Варшава вчера — Украина сегодня. Фотовыставка в Стране Басков


C 31 марта по 16 апреля 2023 года в Бильбао в EUSKALDUNA URBAN HALL  проходила выставка «ЕВРОПА 80 ЛЕТ СПУСТЯ — EUROPA 80 URTE GEROAGO — EUROPA 80 AÑOS DESPUÉS». Рядом показывались две истории — серия фотографий «Один день в Варшавском гетто — 19.9.1941» и фильм-свидетельство о уничтожении украинской культуры «Стереть нацию» (автор Tomasz Grzywaczewski). Идея выставки: Варшава вчера — Украина сегодня.

Фильм вы можете посмотреть с английскими, польскими, украинскими, персидскими, румынскими, испанскими субтитрами или настроить на ютубе автоматический перевод на любой другой язык.

В фильме говорится о том, что «на территории Украины до войны было более 5000 музеев, 65 историко-культурных заповедников и около 170 000 памятников, включая семь объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. За десять месяцев войны Министерство культуры и информационной политики Украины зафиксировало более 800 случаев, когда российские войска нанесли ущерб культурному наследию Украины. Число уничтоженных культурных объектов растет с каждым днем. Нападения на объекты культурного наследия или разграбление коллекций украинских музеев являются нарушениями международного права. Сейчас, как никогда, украинцы и культурное наследие, находящееся в Украине, нуждаются в поддержке и помощи со стороны всего мирового сообщества. Фильм должен стать посланием, адресованным организации и международному сообществу, показать масштабы и безжалостность происходящих там разрушений». Документальный фильм был заказан Управлением национального наследия Польши и профинансирован Министерством культуры и национального наследия.

Кадры из фильма:

Выставка появилась благодаря Национальному институту Освенцима в Испании (Instituto Nacional Auschwitz España) и кафедре прав человека и демократической культуры Национального института Освенцима в Бургосском университете (Cátedra de Derechos Humanos y Cultura Democrática del Instituto Nacional Auschwitz en la Universidad de Burgos) при сотрудничестве с Ассоциацией Украина-Эускади (Asociación Ucrania-Euskadi). #EuskaldunaBilbao #memoriahistórica #memoriahistorikoa

Выставку посетило множество людей, в заде проводились тематические параллельные культурные мероприятия и встречи.

«Один день в Варшавском гетто»

«Праздничная прогулка по аду» Хайнц Йост, владелец отеля в городе Лангеленсхайм, в сентябре 1941 года служил в немецкой армии, в лагере 31, под
Варшавой, на восточном берегу Вислы. В том же месяце в день своего рождения он побывал Варшавском гетто и сфотографировал все, что видел. Всего он сделал 129 фотографий. Посещение гетто произвело на него ужасное впечатление, но фотографий он никому не показывал. <<Я провел несколько лет в этой области. Во время моих путешествий я видел большое количество трупов, лежащих вдоль стены гетто. Я без труда вошел и прошел по улицам, за стенами, фотографируя все, что видел. До этого момента я ничего не знал о том, что происходит за этими стенами… Были даже магазины, но продукты купить было нельзя, только продукты для стирки и всякие кастрюли и сковородки… Я не знаю, сколько они стоили и сколько денег было у жителей гетто. Я видел людей, торгующих картошкой, чесноком или сельдереем на улице. Голодные люди не просили у меня еды, так как на мне не было формы немецкой армии. Они были вне домов, среди мертвецов, о которых уже никто не заботился. Осталось еще несколько хорошо одетых евреев. Трудно было
поверить, что они тоже жили в гетто. В течение дня трупы собирали с улицы на телеги. Я сфотографировал множество массовых захоронений по всему гетто. На трупы лили известь… В тот вечер я пригласил товарищей на юбилейный ужин. Я не могу выразить, что я чувствовал. У меня пропало желание есть… Когда я написал домой, я не рассказал ни о чем, что я видел. Я не хотел расстраивать свою семью. Я подумал: что это за мир? Товарищам я тоже ничего не сказал. Потом, когда гетто сожгли, мы тоже не обратили на это внимания…

«Хайнцу Йосту так и не удалось стереть эти сцены из своей памяти или из своих мыслей: сцены ада в Варшавском гетто. В начале 1980-х годов Хайнц Йост передал
эти никогда не публиковавшиеся фотографии в редакцию журнала Stern. Йост умер вскоре после этого. В 1987 году г-н Гюнтер-Шварберг передал фотографии в архив Яд Вашем. С тех пор они стали неотъемлемой частью постоянной экспозиции».

«Проблема фотографий холокоста. Фотографии редко представляют собой нейтральную иллюстрацию без самооценки изображений или сфотографированных лиц. Фотография не только иллюстрирует сфотографированного человека, но и многое говорит о точке зрения фотографа, его отношении и отношениях с изображаемым человеком. Изображения, наиболее часто используемые для иллюстрации или демонстрации Холокоста, являются немецкими. Поэтому еврейские жертвы в лучшем случае являются объектами, а не субъектами описания их трагедии. Документальный материал эпохи Холокоста поступает в основном
из официальных нацистских отчетов, статистических данных и т. д. Это связано с тем, что еврейская община не была официальной государственной организацией, которая вела муниципальные записи, переписи, отчеты и архивы. По иронии судьбы, немецкий приказ о создании Еврейских советов 1939 года вынудил еврейские общины по всей оккупированной Европе стать «автономными» муниципальными органами. Эти новые бюрократические инфраструктуры были
вынуждены иметь дело с широким кругом потребностей и услуг: жильем, здравоохранением, санитарией, образованием и торговлей, и это лишь некоторые из них. Действия часто требовалось документировать и архивировать. К сожалению,
большинство этих коллекций, составляющих «еврейскую» документацию, были уничтожены вместе с людьми и общинами, чью жизнь они документировали. Немецкие фотозаписи происходят из двух основных источников: официальных пропагандистских подразделений СС, с одной стороны, и многочисленных непрофессиональных фотографий, сделанных немецкими солдатами, которые были свидетелями или играли активную роль в «окончательном решении». В одном из первых фотоальбомов, изданных в Германии в 1960 году — «Еврейская звезда» — его автор, Герхард Шенбергнер, справедливо заметил: «У сфотографированных здесь
людей не было иного выбора, кроме как фотографироваться. Фотографы стремились сфотографировать свои объекты насколько это возможно». Принял ли Хайнц Йост типично немецкое отношение к еврейским сюжетам в своих фотографиях? Существуют расхождения во мнениях относительно его намерений и его точки зрения. Некоторые предположили, что фотографии указывают на его сочувствие
и заботу о предметах, и что он, возможно, хотел задокументировать трагедию Варшавского гетто на будущее. Другие считают, что он был одним из немецких солдат, которые фотографировали своих подданных как объекты: заинтересованные, но не затронутые по-настоящему той атакой на человечество, свидетелями которой они были и соучастниками одновременно. Найти персональную мотивацию фотографа придётся зрителю.»

«Варшавское гетто. К началу Второй мировой войны в Варшаве, столице Польши,
проживало 380 000 евреев, что составляло около трети ее населения. Это была крупнейшая еврейская община в Европе. 28 сентября 1931 года немецкая армия вторглась в Варшаву после трехнедельной осады и разрушения большей части города. После вторжения немцы начали крупномасштабное преследование и притеснение евреев, которые лишили их всех прав человека. 15 ноября 1940 года, после нескольких месяцев подготовки, гетто, созданное немцами к северу от Варшавы, было обнесено стеной. 400 000 евреев Варшавы оказались на площади 4 квадратных километра, что составляло 2,4% от общей площади города. Были и беженцы из других городов. За первую половину 1941 г. в гетто было переселено более 86,5 тыс. евреев из городов Варшавского уезда. Таким образом, в гетто находилось почти полмиллиона человек. Немецкие власти преднамеренно создали условия, ведущие к массовой смертности от голода, резкого ограничения продовольственного снабжения и эпидемий, вызванных невыносимым состоянием здоровья. В гетто было около 120 000 человек на километр. Около 85 000 человек умерли в гетто «естественной смертью» из-за голода и болезней, среди них было
20 000 детей. Только за три летних месяца, июль, август и сентябрь 1941 года, от голода и болезней умерло 15 655 человек, из них 1 800 детей. Каждый день умирало от 100 до 150 человек. Евреи гетто предприняли чрезвычайные усилия, чтобы защитить и поддержать друг друга.  В начале 1942 года нацисты начали свое «окончательное решение» на территории «Генерал-губернаторства». Это означало убийство всех польских евреев в лагерях смерти, где они использовали газовые камеры. Один из таких лагерей, Треблинка, был построен около Варшавы. 22 июля 1942 года немцы начали депортацию евреев из варшавского гетто. Операция продолжалась до 13 сентября 1942 года. Каждый день от 4 000 до 5 000 человек
вывозили из гетто, переправляли в Треблинку и в тот же день убивали в газовых камерах лагеря. Расстреливали всех, кто оказывал минимальное сопротивление.
В общей сложности около 265 000 человек — молодых и старых, мужчин, женщин и детей — были отправленыв Треблинку за короткий период времени и там убиты. В гетто было расстреляно более 10 000 человек. Во время депортации были уничтожены люди из всех больниц и приютов, в том числе детский дом, которым руководил известный педагог Януш Корчак. К 13 сентября в гетто осталось всего 55 000 евреев, и его площадь значительно сократилась. В гетто была основана Организация еврейской борьбы (ZOB, Zydowska Organizacja Bojowa). С 18 по 21 января 1943 г. нацисты осуществили очередную депортацию в Треблинку. На этот раз операция встретила сопротивление со стороны участников  ZOB. Около 6500 евреев были перевезены в Треблинку и около 1000 были убиты на улицах гетто.
19 апреля 1943 года крупные немецкие силы вошли в гетто с целью его ликвидации. ZOB проявила себя при поддержке всего населения гетто. Противостояние длилось 2 недели. 10 000 евреевпогибли или были убиты в гетто. 16 мая 1943 года немцы взорвали великолепную Большую синагогу Варшавы, расположенную на улице Тломацкой. Этим актом они символизировали конец варшавского еврейства. Гетто было полностью уничтожено. См. статью Восстание в Варшавском гетто.

«Когда нацисты взорвали Большую синагогу в Варшаве в 1943 году, для них этот акт символизировал конец существования еврейского народа в польской столице. После выполнения плана гетто и убийств евреев в лагерях смерти целью было уничтожение пространств и артефактов, представляющих их историческую память и их этнокультурную сущность. С масштабным вторжением России на Украину история повторяется: агрессор совершает нападение на человечество, убивая мирных жителей и сравнивая с землей целые города. Преднамеренное уничтожение архитектуры, библиотек, музеев, памятников и произведений искусства, в том числе их разграбление, свидетельствует о намерении агрессора уничтожить память и культурную самобытность подвергшегося нападению народа. Документальный фильм «Стереть нацию», снятый польским журналистом и режиссером-документалистом Томашем Гживачевским, показывает последствия этих российских зверств в Украине с 24 февраля 2022 года. «Действия Путина напоминают действия других диктаторов, таких как Гитлер или Сталин, который пытался лишить оккупированные страны их национальной идентичности, стерев их культуру». Создатели совершают поездку по разным городам Украины, от Донецкой области до Львова, раскрывая душераздирающие истории и конкретные примеры
поврежденного или уничтоженного наследия. В условиях, когда война продолжается, подвергая как население, так и культурные ценности постоянной
опасности, выделяется та активная роль, которую женщины играют в своей работе по защите, сохранению и восстановлению. Как показывают главные герои
документального фильма: директора библиотек, менеджеры музеев, волонтеры и кураторы, они, несмотря ни на что, продолжают свою работу в таких суровых и неопределенных условиях… Очевидно что, украинский народ не может перестать бороться за свою землю, за свою историю, за свою идентичность. «Стереть нацию» показывает нам, как культурное наследие Украины исчезает на наших глазах, но
также и то, что все усилия по его сохранению работают как символ сопротивления и решимости сохранить историческую память и не дать этой памяти исчезнуть. Потому что города без исторической памяти не существует.»

Поделиться
Запись опубликована в рубрике История, Культура, музеи, Протесты и социальные инициативы с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий