В домике, где навечно установлен бальсовый плот Кон-Тики интернационально. Всё переведено на 7 языков — чувствуешь себя не на норвежском музейном полуострове Бюгдёй, а посередине Тихого океана. За время существования музея его посетило более 15 млн человек.
Экспозиция начинается вовсе не с плота Кон-Тики, а с тростниковой лодки Ра II. Великий путешественник Тур Хейрдал рассказывает об этом плавании в самой интересной своей книге. Этот и другие тексты Тура Хейрдала есть в библиотеке Мошкова.
Возможно, этот фотоартефакт специально задуман?
Из книги «Ра»: Образцом для корабля Хеопса послужила папирусная лодка. Именно ей были присущи характерные черты морского судна. Нос и корму делали высокими, изогнутыми вверх, выше чем на ладьях викингов, чтобы судно переваливало через морскую волну и прибой, а не для того, чтобы оно приминало мелкую рябь на реке. Папирусная лодка передала свою форму деревянному кораблю, а не наоборот. И конструкция папирусной лодки уже полностью сложилась к тому времени, когда по велению первых фараонов на стенах гробниц изображали их мифических божественных предков. Причем когда легендарные зачинатели фараонова рода — бог солнца и птицечеловеки — изображены на кораблях, то это не финикийские деревянные корабли, не плоты и не речные плоскодонки, а серповидные папирусные ладьи, форму которых в точности повторили строители корабля Хеопса, вплоть до изгибающегося внутрь высокого ахтерштевня, увенчанного символом цветка папируса…
Не так-то это просто — заготовить 200 — 300 тысяч стеблей, тем более что в это время года уровень воды в Тане высокий, а нам понадобятся стебли длиной около трех метров, значит, их надо срезать под водой. После этого папирус нужно сушить, чтобы не сгнил в снопах. А потом переправить через горы и провезти по Красному морю. В области Суэца из-за военных действий всякое движение прекращено, между тем надо выгрузить легковоспламеняемый папирус на берег в Суэце, чтобы по закрытой дороге везти его обратно к Нилу. И до того как груз прибудет к пирамидам, необходимо разбить лагерь в пустыне и наладить снабжение рабочих и сторожей. Будума из республики Чад, которым предстоит руководить работой, все еще сидят на своих плавучих островах в глухом уголке Центральной Африки. Когда наконец начнется строительство, потребуется немало времени, чтобы из тонких стеблей папируса связать мореходное судно длиной 15, шириной 5 метров. Надо также продумать и организовать доставку готовой лодки в один из портов на атлантическом побережье Африки и спуск на воду. Паруса и снасти, древнеегипетское рулевое устройство, каюта, кувшины с пресной водой и провиантом на старинный лад — тысячи проблем ждали своего решения…
Папирусная лодка в океане, во власти стихий, может стать экспериментальным микромиром, попыткой показать на деле, что люди могут мирно сотрудничать, невзирая на национальность, веру, цвет кожи и политические взгляды, лишь бы каждый понял, что в его же интересах вместе с другими бороться за общее дело…
Мы срослись в семиглавого сиамского близнеца с семью ртами, говорящего на семи языках. На лодке вместе шли не только белый и черный, не только представители коммунистической и капиталистической страны, — мы представляли также крайние противоположности в образовании и уровне жизни…
Модель «Тигриса» — лодки, на которой, как и на лодках Ра, Ра II, вместе с Туром Хейрдалом плавал врач и журналист Юрий Сенкевич, изучавший влияние на человека экстремальных условий.
Вернувшись, Сенкевич сделал две передачи о «Тигрисе»: 1 2 Передачи были с идеологическим оттенком — гораздо меньше, чем о цели и ходе экспедиции, рассказывалось о вкладе «наших специалистов» (куда как меньше про это пишет Хейрдал, уделяющий равное внимание помощи всех стран) и сложных ситуациях, связанных с нахождением в составе экипажа советского гражданина:)
Сенкевич также написал книги о плавании на Тигисе и Ра.
Видно, что флаги стран-участниц экспедиции висят на одном уровне. Тигрис в конце своего плавания оказался в политическом тупике, заплыл в зону военных действий и был сожжен миротворцем Туром Хейрдалом.
На следующей фотографии музейный дворик. Игорь слушает рассказ Хейрдала о плавании.
Снова Игорь:
Награды и книги Тура Хейрдала:
Как ни странно, когда качаешься на волнах на связках папируса и видишь скользящие мимо материки, отчетливо понимаешь, что океан отнюдь не беспределен, и струи, идущие в мае вдоль берегов Африки, через несколько недель достигают берега Америки, принося с собой всю ту дрянь, которая не тонет и не поедается обитателями моря…
За экологию экипаж боролся не только обнаруживая в океане нефтепродукты, но и отслеживая судьбу выбрасываемых после еды консервных банок. Жестянки опережали плавсредство:)
Также команды всех экспедиций Тура, несмотря на избыточные запасы еды, ловили огромное количество морских обитателей. В фильме «Кон-Тики» звучит тезис, что акул убивали в целях самообороны: «прежде чем они нападут на нас». Но в мемуарах Хейрдала описание рыбалки не раз включает описание испытываемого от убийства жертв наслаждения. Упоминаются случаи рыбалки от скуки, ради развлечения. Большая часть добычи выбрасывается обратно в море.
Какую теорию придумал отчаянный норвежец? Зачем он вышел в океан? Жители Мексики и Перу завели множество обычаев, неизвестных другим индейцам, в том числе очень своеобразные. Они придумали делать мальчикам обрезание, как этого требовала религия некоторых древних народов Малой Азии. Они решили, что солнечные жрецы, не имеющие своей бороды, должны носить накладную, как это было принято в Египте. Сколько на небе звезд, однако они ждали, когда над горизонтом появится созвездие Плеяд, чтобы приступить к ежегодным сельскохозяйственным работам. Врачи в Мексике, особенно в Перу, делали операции на черепе, как для лечения переломов, так и в связи с религиозными ритуалами. Ко времени прихода в Америку испанцев это сложнейшее искусство за пределами Нового Света было распространено лишь в ограниченной области от Месопотамии до Марокко и Канарских островов. Не так уж резко отличался и их повседневный быт, несмотря на расстояние, отделяющее Средиземное море от Мексиканского залива. Семейная жизнь и общественный строй государств жреческой диктатуры были в основе -сходны, предметы обихода различались главным образом в деталях. В Мексике и Перу развивалось террасное земледелие средиземноморского типа с применением акведуков, искусственного орошения и животных удобрений, и даже изоляционисты отмечают удивительное сходство мотыг, корзин, серпов и топоров. Тут и там рыбаки вязали одинаковые сети с грузилами и поплавками, плели такие же верши, делали похожие лески и крючки, пользовались одинаковыми лодками. Тут и там у музыкантов, были барабаны, обтянутые кожей с обеих сторон, трубы с мундштуком, флейты, в том числе флейта Пана, кларнеты и всевозможные бубенчики. Сами изоляционисты подчеркивали такие параллели, как состав и организация войска, употребление матерчатых палаток в походе, обычай изображать на щитах узор, указывающий на принадлежность к тому или иному отряду, писали и про -тот факт, что праща, незнакомая индейцам, пересекшим Берингов пролив, но характерная для древних воинов Малой Азии, ВДРУГ появляется как один из главных видов оружия во всей области доинкской культуры. Как диффузионисты, так и изоляционисты говорят о явном сходстве набедренных повязок, мужских плащей, женских тог с поясом и застежкой на плече, сандалий, из кожи и веревки. Похожи броши, металлические зеркала, пинцеты, гребни, способы татуировки; опахала, зонты и паланкины для знатных лиц; деревянные подголовники; безмены и равноплечие весы; игральные кости и шашки; ходули и юла. Бездна параллелей в узорах и мотивах искусства… Словом, не так велико отличие между тем, что создали народы Малой Азии и Египта, когда в Европе еще царило варварство, и тем, что застали испанцы, когда через несколько тысяч лет пришли в Америку. Пришли под знаком креста, чтобы принести новую религию из Малой Азии индейцам, которые жили на другом конце океанского течения и поклонялись Солнцу. Обо всем этом мы размышляли и беседовали в океане, пока наша собственная папирусная лодка все ближе подходила к тропической Америке, влекомая как раз тем же течением. Лодка, которая, быть может, являла собой одну из самых примечательных параллелей.
В текстах Хейрдала часто встречается идея о том, что открытие Америки времен Колумба было больше воспоминанием. Словно связь между континентами прервалась из-за деградации еврообщества. Что, в свою очередь, привело к гибели цивилизаций Америки. Денис Абсентис также пишет о деградации христианских обществ. Между тем религии живут и по сей день. Что, конечно, странно.
Музей демонстрирует папку с благодарственными письмами руководителей государств. Страница с Фиделем Кастро. Она, словно странный родственник, последняя в коллекции. Может, кто-то не долистает до конца:)
…мы преуспели потому, что плыли в океане, а не на карте…
Карта течений и основное доказательство контактов между Южной Америкой и Полинезией — батат. Несмотря на огромное количество доказательств взаимосвязей теория Хейрдала до сих пор не признана многими учёными. Которые никогда не плавали по океанам.
Зал Кон-Тики:
Плоты и лодки Хейрдала очень крупные, они не производят впечатление готовых мгновенно утонуть. Книги же говорят о том, что современники путешественников опасались подбного исхода экспедиций.
Кон-Тики выставляется в двух залах сразу — надводный зал, который перед вами, связан с подводным — в нём замершие акулы и рыбки, сетка водолаза, водоросли и ракушки. Впечатление нижний зал производит печальное.
Тростниковая корзинка — дом для экспедиции Кон-Тики (дом Кнута Хаугланда, Бенгта Даниельссона, Тура Хейрдала, Эрика Хессельберга, Турстейна Робю и Германа Ватцингера). Плот пересек Тихий океан.
В корзинке мерцает свет — словно луна освещает плот, поднывшийся на гребне волны.
Более, чем организаторы экспедиций и всякие отважные герои, штурмующие — Ведь герой обязательно должен штурмовать неведомые горы, крутые торосы, заснеженные перевалы? — в общем более, чем герои, встающие на пути стихии, всегда более впечатляют люди, которые ведут фото и видеосъемку. Герой добывает себе медали и славу. А документалисты пишут всемирную историю.
Эрик уложил в свой ящик несколько рулонов бумаги для рисования и гитару. Места больше не было, и ему пришлось засунуть свои носки в ящик Турстейна…
Моаи с острова Пасхи (найденные в 55-56 годах) напоминают о родине — путин большой и путин малый.
На этом плакате в русском тексте орфографическая ошибка:)
Книга Аку-Аку
Маленький кинозал в музее:
Крошечная 30 метровая «пещера» с острова Пасхи знакомит посетителей с птицечеловеками.
«В поисках рая»: Один из самых полезных уроков, которые мне преподала жизнь, заключается в том, что человек остается человеком, будь он
норвежец, полинезиец, американец, итальянец или русский, когда и где бы он ни жил — в каменном или атомном веке, под пальмами или у кромки ледника. Добро и зло, отвага и страх, ум и глупость не признают географических границ, они есть в каждом человеке… Все мы люди, об этом надо помнить и стремиться к дружбе, взаимопониманию и сотрудничеству, чтобы человечество могло выжить на нашей маленькой планете, исправляя все, что было испорчено в веках из-за недостатка знаний и уважения к ближнему…
PDF макет русско-японско-китайской книжки о музее.
Сайт музея (русифицированный)
Фильм о Кон-Тики, в 1951 году получивший «Оскара»
Статья Ольги Деркач и Владислава Быкова о Кон-Тики «Самый знаменитый плот»
Прошли годы и 28-летний внук Тура, Улаф Хейрдал, как и многие другие исследователи до него, прошел по дедулиным следам на бальсовом плоте «Тангароа» — к сожалению, экспедиция уже не была интернациональной.
Когда вместе сидишь под звездами и знаешь, что вместе пойдешь ко дну или поплывешь дальше, терпимое отношение к взглядам другого дается куда легче, чем когда сидишь по разные стороны границы и, уткнув нос в газету или телеэкран, заглатываешь тщательно причесанные фразы.