Амстердам 2016 — 7: Шагал // Amsterdam 2016 — 7: Chagall

04-004Одно из самых ярких амстердамских впечатлений — проект «Шедевр» в De Nieuwe Kerk, ежегодная выставка одной картины. Мы увидели «Голгофу» из Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Внучка художника на открытии выставки...

Внучка художника, Мерет Мейер, на открытии выставки

Это очень прозрачная автобиографическая работа. Вознесенский переводил стихотворение Марка Шагала, в котором есть похожее самоощущение: Моя кровать, картина. Я ложусь и засыпаю, погружённый в краски. Но ты, любовь, заснуть мне не даёшь! Ты вечно будишь, словно солнце ночью. Меня тоска земная пробуждает, надежды пробуждают, тормоша, толкаю в бок, не ставшие мазками и даже не натянуты на холст. Я убегаю ввысь, где без меня страдают мои высохшие кисти. Как Иисус, распят я на мольберте. Неужто я окончен? Неужели окончена моя картина? Жизнь сверкает, продолжается, бежит.

Ни одна из найденных в интернете репродукций не передает витражности и контрастности красок «Голгофы». Это большое полотно — почти два на два метра. Картина подвижная, наполненная оптическими эффектами. Персонажи в интенсивном движении, но я не думаю, что можно получить об этом какое-то представление, не увидев оригинал — и так со всеми работами Шагала . Что касается идей, то искусствоведы видят обернувшегося Иуду, грядущую эмиграцию, конфликт религиозных идей, отождествление с распятым. Лодка с Хароном дублируется лодкой с крестом. В сумме получается «Уехать — немного умереть».

9d22f3ba38536195a9bcfa2dae2061e7

В церкви были стенды, рассказывающие про жизненный путь Марка Шагала, показывали черно-белый видеофильм о художнике.

Плакаты выставки были похожи на витражи, как сама «Голгофа» и другие картины Шагала.

04-003

Недавно появился относительно хороший художественный фильм «Малевич-Шагал». Некогда современные и революционные художники возвращаются в пространство культуры сейчас, в качестве безобидных классиков. В Киеве теперь есть улица Малевича, а в Витебске улица Шагала. Улица, которую получил Шагал, раньше называлась улицей Правды. Малевичу улица досталась по причине декоммунизации. Боженко, владевший улицей раньше, будет дожидаться десупрематизации:) С правдой — сложнее.

Шагал дожил до всемирного признания и оставил огромное культурное наследие, которое бегерут его талантливые потомки. Музеи Шагала открыты в Витебске и Ницце. В Витебске проводятся Шагаловские чтения. Шагал остается темой для новостей, на аукционах его картины стоят десятки миллионов. Но самое уникальное — что Шагал не уходит в историю, не теряет своего места в центре, оказывает влияние на развитие современной культуры, на повседневную жизнь самых обычных людей. Сказочный плафон Шагала освещает Парижскую оперы, панно Шагала многократно спасают от разорения Метрополитен, солнечный свет течет через церковные витражи, созданные художником. Выставки работ Шагала проходят постоянно, причем это совершенно разные и неожиданные сочетания работ во многих городах и странах. 04-034

Белла.
Куда мы, Марк?

Художник.
Не знаю… В Германию, в Париж, в Варшаву!
Мне все равно — я душу сохранить хочу.
О, Красный Ангел!
В твоих багряных перьях
Таилось лезвие ножа.
Ты, как мясник, ударил им корову,
Распластанную в небе над домами…
А может, не корова это вовсе? А я?
И распинает Красный Ангел на Голгофе
Меня — безумца и отступника?
Пить, пить хочу… Нещадно палит
Солнце Иерусалима,
Сжигая кожу и надежду.
И кровь течет из ран,
И падший ангел, глумясь и хохоча,
Мне губы смачивает уксусом и желчью.

из пьесы Зиновия Сагалова «Полёты с ангелом» текст, которая была поставлена Сергеем Юрским в Театре Ермоловой.

Поделиться
Запись опубликована в рубрике История, Культура, Путешествия и прогулки с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий