Заметки путешественника Анатолия Арамисова о Бергене.

С утра разбудил голос Георгия Пилипенко. Круизных дел спитчмейстер по судовому радио негромко проговорил: — А сейчас мы проплаваем под мостом через фьорд… Меня как пружиной подбросило с постели! Эх, я раньше о мостах через фьорды ничего не слышал! Быстро, быстро, быстро!… Спортивный костюм, сандалии на босу ногу — вперед, на палубу! Да! Точно, вот огромный, длинный мост, что остался за кормой. Он уже почти скрывался за поворотом

Вход в бухту Бергена
Щелкнув пару раз затвором фотоаппарата, я пошел на нос. И сразу увидел — мы приближаемся к Бергену. Город дождей, как написано в многочисленных туристических справочниках. Но пока только тучи бродят над бухтой, но не очень темные, что дает надежду на то, что наше везение с погодой продолжится. «Ван Гог» подходит к берегу.
Швартовка
И вот теплоход делает разворот, и кормой пятится к причалу. Медленно, осторожно, чтобы не задеть вот этот красный корабль.

Музей Эдварда Грига

Берген
Экскурсионный автобус провозит нас по улочкам города. Потом берет курс на юг — к дому-музею композитора Эдварда Грига. По пути останавливаемся на возвышенности, фотографируем Берген. В музее — интересный рассказ о композиторе. Фотографировать нельзя, делаю только снимок дома, где жил Григ. Он называл его «Тролльхауген». Здесь, в могиле, вырубленной в скале, находится прах композитора и его жены Нины.
Памятник Григу
Эдвард Григ.

От таких людей, как он, наверняка исходит невидимое человеческому глазу сияние. Когда мы ехали по серпантину к стене троллей, водитель автобуса включил музыку великого норвежского композитора. И мир — изменился. Быть может, эта музыка была написана после одной из многочисленных поездок Грига по фьордам, после того, как он в задумчивости стоял на вершине утеса, молча вглядываясь в темно-изумрудную водную гладь? Не знаю… не знаю…

Величественные ноты бабочками порхали по салону нашего автобуса, отражались от стекол, и впитывались рецепторами душ вместе с визуальным восприятием тех удивительных пейзажей, что менялись каждую минуту. Это был один из самых запоминающихся моментов всего круиза «Королева фьордов».

Берген

Центральная улица Бергена
Итак, Берген…

Как мало времени было для его осмотра… Возвратились на теплоход, быстренько перекусили и, не поднимаясь в каюту, — в город! На всё-про всё — три с половиной часа. Куда идти? Конечно же, в первую очередь на центральную улицу — Galleriet. Кого тут только не увидишь! Вот наши ребята из России, музыканты. На брусчатке, подогнув под себя ноги, сидит явный любитель нирваны… В центре главной улицы стоит памятник жителям города, всем слоям населения, я так понял.

На горе возвышается собор. Это церковь Святой Марии. Идем туда, быть может повезет, она открыта? Нет, увы… Но поднимались не зря. Отсюда открывается неплохой вид на город.

А погода — все лучше и лучше! Уже пропали хмурые тучи, солнце все чаще выглядывает из-за белых облаков. Я читал притчу-полуанекдот про дожди Бергена. Один иностранец, приехва в город, спустя некоторое время раздраженно спросил у проходящего мимо мальчика:

— Когда же у вас светит солнце?

— Не знаю, мне только двенадцать лет… — последовал такой ответ.

Куда теперь? Время катастофически уползает из-под наших туристических ног, игриво покалывает сознание иголочками торопливости: «быстрее… быстрее… теплоход ждать никого не станет…»

В известный Аквариум, где собрано огромное количество разных обитателей океана? Нет, на него надо по-хорошему потратить весь день!

Гора Ульрикен? Подняться туда на фуникулере? Отпадает. Проезжая мимо касс, мы видели огромную очередь длинной метров семьдесят. Стоять час минимум.

Остается два известнейших места: знаменитый бергенский рынок и Ганзейская набережная, внесенная ЮНЕСКО в список мировых культурных ценностей.

Шагаем. Мимо памятника Ибсену, что стоит перед его театром.

Пока мы ходили к церкви, место в центре Galleriet занял новый музыкальный коллектив. Рядом художник рисует портреты. Очень похоже на оригинал, скажу я вам…

Людвиг Холберг и его знаменитый роман

Памятник Холбергу
Памятник Людвигу Холбергу, известному драматургу и историку.

Написал более трех десятков комедий, некоторые из них так сильно не понравились властям, что они закрыли его театр. Знаменитой вещью Людвига была «Путешествие Нильса Клима в подземный мир». Он выпустил эту книгу за рубежом, чтобы избежать мгновенных репрессий со стороны датских властей, контролирующих в то время город Берген и его окрестности. Так что наш Александр Солженицин впоследствие только повторил шаг норвежского писателя.
Дабы не утомлять вас, мои дорогие читатели, подробным пересказом, напишу о ней вкратце.

Главный герой, бергенский студент Нильс Клим проваливается в пещеру. Очень глубокую. Падает долго. Пока не достигает центра Земли. И вот там он сталкивается с разными мирами, странами. В каждой стране — своя утопия. Где-то все поставлено с ног на голову. Есть сверхабсурдный мир. А есть сверхправильный, нормальный, идеальный. И Клим попадает в такую страну Разумных, которая называется Накир. Там живут серьезные, трезвомыслящие, проницательные, высокоморальные люди. Ну просто не страна, а Мечта! И вдруг…

Нильс Клим, пожив немного в этой стране, ощутил смертельную тоску. Скука замучила его. Почему? Как так?? Он стал размышлять над причинами и пришел к неожиданному и парадоксальному выводу: не хватает дураков и дур!! Вот что говорит Людвиг Хольберг устами главного героя: «Я предполагал, что глупость — это недостаток, ошибка природы, но теперь мне не кажется слишком разумным полностью исключить глупость из устройства государства».

О как.

Понимаете? Скучно без них! И не только в государстве. В любом коллективе. На любом сайте без них случилась бы смертельная тоска. Уж вам, уважаемые мои читатели, это Людвиг Холберг подтвердил бы непременно. Видите, какой умный взгляд у него, хотя статуя позеленела от времени? Верьте писателю…

Так что главный герой стремительно умчался из страны Разумных и окунулся в мир приключений. Его преследуют обезьяны, судят птицы, приковывают к веслам на галере, но он освобождается, участвует в войнах, выигрывает сражения и становится императором Нильсом Великим.

Кстати, роман имел воздействие на самого фюрера, который очень интересовался мистикой. Адольф Гитлер отправлял своих истинных арийцев не только на поиски Шамбалы, но и в район Бергена, поискать пещеру, красочно описанную Людвигом Холбергом.

Не нашли. В такие места проваливаются только случайно, как не понимал фюрер, я не знаю…

Бергенский рынок

Рыба Бергена
Так-с, я немного отвлекся, да простят мне это мои дорогие читатели… О чем это я вел рассказ? А… да, вспомнил… мы шли к знаменитому рынку на набережной. Уже издали была видна та оживленно-праздничная суета, что непременно присутствует в подобных местах.

Мать чесная!

Чего там только нет!? И главная изюминка бергенского рынка — рыба. Всякая. Большая и малая, копченая, вяленая, соленая, свежая, ну и еще много-всяко-разная. Тут ее можно купить и сразу сьесть за столиками кафешек. Много сувениров, ягод. А какая здесь вишня!! Это не вишня, дорогие читатели, а просто поэма. Крупные сочные ягоды — такие вкусные, что нет слов описать! Короче — кто не ел бергенскую вишню, тот не полностью познал все прелести земного бытия. Если я попаду в рай, то обязательно попрошу у Всевышнего, чтобы тот приказал ангелам доставлять мне на завтрак вишню с бергенского рынка. Ну и, чтобы не терять даром время, каждой твари по паре с этой фотографии — на обед.

Ганзейская набережная

Сказочные домики
Прикупив кое-что с данного замечательного местечка, мы направились к Ганзейской набережной.

— Ах! — воскликнула жена, увидев эти сказочные разноцветные домики.

Впечатление такое, что там, на втором этаже, вот вот распахнуться оконные створки, высунуться головы гномиков или троллей и они спросят: «Как жизнь, дамы и господа? Выпить принесли?»

Мы медленно идем вдоль домиков. На первых этажах — магазины сувениров, кафе. Снова с удовольствием тратим деньги — как же не привезти из Норвегии вещичек на память?

Потом идем внутрь, по узким улочкам, вымощенными деревянными мостовыми. Класс! Но впечатление несколько смазывает неограниченный контингент немецких туристов, высадившийся с огромного круизного лайнера. Я много раз вскидываю фотоаппарат, чтобы запечатлеть красоты деревянного зодчества, но каждый раз из-за угла вылетает очередная рота бывших ветеранов СС.

Ну лет по 75-85 туристам многим, точно говорю! А может и все 90. Деревянная мостовая прогибается под их шаркающими шагами, ее уже не видно совсем… В голову приходит сверхстранная мысль — а вдруг среди них есть кто-то из тех, кого фюрер посылал искать пещеру Людвига? Спохватившись, осаживаю себя: «Ты, голубчик, наверное, райской вишни переел…»

Так кадры и не получились. Снова ироничными иголочками покалывало время: «… тик так… побыстрее… побыстрее…» Поэтому поставлю сюда фотографии с инета, где нет ветеранов вермах… пардон, просто хороших немецких туристов.

И только, изловчившись, на «излете» ухватил совершенно свободное от народа деревянное зодчество.

Памятник Олле Буллю
Мы идем к остановке нашего автобуса, что курсирует между причалом и центром города. Недалеко от нее фонтан, а над ним -памятник знаменитому норвежскому скрипачу Оле Буллю (Ole Bull), непревзойденному мастеру стаккато.

Он был на дружеской ноге с самим Паганини, по его совету поехал завоевывать Париж, где чуть не умер с голода. Отчаявшись, решил покончить с собой и бросился в Сену. Но был благополучно спасен местными клошарами, а одна богатая женщина, видевшая все это своими глазами, взяла его на поруки, под покровительство, в общем. И — талант расцвел! Оле Булль завоевал своей скрипкой сердца поклонников музыки всей Европы и США. Своим произведениям он давал вычурные названия. Например, каприччио — «Бык, съеденный тигром». Каково? Вот фантазия, я понимаю! Я бы послушал, ей Богу…

Родился скрипач в Бергене, здесь же и умер.

Лица

Лица. Девочка с телефоном
Садимся на скамеечке напротив памятника, ждем автобус. Возле фонтана играют дети, фотографируются туристы. Я достаю из широких штан… (тьфу, чего это меня с утра на классику тянет? верно влияние творческой атмосферы дома музея Грига, не иначе…)

длиннофокусный объектив и начинаю фотозлодействовать…

Лица.

Они такие разные. Мы сегодня уплываем из Норвегии и я хочу запечатлеть, легонько перенести норвежцев в несмываемую память моей зеркалки и ноутбука…

Великолепная страна. Интересные люди. Они бесхитростные и честные. Талантливые и трудолюбивые. Быть может, если следовать теории героя Нильса Клима, имеют небольшой недостаток в сравнении с нашей Россией. Здесь, по моему мнению, побольше процент людей из Разумной страны. Поэтому Норвегию уже пятый год подряд признают самой лучшей страной для проживания. Больше нечего сказать…

Лица…

Мосты через фьорды

Мост первый

Всё.

Пора ехать на теплоход. Когда при отплытии в каждой каюте и по всем палубам разносится знакомая мелодия, что каждый раз символизирует прощание «Ван Гога» с портом, становится немного грустно. Норвегия, прекрасная Норвегия, ты скоро останешься за кормой…

Мы стоим на седьмой палубе и смотрим на вечерний, прекрасный Берген. Теплоход заворачивает влево, над нами проплывает знакомый мост, сейчас он весь в огнях, какой-то другой, строго-торжественный, словно надевший черный смокинг, более красивый в лучах ускользающего за горизонт солнца.

Снова на капитанском мостике дают «лево руля» и мы проходим под другим мостом, перекинувшимся с одного берега фьорда на другой.

Огоньки на холмах тускнеют, ночь вступает в свои законные права.

До свидания, Норвегия! Наша Норвегия…

Содержание: Часть 1 · Часть 2 · Часть 3 · Часть 4 · Часть 5 · Часть 6 · Часть 7 · Часть 8 · Часть 9 ·

оригинал записи

Поделиться
Запись опубликована в рубрике Путешествия и прогулки с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий