Скоростной поезд AVE, который я увидела на мадридском вокзале Аточа, и на котором я должна была ехать в Барселону, был окровавленным. Потому что, как и любое транспортное средство, он уничтожает очень много живых существ. Интересно, сколько.
Javier Guillenea (El Correo) отвечает на вопрос заголовком статьи 2018 года «Скоростной поезд убивает десятки тысяч птиц«. Иллюстрация там еще более живописная:
Из статьи: «Исследование, подготовленное Хуаном Мало, исследователем из Автономного университета Мадрида… (поезд) AVE в движении встречает птиц «вблизи своей передней части через каждые четырнадцать километров пути и сбивает птицу через каждые 350 километров пути». Для проведения исследования исследовательская группа установила видеосистему в кабине локомотива на протяжении более 14 000 километров пробега со скоростью от 250 до 300 километров в час. На изображениях, сделанных на двух участках линии Мадрид-Леванте, иногда видны неожиданные тени, которые исчезают в мимолетных скоплениях перьев. Меньше секунды достаточно, чтобы птица превратилась в фарш. «Попадая в локомотив, они словно взрываются»… на проанализированной линии «около шестидесяти птиц на километр сбивается в год между Мадридом и Мотилья-дель-Паланкар и 26 на участке между Мотилья-дель-Паланкар и Альбасете». Если учесть, что длина первого из маршрутов составляет около 250 километров, а второго — 72, то АВЭ ежегодно убивает около 15 000 и 1 800 птиц соответственно. Это цифры, которые умножаются до неизвестных пределов на 3240 километрах высокоскоростной железной дороги в Испании…«В процентном отношении их мало», — говорит Хуан Мало, который также указывает, что наиболее уязвимые виды «не входят в число наиболее угрожаемых». Это птицы, которые иногда расплачиваются жизнью за свою привязанность к структурам, созданным людьми. «Им нравятся кабели и туннели, они используют столбы в качестве насестов, а растительность на огороженной территории путей — идеальная среда для них»… голуби, сороки, белые цапли, скворцы, вороны, воробьи, щеглы и куропатки «играют в лотерею». По данным работы, около трети пересечений путей происходит ниже контактной сети. «Кроме того, в более чем 25% птичьих переходов перед поездом главными действующими лицами являются птицы, сидящие на земле, рельсах или кабелях самой инфраструктуры».
Все зависит от времени реакции птицы. В 2015 году группа исследователей из Соединенных Штатов… проанализировала поведение дроздов, когда им представили кадры с приближающимся к ним фургоном. Ученые пришли к выводу, что птиц заставляла реагировать не скорость транспортного средства, а расстояние от него… Было замечено, что птицы перешли в состояние готовности, когда манекен фургона приблизился на 43 метра y emprendían el vuelo a los 28 metros. Они также обнаружили, что на скорости выше 120 километров в час птицы не успевали взлететь, так как им для этого требовалось 0,8 секунды, а к тому времени машина уже наезжал на них. В случае AVE этот период еще короче. Поезд, движущийся со скоростью 300 км в час, проходит 28 метров за 0,336 секунды.
Просмотр 1090 записей птиц, погибающих на линии Мадрид-Леванте, позволил нам уточнить эти цифры. «Доказано, — объясняет Хуан Мало, — что птицы обычно реагируют на расстоянии от 60 до 136 метров от поезда». Это больше, чем рассчёт из США, но меньше, чем необходимо для спасения жизни.
До сих пор использовались непрозрачные экраны, чтобы максимально избежать столкновений, но они дороги… и имеют ограниченную высоту из-за аэродинамических условий. Для снижения аварийности группа во главе с Хуаном Мало предлагает изучить процедуры, чтобы птицы не использовали элементы инфраструктуры. Речь идет о том, чтобы сделать территорию вокруг дорожек «менее привлекательным» местом для животных с неудобной растительностью или без какой-либо растительности.
Авторы исследования, являющегося частью проекта ЕС Life Zero Impact под руководством Адифа, также предлагают установить… экраны, которые не препятствуют проходу птиц, а заставляют их изменять траекторию движения… Нужно только, чтобы птицы заметили поезд. От этого зависит их жизнь.»
La Vandardia разместила ролики, использовавшиеся для исследования:
Линии для высокоскоростных поездов прокладывают с учётом мест обитаний животных, но идеально не получается. Даже обычный поезд постоянно сталкивается с очень крупными животными. Так, во время поездок в первом вагоне в сторону Пиринеев, можно послушать, как машинист нажимает на гудок, чтобы согнать с рельсов стадо. А если повезет, увидеть корову, стоящую прямо около очередного туннеля прямо рядом с рельсами.
Из статьи 2011 года «Представители Французских железных дорог (SNCF) говорят, что им было проще организовывать ВСМ: выделенные магистрали проходят вдали от населенных пунктов, в обход городов. Если же приходится решать вопросы с теми, кто имеет в собственности земли, по которым должна пройти ВСМ, то занимается этим вопросом непосредственно государство. «Это – не наша проблема», – говорят в SNCF.
Безопасность высокоскоростных магистралей – тема особая. На всех участках, где поезда набирают скорость от 300 км/час, стоят специальные сетки высотой 2 метра. А на некоторых участках поезда идут под землей, по тоннелям.
Конечно, и во Франции животные (особенно козы) часто забредают на пути. Вскоре после того, как 30 лет назад поезда Франции стали ездить со скоростью выше 260 км/час, для перегона животных построили специальные тоннели. Помогли снизить количество несчастных случаев и двухметровые сетки вдоль некоторых участков путей.»