, как у князя Василия Долгорукого. Вы наверняка слышали имена современников-обладателей Ордена Слона. Это, например, Нельсон Мандела и Франсуа Миттеран. Пришлось потратить довольно много времени, чтобы найти в часовне гербы норвежских обладателей слоников. Граффити, оставленное Ольгой Романовой, обнаружить не удалось.

Рыцарский Орден Даннеброг, второй по значимости датский орден — это бриллиантовый крест с оттенками датского флага. Он был основан в 1671 году в память о чудесном знамении, предшествовавшем победе датчан над эстонцами в 1219 году.

Зимний король из Галереи Фредериксборг, часть 1

В следующих залах располагалась уникальная коллекция портретов и старинной мебели. За каждым холстом прятались исторические тайны. Болезненно бледный, исключительно неудачливый и настолько же плодовитый чешский «Зимний король» Фридрих V; медноносый интеллектуал, величайший учёный своего времени — астроном Тихо Браге; самый долгоиграющий король Дании и Норвегии —

Астроном Тихо Браге из Галереи Фредериксборг, часть 1

любитель косичек Кристиан IV, король-строитель, требовавший, чтобы художник изображал его парадную, зрячую сторону лица; ступившая одновременно на плаху и на романтическую книжную полку королева Шотландии-Франции Мария Стюарт; представители семейств Мунк, Розенкранц, Марсвин в окружении бесчисленных парадных изображений богатых невест, выгодных женихов, непримиримых врагов, верных союзников, детей и духовных наставников…

Галерея Фредериксборг, часть 2

Потом я обнаружила застольный коллективный портрет прапрапра… прабабушки Лены Грунтовой, Бригитты Брокенхус, её 16 детей и мужа, королевского советника Якоба Ульфельда, автора первой датской хроники на латыни.

 

Леонора Кристина Ульфельдт, Галерея Фредериксборг, часть 2

Экспозиция Синей башни была посвящена печальной судьбе дочери Кристиана IV, Леоноры Кристины Ульфельдт, матери 15 детей. Супруг Кристины был вором, мошенником и предателем национальных интересов — бежав от обвинений в финансовых злоупотреблениях он перешел на сторону шведов и содействовал заключению мира на невыгодных для Дании условиях (того самого Роскилльского мира, во время которого шведы умыкнули вышеупомянутый фонтан, а также шесть провинций). После множества приключений — побегов, арестов, допросов — Кристина провела в заключении 22 года и стала известной мемуаристкой. Сам Ульфельд счастливо утонул и уже посмертно был предан гражданской казни.

Тут же находилась коллекция аристократических медальонов, орденов, ювелирных изделий, можно было рассмотреть ордена — Слона, Датского флага и редчайший Орден Вооруженной руки.

Маршрут продолжался в тени раскидистой роскоши — резная мебель, гигантские полотна с незначительными персонами, огромные танцевальные залы… В восьмиугольной астрономической комнате располагался большой механический глобус звёздного неба.

Галерея Фредериксборг, часть 3

Дальше был зал с парадными потретами современной королевской четы, где скромно сидела мраморная принцесса Дагмар, избежавшая расстрела Мария Федоровна Романова. За ним шла бесконечная череда интерьеров в стиле барокко, галерей, сокровищниц, фарфоровых коллекций, инкрустированных столиков, резных кроватей, кессонных потолков, постепенно утрачивающих завитушки по приближении к новому времени. Затем чахоточные  дамы и кавалеры в напудренных париках начали демонстрировать смену общественных приоритетов — на портетах появилось множество литераторов, музыкантов, учёных. Закончилось всё сценами из жизни народа, пейзажами, натюрмортами и батальными сценами.

Эпохе романтизма достался последний коридор, ведущий к выходу. Изумительные удлиннённые картины в драгон-стайл рассказывали о эпохе норманского и датского доминирования в Англии. Заглядевшись на картинки, я сдала аудиогид, но забыла забрать паспорт.

В садах, разбитых за замком, начинало темнеть. Вода по-прежнему отражала стены дворца и изломанные деревья. Гадкий утёнок Андерсена был на своём месте, среди чужой стаи.

Сказка была вокруг — в изломанных деревьях, в зёленых оттенках, в таинственных шорохах, тенях, завывании ветра.

Галерея Фредериксборг, часть 3

Ко времени возвращения в Копенгаген я уже была почти уверена в том, что неплохо бы было и поесть. Мне повезло найти лучшее веганское кафе в городе — 42 RAW. Еда там была отличная — лазанья из кабачка, торты, салаты, лимонады. Единственная проблема — почти все привлекательные блюда содержали авокадо и семечки, семечки, семечки.

Галерея Веганский Копенгаген

Около дома я зашла в магазин и приобрела гаспачо, мандарины, бананы и подарок для Терентия — две шишки.

В Бергене шишки получили имена, долго лежали в коробке, затем естественным образом открылись и были съедены, вдохновив ребенка на опыты с Шишектричеством.

6 января

глава, в которой я провожу три часа в гендерном центре KVINFO, посещаю многочисленные выставки в Королевской библиотеке и спектакль «Ромео и Джульетта»

На самом деле для того, чтобы попасть в гендерную библиотеку, нужно записываться. Но я этого не знала и просто понесла туда свою книжку.

Библиотека KVINFO ( «køn viden information forskning») — национального центра гендерных исследований — находилась в Копенгагене внутри Det Kongelige Bibliotek (на первом этаже в здании, называемом Черный алмаз). Книги и журналы хранились в двух залах, в коридоре располагалась большая выставка портретов первых датских феминисток, превратившаяся позже в статью Дерево свободы:

KVINFOs bibliotek (выставка) — галерея 5

Дерево Свободы Ютты Байсен-Мюллер, председателя Женского общества Дании, было посажено с учетом лучших традиций священных рощ – на одном из самых высоких датских холмов, который называется Химмельберг. Дерево стоит на холме и сейчас. На камнях ограды написано «5 июня 1915 года, датские женщины, Дуб Конституции».

Nynne Koch

Начало библиотечной коллекции положила Nynne Koch (1915 — 2001) — писательница, феминистка, философ, исследовательница. Будучи уже известной гражданской активисткой, в 1961 году она начала работу в Королевской библиотеке. Нинне основала KVINFO, была идеологом многих других феминистских проектов. Библиотекарь Vibeke Dahm рассказала, что в KVINFOs bibliotek есть еще шесть сотрудниц. Библиотека устраивает различные тематические встречи, за два квартала прошлого года — посетителей было порядка тысячи человек. Встречи проходят в читальном зале, среднее число посетителей 40. Чтобы договориться о посещении библиотеки, надо изучить сайт и написать kvinfo@kvinfo.dk Научным работникам с читательскими билетами книги выдаются на дом и еще ни разу не случалось, чтобы книга не была возвращена.

800

На компьютере секретаря была установлена заставка с Дедом Морозом-феминистом из норвежского журнала Fett ! Я передала в KVINFO книгу The city talks — activism in Bergen с фотографиями всех бергенских феминистов и квир-активистов. На то, чтобы сфотографировать обложки некоторых книг библиотеки у меня ушло много часов — в собрании 20 000 изданий, охватывающих все области гендерных исследований. Фотоархив содержал 5000 фотографий (1880 — 1940 годы), гендерную статистику, биографии и автобиографии известных женщин, а также неопубликованные материалы — самиздат и научные разработки. В фонде находилось 14 000 книг, 350 журналов, 6500 диссертаций, докладов и листовок. Большую часть коллекции составляли материалы, опубликованные после 1980 года, на на датском, норвежском, шведском или английском языках. Ежегодно в библиотеку поступает порядка 800 новых единиц хранения и исследователи ничего не смогли бы отыскать. если бы не  онлайн-каталог. KVINFOs bibliotek — далеко не единственная в мире и даже в Копенгагене гендерная библиотека. Датчанки ведут много интернациональных проектов и инициируют создание похожих исследовательских центров в других странах. Я нашла около десяти книг о России и о СССР, но ничего на русском, украинском, белорусском не видела.

Пополнить коллекцию можно, отправив посылку с материалами по адресу  KVINFO Bibliotek Christians Brygge 3 1219 København K.

Я не ожидала, что библиотека настолько велика, что такое количество людей посвятило свои жизни борьбе с патриархатом. Отсутствие славянского фонда — притом что мы знаем о значительных размерах движения в славянских странах — многое говорит о реальной всемирной ситуации.

Надеюсь, фотогалереи из библиотеки будут вдохновляющими. За каждой обложкой — труд множества борцов за равноправие: 1 2 3 4 5

Нам, активисткам, часто кажется, что мы находимся в полном одиночестве, не так ли? Нам кажется, что мы интересуемся странными и ненужными никому вещами. Что раньше никого не было, а позже никого не будет. Но это мифы, патриархальные мифы. Феминизм — огромная наука, социальное движение из тысячи кусочков, которое, в свою очередь только часть правозащитного пазла. Каждая из нас делает свою важную часть работы. Мы изменяем мир даже тогда, когда говорим о том, что у нас есть проблемы и права. Мы изменяем мир, когда изменяем себя и начинаем отказываться жить по патриархальным правилам, солидаризируемся с другими, отказываемся от насилия тогда когда можно и когда это получается. Понимание того, что за всю историю человечества еще не было такого мощного всемирного движения за гендерное равноправие, поддержит тех, кто в первых рядах, кому сейчас приходится работать в ужасных условиях. Нет, вы не одиноки. Очень важно использовать фэйсбук и делать интернациональную сеть, международные проекты, объединять усилия. Уже не нужна точка опоры, мир переворачивается. Прямо сейчас, когда вы это читаете.

Попрощавшись с Vibeke Dahm, я пошла в Королевскую библиотеку. Оказалось, что это не только архитектурный шедевр, но и культурный центр всемирного значения. Десятки тысяч студентов и ученых перемещались по огромному прозрачному муравейнику. Они читали книги, говорили про книги, покупали книги, писали книги. Одновременно проводилось множество разнообразных выставок, некоторые я успела посмотреть.

Бартенев погрузил датское коллективное сознание (Кьеркегор, Андерсен, Бликсен, Библия Гуттенберга) в джунгли попарта.

Галерея: Выставка Бартенева Skat I

Выставка о датских пацифистах времен Первой мировой Ned med våbnene/Долой оружие занимала огромный зал. Статья про эту выставку называется Орден для дезертира:

Галерея выставки Долой оружие

Трусы, коллаборационисты, иуды, изменники Родины, пособники врага – как только не называют пацифистов в военное время. Получается, датчане сделали выставку про предателей? Во время Первой мировой войны Дания желала остаться нейтральной страной. «Конечно же, войны следует избегать. Но что я буду делать, если на страну нападут?» – размышляли датчане. Семеро из них – пацифистка Элине Хансен, социалистка Мария Нильсен, министр Петер Мунк, литературовед Георг Брандес, синдикалист Андреас Фрицнер, солдат Кристиан Кампрадт, переводчица Ингеборг Стеманн – не желали участвовать в военных действиях. Каждый из них, как мог, противостоял историческим обстоятельствам неодолимой силы. Каждая из семи частей выставки представляла собой коллаж из личных вещей, фотографий, записок, книг, осколков войны, политических символов эпохи.

Еще одна выставка, которая проходила в нескольких холлах, называлась «Blæksprutten 125 år». Ежегодный сатирический датский журнал «Чёрный спрут»  выходил с 1880 по 2014 года. Выпуски появлялись в Рождественский период и это было своеобразное подведение политических итогов года.

Галерея Выставки Чёрному спруту 125 лет

Основными авторами в первые четыре десятилетия были писатели Axel Henriques и Anton Melbye, карикатуристы Alfred Schmidt, Carsten Ravn и Axel Thiess. Постепенно команда разрасталась и в 1944 году вообще сменилась. Подборка журнала является фантастическим историческим документом, аккумулировавшим мнения, циркулировавшие в гражданском обществе Дании в разные времена.

В уголке памяти датского композитора, педагога, музыканта, дирижера Луи Кристиана Августа Гласса (23 мая 1864 — 22 января 1936) были расположены музыкальные инструменты, ноты, фотографии, биографические факты. Выросший в семье известного музыканта, Гласс играл на виолончели и фортепьяно. Дебютировав в 1882, в 1889 отправился в гастрольный тур по Европе. В путешествии он заметил, что интернациональная идея значительнее национальной. Из-за паралича перестал играть, сочинял музыку, в том числе для левой руки, например, ”Romance og Caprice for venstre Haand», занимался организационными вопросами музыкального сообщества, возглавлял национальные музыкальные организации. Он подбирал музыку для Олимпийских игр в Берлине в 1936 году и удачно для биографии скончался до их начала.

Страница о Луи Глассе

Город выбирали за два года до победы Гитлера на выборах. Решение всё таки проводить Олимпийские игры в расистском, антисемитском Берлине было величайшим международным провалом. Точно как и другая — Сочинская — олимпиада в ксенофобной фашистской стране, эдакая увертюра к российско-украинской войне. То, что альтернативным городом для проведения Олимпиады была в 1936 году анархистская Барселона, кажется анекдотом. Некоторые спортсмены, которые поехали на антифашистскую, народную Олимпиаду в Барселону, пошли сражаться против Франко. Исторические обстоятельства — манифестация фашизма на юге Европы и начало гражданской войны в Испании — развернули европейский корабль в сторону национальной идеи. Вот уже почти столетие он покачивается на коричневых волнах и конца круизу не видно.

И, конечно, есть некоторые вопросы. Сколько вины, сколько конкретно человеческого пепла приходится на долю каждого из тех, кто писал тогда и сейчас музыку, снимал кино, бегал с шестом, получал медаль, выносил пирог мира, молчал?

Рядом с библиотекой находился Датский еврейский музей, но в рюкзаке лежал билет в театр. Я побежала домой, чтобы перекусить и переодеться и затем уже спокойно отправилась к зданию Королевского театра. В один из предыдущих дней я даже специально разыскала это здание, чтобы в день спектакля не случилось ничего непредвиденного. Я сдала вещи в гардероб, осмотрела все уголочки фойе и направилась в зал. Билетер сказала, что мой спектакль состоится в новом здании и что если я побегу со всех ног, то как раз успею к началу.

Ветер, дождь, холод… И вот я уже на радужном Ньюхавн — проталкиваюсь среди пьяниц и тормозящих прохожих и еле-еле успеваю к началу «Ромео и Джулии«.

Свои впечатления от спектакля я записала в жж, но почему-то забыла упомянуть, что часть времени актёр, исполнявший роль Ромео, сидел на соседнем кресле, и что я унесла домой одну из роз Париса 🙂

Нет русского театра. Границы приемлемого — в цивилизованном мире — не просто шире, они находятся в другом месте. Уровень исследования чувств и эмоций несопоставимый. Никогда не видела на сцене настолько сильную страсть. В жизни да, в жизни видела Язык у датского театра не другой, он — есть. А всё, что я смотрела в России — немое.

Про то, что датский театр хорош, я догадалась когда его высмеивал Жигунов в «Пан или пропал». Сцена волшебная. Ночью заходишь наверх по светящейся дорожке, здание прозрачное, внутри вокруг — на небе и на земле звёзды, чарующий свет. За стеклом бегущее море, отражающее луну. Люди приходят заранее, сидят в  кафе, много влюбленных пар, много лесби-пар, больше двух третей зрителей — женщины. Про то, что надо выключить телефоны, не объявляют.

За занавесом обнаруживается гигантская постель, вертикальный матрас, пуговицы которого иногда загораются как звёзды, а несколько выбравшихся на поверхность пружин становятся лестницами. Актеры живут во всех плоскостях. Предметы кидают в зрителей непрерывно. Мертвецы хоронятся вертикально, ножи летят в сторону, противоположную нанесенной ране, над телом пьесы парит истеричная Елизавета. Во втором действии Елизавета забирается так высоко, что не спускается даже на поклоны:) Занавес поднимали в конце пять раз.

Никто не уходит со сцены. Мертвецы продолжают играть свои роли, музыку наигрывает на клавишах поочередно вся труппа. Как и полагается, Пролог-Меркуцио (Peter Christoffersen) куда более впечатляющая фигура, чем Ромео (Thomas Hwan). Только в нескольких сценах я увидела, что Хван может быть успешен в роли Ромео, но большую часть спектакля он провел или с каменным лицом или со статичной улыбкой. Ромео до знакомства с Джульеттой не имеет характера. Хотя это не портит постановку в целом — Ромео похож на второстепенного глупого убийцу, кем он на самом деле и является. Первые роли играют власть и рок. Парис выносит восемь ведерок с розами и осыпает мертвую Джульетту алыми лепестками. В роли Бенволио женщина (Helle Fagralid) — в програмке опять рассказывается о том, что женские роли в шекспировские времена играли мужчины и так далее.

Режиссеры всегда стараются что-то сделать с финалом. Ромео и Джульетта Элизы Крагеруп не прерываются на смерть. Если вы хотите провести некоторое время рядом с Ромео, купите билет на кресло, которое стоит за C2.

продолжение следует

Поделиться
Запись опубликована в рубрике Жизнь замечательных бергенцев, История, Культура, музеи, Протесты и социальные инициативы, Путешествия и прогулки с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий