Амстердам 2016 — 3: Музей города // Amsterdam 2016 — 3: Amsterdam Museum

15-001Ни в коем случае не хочу сказать, что музей Амстердама плохой — не самый худший в мире — но лично мне совершенно там не понравилось. Аудитория, для которой сделан музей — младшие школьники. Нового настолько мало, что от скуки начинают болеть зубы. И еще больше ухудшает ситуацию плохой дизайн, агрессивный красный выставки «ДНК Амстердама», нарочитая интерактивность, необходимость всё время прикладываться к наполовину неработающим терминалам, нажимать на сломанные кнопки и в результате тратить массу времени на получение общеизвестной информации. Вся эта переломанная «современность» укатана бликующим стеклом, а мало-мальски интересные экспонаты расположены и освещены так, что очень сложно убедить себя обратить на них внимание.

Самое раздражающее — примитивные иконографики на стенах. Весь музей можно было бы поместить внутрь маленькой брошюрки. Не исключаю, что на планете найдутся люди, которых удивит выставка муляжей наркотиков, видео бед-ина Оно-Леннона, кольца с первой гей-свадьбы или велосипедная статистика. Например, туристы из Северной Кореи или пятилетние дети. По поводу бед-ина у меня есть небольшой вопрос. Что, прямо таки ни одной вещи не удалось сохранить? Всё просто выкинули? Только видеозапись и осталась?15-002

Плохое зонирование, множество переходов, полное отсутствие хорошей мультиязычной литературы о городе, бестолковое кафе, отвратительные — хоть и с гетеронейтральной наклейкой — туалеты. Ок, гетеронейтрайльная наклейка — это здорово. Но давайте вернем обратно комнату для пеленания детей, а также детские туалеты, повесим держатели салфеток и — гулять так гулять — просто пригласим сантехников и уборщиков?

И тогда, раз уж в музее есть такая антидискриминационная табличка, и если, конечно, город по какой-то неведомой причине прекратит легальную торговлю телами женщин, детей и животных, на стене, и правда, можно будет написать, что Амстердам — столица свободы. А гей-браки (акцент на слово «браки») и доступные наркотики — это не то что бы не свобода, а даже и совсем наоборот.

15-088

Мне кажется, что в музеях Амстера недостаточно четко высказывается негативное отношение к некоторым принципиально важным моментам. Колониальная политика страны веками строилась на работорговле и — какой уместный в данном случае штамп! — безжалостной эксплуатации стран третьего мира.

Всё богатство сегодняшних Нидерландов, все восторги на тему «Золотого века» танцуют на косточках. Прошлое никуда не спрячешь, но все-таки не особенно приятно слушать рассказы о том, что аборигены были ух-какими охотниками за головами, смелыми торговцами, расчетливыми богачами, щедыми меценатами и лихими моряками. Они были и остаются ух-какими работорговцами.

Логический ряд, выстроенный в финале экспозиции, не очень понятен. В зале Анны Франк, например, рассказывается, что благодаря усердной работе переписчиков населения гитлеровцы смогли уничтожить евреев в Амстердаме. И голландцы теперь сожалеют, что помогали убивать. Вместо того, чтобы больше внимания уделить героям Сопротивления, на стене просто рисуют человечков, чтобы мы могли себе представить, что такое 60 000 убитых.

Во время второй мировой были убиты 104 000 голландских евреев. 60 000 из  них перед депортацией в концлагеря фашисты свозили в здание театра. В 2018 году в здании театра планируется открыть музей Холокоста.

Мне было бы важнее увидеть лица тех, кто противостоял фашизму, представить себе хотя бы одного героя. А так же посмотреть на лица коллаборационалистов — увидеть списки имен, включая имя королевы Вильгельмины, которая молчала о Холокосте.

Мне было бы интересно найти в музее хотя бы что-то про деревню Nieuwlande, все жители которой были признаны праведниками мира. Конечно, если говорить обо всей стране в целом — то да, мемориалов Холокоста много. Но если вы приезжий и не интересуетесь прицельно, самостоятельно не ищете памятники и музеи по городу, вы ничего не заметите. Или не сможете прочесть табличку на нидерландском языке.

Один из монументов, связанных с гестапо и конвейером смерти. Дети пробегали мимо и монумент случайно попал в кадр. Дома, погуглив нидерландскую надпись, я смогла понять, что это означает.

07-007

Eigenschappen Kunstenaar Pieter Zaanen Straatnaam Kleine Gartmanplantsoen Wijk Centrum Materiaal RVS, Graniet, Metaal Plaatsingsdatum 1992 Gespleten steen waar de twee helften half over elkaar zijn geschoven en aan elkaar bevestigd door roestvrijstalen verankering. Het geheel is geplaatst op een massieve gepolijste metalen poot. Op het onderste deel van de steen is in vergulde letters de volgende tekst aangebracht (ontwerp Richter Roegholt): «misdaad gestraft vrijheid gefnuikt visioen bevochten een open stad» Deze gedenksteen staat op de plaats van het voormalig Huis van Bewaring. Dit gebouw werd tijdens de Duitse bezetting door de SD en Gestapo gebruikt voor politieke gevangenen. Voor velen was dit het eerste station op weg naar concentratiekampen, Duitse gevangenissen en plaatsen waar zij die zich tegen de bezetter te weer stelden ter dood werden gebracht. In 1944 zijn er twee overvallen op dit gebouw gepleegd in een poging hen te bevrijden. De eerste overval ontstond onder leiding van Gerrit Jan van der Veen. De tweede werd geleid door Johannes Post. De architect Pieter Zaanen heeft ook de nieuwe bouw rond het Max Euweplein ontworpen

В следующем зале рассказывалось, что раньше у голландцев были обычные браки — то есть была обычная форма скрытой проституции, а потом они не только легализовали проституцию — читай, торговлю людьми, но и разрешили скрытую проституцию для однополых пар. Молодцы.

А дальше говорится, что наркотики тоже легализовали и это свобода. Что касается легализации наркотиков, то само по себе отсутствие или наличие репрессивной политики никак не сказывается на течении зависимости, которая всегда имеет генетические причины. Без крепкой социальной политики помощи зависимым, к которой стаканчики с метадоном никакого отношения не имеют, общество, легализовавшее наркотики, будет стремительно деградировать.

Что мы, собственно, и наблюдаем уже многие годы в городе Амстердаме, поскольку именно там и сосредоточено наибольшее количество аборигенных и туристических наркоманов. Консервативная нидерландская провинция значительно чище и культурнее.

Амстердам — это вовсе не столица свободы, а город грязи и хаоса, рай для культурно сниженных людей. Я не нашла в городе пока ни одного нормального ресторана с чистой посудой, чистым столом, этичной едой и чистым туалетом (ладно, вообще туалетом — да, во многих кафе его нет, даже руки помыть невозможно) одновременно. И в дорогих, и в дешевых заведениях к предметам было страшно прикасаться, есть надо было на свой страх и риск, а в некоторых кафе было впечатление, что столы шевелятся, а вода на нас смотрит:)

После каждой поездки в Амстердам я долго болею. Собственно, я делаю это и сейчас, 15 апреля, когда пишу эту запись, хотя мы вернулись еще 3 числа. Сразу после самолета мне пришлось посетить бергенскую скорую помощь:) Чистота — первый признак культурного общества, гигиена — единственный способ контроля над заболеваемостью. Амстердам имеет все шансы вернуться ко времени ночного дозора — в эпоху плащей и шляп, городской моды, укрывавшей лицо и одежду от нечистот, выплескивающихся в окна.

Цена билетов в Музей города Амстердама — 12.50 евро для взрослых и — не поверите — 6.50 для детей. В качестве примера хорошего городского музея хочу привести Музей Копенгагена, вход в который — свободный, и где посетители действительно получают много радикально новой, полезной и захватывающей информации — про городское садоводство и зеленую политику, про интеграцию беженцев, про историю города. Тогда, используя материалы выставки музея я написала статью Город-сад.

Фото из Музея Амстердама:

15-003 15-004 15-005 15-006 15-007 15-009 15-010  15-011 15-012 15-013 15-014 15-015 15-016 15-017 15-018 15-019 15-020 15-021 15-022 15-023 15-024 15-025 15-026 15-027 15-028 15-029 15-030 15-031 15-032 15-033 15-034 15-035 15-036 15-037 15-038 15-039 15-040 15-041 15-042 15-043 15-044 15-045 15-046 15-047 15-048 15-049 15-050 15-051 15-052 15-053 15-054 15-055 15-056 15-057 15-058 15-059 15-060 15-061 15-062 15-063 15-064 15-065 15-066 15-067 15-068 15-069 15-070 15-071 15-072 15-073 15-074 15-075 15-076 15-077 15-078 15-079 15-080 15-081 15-082 15-083 15-084 15-085 15-086 15-087 15-089 15-090 15-091 15-092 15-093 15-094 15-095 15-096 15-097 15-098 15-099 15-100 15-101 15-102 15-103 15-104 15-105 15-106 15-107 15-108 15-109 15-110 15-111 15-112 15-113 15-114 15-115 15-116 15-117 15-118 15-119 15-120 15-121 15-122 15-123 15-124 15-125 15-126 15-127 15-128 15-129 15-130 15-131 15-132 15-133 15-134
 

Поделиться
Запись опубликована в рубрике История, Культура, музеи, Путешествия и прогулки с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий