Вики-статья: Лже-Маргарет

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Молодая женщина в норвежском костюме

Лже-Маргарет — подлинное имя неизвестно, (ок. 1260 — 1301 г.) — самозванка, выдававшая себя за Маргарет Норвежскую Деву, королеву шотландцев. Казнена.

Предыстория

Основная статья: Маргарет Норвежская Дева

Принцесса Маргарет была дочерью норвежского короля Эйрика Магнуссона и Маргариты, дочери шотландского короля Александра. Она родилась, вероятно, в апреле 1283 года. Считается, что королева Маргарита умерла при родах, и король сам вынужден был воспитывать дочь, однако источники сильно расходятся в этом вопросе. Несомненно, что юная Маргарет очень рано лишилась матери, и отец вынужден был воспитывать её сам.

Ребенку исполнилось два года, когда погиб, упав с лошади в темноте её дед, король Шотландии Александр III. Его жена, королева Иоланда де Дре, осталась беременной, однако же родила мёртвого ребёнка (по другим сведениям, беременность оказалась ложной), и в Шотландии началась борьба за власть.

В конце концов, противоборствующие партии сошлись на том, что править страной должна внучка Александра — Маргарет, а так как двухлетняя девочка не в состоянии была это делать сама, до её совершеннолетия назначался регентский совет из шести высших вельмож.

Далеко идущий план предусматривал также соединение Англии и Шотландии через брак Маргарет с принцем Эдуардом, будущим королём Англии.

Однако же ничто из задуманного не воплотилось в жизнь. Маргарет, Норвежская Дева, как её называли в Шотландии, умерла по пути в своё королевство. Тело её было возвращено на родину и похоронено рядом с матерью в Церкви Христа. Смерть шестилетней королевы послужила началом бурной череды междоусобиц и борьбы за власть в Шотландии и в конечном итоге серии войн за независимость страны.

Появление

Смерть малолетней королевы вдали, где-то в пути, на Оркнейских островах, отсутствие официальных объяснений — чем она болела, как умерла, отсутствие свидетелей — всё это вызвало пересуды и слухи и, конечно же, готовило почву для самозванки, не преминувшей вскоре явиться.

В дальнейшем отец Маргариты, король Эйрик, женился вторично на Изабелле Брюс, также представительнице шотландского королевского дома. Она умерла в 1299 году, оставив после себя дочь Ингеборг. В том же году он скончался и на троне оказался его брат Хакон.

В следующем 1300 году в Бергене появляется неизвестная женщина, выдающая себя за Маргарет Норвежскую Деву. Она прибыла на корабле из Любека, Германия, вместе со своим мужем-немцем.

История её мнимой смерти и «воскрешения» выглядит следующим образом. Маргарет на пути в Шотландию сопровождала фрейлина двора фру Ингеборг Эрлингсдаттер, её муж Тор Хаконсон и норвежский епископ Андфинн. Претендентка уверяла, что некие шотландцы, заинтересованные в том, чтобы трон достался их ставленнику, подкупили её сопровождающих, и во время стоянки на Оркнейских островах было объявлено о болезни, а затем о смерти принцессы. На деле «шотландцы» отвезли её в Германию, где она благополучно вышла замуж и ныне требовала для себя прав на шотландскую и норвежскую короны.

Краткая запись о самозванке содержится в Исландской Хронике за 1300 г.

Год 1300 от Р. Х. Затем появилась немка, назвавшаяся дочерью короля Эйрика и Маргариты, дочери короля Шотландии Александра III, и утверждавшая, что ее продала фру Ингеборг Эрлингсдаттер. Обручение <Ингеборг>, дочери короля Эйрика, с Иоанном Магнуссоном, ярлом Оркнейским.

Нет сомнений, что речь шла о самозванке. По сохранившимся письмам епископа Бергена, ей было на вид около 40 лет, в пепельных волосах претендентки просвечивала седина. Принцессе, останься она жива, исполнилось бы в этом году 17.

Процесс и казнь

Король Хакон немедленно приказал арестовать самозванку и тщательно расследовать её происхождение и реальные цели. К сожалению, следственные документы до нас не дошли, как, впрочем, не дошло и подлинное имя Лже-Маргарет. Известно только, что ее поддержали мелкие дворяне и часть духовенства, но вельможи двора предпочли остаться в стороне от авантюры с более чем сомнительными шансами на успех. Впрочем, Мунк, пытавшийся реконструировать историю Лже-Маргарет, предполагает, что за ее спиной стояли куда более серьёзные силы, вероятно, дворянские верхи, недовольные самовластием короля Хакона, и немецкие купцы. Называет он и имя — Аудун Хуглейксон. Этот королевский юрист, представлявший Эйрика при нескольких иностранных дворах, оказался замешанным в заговоре против Хакона, однако же был помилован, дав клятвенное обещание больше никогда не выступать против короля. Возможно, считает Мунк, мятежный вельможа отнюдь не оставил своих намерений. В противном случае, считает он, невероятно предположить, чтобы самозванка на свой страх и риск явилась в чужую страну требовать для себя короны.

Строго говоря, Хакону нечего было опасаться, по закону о престолонаследии он, как старший, имел преимущество перед дочерью короля (даже если предположить, что она осталась бы жива). Другое дело, что потенциальные инсургенты могли проигнорировать закон о престолонаследии и возвести на трон ту, которая оказалась бы орудием в их руках. С этой точки зрения Лже-Маргарет, иностранка, авантюристка, имела явное преимущество перед законной королевской дочерью Ингеборг.

Так или иначе, несомненно, что Лже-Маргарет и ее муж были арестованы и находились под следствием до Рождества следующего, 1301 года. Королевский суд приговорил её к сожжению на костре как самозванку, ее мужа — к обезглавливанию. Вновь сошлемся на свидетельство Исландской Хроники:

Год 1301 от Р. Х. Затем указанная женщина, назвавшая себя дочерью короля Эйрика, была сожжена, а ее муж обезглавлен.

В январе 1302 г., менее чем через месяц после казни самозванки, был повешен Аудун Хуглейксон. Мунк считает, что он был казнен как вдохновитель неудавшегося переворота.

18 годами позже в Исландской Хронике появляется запись, в которой речь снова идёт о Лже-Маргарет:

Год 1319 от Р. Х. Смерть Хафлиди Стейнссона, священника из Брейдаболстада. Названный священник служил здесь [в Бергене] при дворе короля Эйрика и присутствовал при отправке в Шотландию дочери короля; о чем свидетельствовала она сама, перед тем как была сожжена в Нордессе. «Когда меня, — сказала она, — провожали в Шотландию, я прошла через эти самые ворота. Здесь была в то время высокая Церковь Апостольская, а исландский священник по имени Хафлиди служил моему отцу. Когда хор закончил свою песнь, он возгласил „Veni Creator“, и гимн закончился к тот самый момент, когда я взошла на корабль». Тому свидетелем сам Хафлиди, такими словами он передавал ее последние речи перед сожжением в Нордессе.

Святая Маргарита-мученица. Витраж из Базилики Св. Николая

Церковь Св. Маргариты в Бергене

После сожжения Лже-Маргарет в Бергене возник и не менее сотни лет упорно держался культ святой мученицы Маргариты, дочери короля. Несмотря на запрещение епископа, люди упорно тянулись на место казни, чтобы поклониться её праху. 60 лет спустя на этом месте была выстроена церковь, вероятно, срубленная из дерева. Церковь быстро богатела, наследуя имущество по многочисленным купеческим завещаниям (последнее из которых датировано 1515 годом). Службы в ней шли до времени Реформации, когда среди прочих католических церквей Margarettkirchen, церковь Св. Маргариты-мученицы, была разрушена до основания.

Последним стоит привести письмо епископа Аудфинна, сопровождавшего настоящую Маргарет в Шотландию, и позже пытавшегося запретить культ мученицы Маргариты:

1 февраля, 1320 г., Берген

Против паломничества в Нордес, к церкви Св. Маритты.

Всем друзьям Господа ныне здравствующим и тем, кому родиться надлежит, читающим и слушающим это письмо, от Аудфинна, милостию Божией епископа Бергена, святое благословение.

Мудрейшие люди земли нашей ставят нам в упрек, что мы попускаем столь великому количеству безумцев быть вовлеченному в <паломничество> столь нелепое, и указуют, что долг наш наставлять паству истинной вере, в то время как вы поверяете свои надежды и упования этому дьявольскому отродью. Со стыдом мы вынуждены лицезреть как эту женщину, словно святую мученицу господню, облекают покровом святости и поклоняются ей, в суетности своей забыв о том, что она была схвачена и казнена за предательство. Воистину, она звала себя дочерью и наследницей блаженной памяти короля Норвегии и повелителя нашего Эйрика, но явлены были её лицемерие и ложь, и по приговору лучших людей Норвегии она была сожжена у столба, в Нордессе, где преступников казнят смертью.

Да познают правду все чистые сердцем, и да будет мне порукой имя Господне, что она не была дочерью короля Эйрика и королевы Маргариты, ибо родилась на двадцать лет ранее того дня, когда король Эйрик праздновал свою свадьбу с королевой Маргаритой. Было ему тогда 13 зим, и посему не мог король Эйрик быть отцом женщины столь старой. И не было у него других детей, кроме той дочери от королевы Маргариты, что повинуясь отцовской воле, отплыла в Шотландию и умерла по прибытии на Оркнейские острова, на руках епископа Наве, в присутствии многих из лучших людей Норвегии, что сопровождали ее из самой Норвегии по приказу ее отца.

И когда Господь принял ее душу, указанные епископ и рыцарь Тор и другие также привезли ее тело в Берген, где ее отец приказал открыть гроб и лицезрел свою дочь и удостоверился, что это была она. И приказал похоронить ее рядом с королевой Маргаритой в каменном склепе у северной стены под хорами.

Но некоторые из духовных лиц притворились, будто узнали в указанной женщине, приехавшей в Берген из Любека, что в Германии, седовласой, с белой головой, <подлинную принцессу Маргарет>. И посему не можем мы далее терпеть эту жалкую ложь и, как было указано ранее, молчанием своим поощрять молитвы, возносимые словно святой этой женщине, сожжённой в Нордессе. Приказываем, чтобы отныне церковь эта называлась именем Св.Михаила, судии грехов моих и ваших. Именем Бога и всех святых запрещаем отныне всем и каждому из вас под угрозой наказания в этой святой церкви молиться указанной жене и славить имя её подношениями, паломничеством и постом. Но если кто-то из вас дерзнет заявить, что именем её совершались чудеса (что не было до сих пор обнаружено), должно ему будет предстать перед нашим судом и судом лучших людей сей страны, дабы мы могли удостовериться в истине или лживости его слов.

Писано в Бергене в канун Сретения в год от Рождества Христова MCCC и ХХ.

Литература

Поделиться
Запись опубликована в рубрике История с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий