Киев-2016: мурали

МУРАЛЬ, -и, ж. (спец.) — произведение настенного изобразительного
искусства, монументальной живописи. Словарь Ожегова

14-111Граффити — так же как любое изображение — это призыв к обсуждению важной для художника темы. По свойствам граффити может быть похоже на чек-ин, смс, любовное письмо, политическую пропаганду, карикатуру, скабрёзность, рекламу, молитву, крик отчаяния, символический захват территории, общение с трансцендентным, оскорбление, угрозу, жития святых (в том числе святых рэперов). Если отмести вышеперечисленное, в музее граффити останутся по каким-то причинам бессмысленные для нас рисунки и так называемое «просто искусство», которого, как известно, не бывает.

Киевские стены начали покрываться заказными граффити размером со стену — муралями. Жители города перебирают стереотипные мнения о муралях, в любом случае находя повод гордиться своим городом. Уже создана карта kyivmural.com.

Пока киевляне продолжают поиски доказательств собственной уникальности и, одновременно, нормальности, изобретают различные способы походить на развитый мир, оставаясь дикарями, я думаю о том, что же такое картинки на городских стенах и для чего они, собственно, нужны.14-081

Для начала я поговорю с зомби.

Зомби 1: Мурали делают город уникальным

Стены покрывают краской повсеместно. На самом деле мурали обезличивают города, помогая в этом деле корпорациям и прочим солдатам глобализации.

Зомби 2: Мурали показывают, что наш город — современный

Мурали — монументальные изображения — это не то, что хорошо известный, это исключительно древний вид искусства. Если у вас в городе не было муралей, а теперь они появились, это ни в коем случае не означает шаг вперед. Это означает, что в вашем захолустье до сих пор не было даже муралей.

Зомби 3: Мурали — признак свободного общества

Наиболее эффективно муралями пользуются тираны и диктаторы. Легальное монументальное искусство требует соучастия административного ресурса и серьезных капиталовложений. Легальные мурали отличаются от радикальных качеством материалов, за них не убивают, не сажают в тюрьму и не выписывают штрафов. За легальные мурали художника включают в систему потребления и возводят на высокую ступень. Он получает массу бонусов — гонорар, известность, новые заказы, внимание медиа, строчка в биографии, ресурсные контакты и галерейное счастье.14-034

Легальные мурали не опасны для власти. Это малобюджетный способ поддержать статус-кво. Легальные мурали — признак плохого правителя, который цепляется за кресло, вкладывается в государственную пропаганду. Вот почему стенах городов по команде сверху появляется цветная сыпь — симптом капитализма и патриархального разложения. Легальные мурали отучают людей реагировать на свободные голоса улиц.

Зомби 4. Жителям окрестных домов нравится мураль и они согласились на ее изготовление

Есть очень много причин, по которым жители окрестных домов соглашаются на те или иные вещи, смиряются со злом, выбирают т.н. меньшее зло или становятся соучастниками душителей свобод. Нельзя подходить к изображениям в общественном пространстве только с позиции «нравится-не нравится». Кто может решать, где, что и когда должен рисовать свободный художник?

Зомби 5. Мурали делают городскую среду менее агрессивной

Утвержденные патриархальной властью изображения делают город патриархальнее, агрессивнее, консервативнее.

Шаг в сторону от муралей: Граффити в принципе не может сделать городскую среду менее агрессивной, так как оно всегда, а тем более — если оно легально, провоцирует социальный конфликт. Это болезненный метод достижения или профилактики социальных изменений. Граффити не является феминистским искусством — методы и цели граффити далеки от идеалов равноправия. Радикальный феминизм использует не только граффити, но другие, считающиеся более феминистичными виды уличной политики — ярнбомбинг, переименование улиц и памятников, неагрессивные и невандальные инициативы. Исторически среди граффитчиков очень много патриархальных мужчин, часто группы граффитчиков физически конфликтуют за пространство. Существуют страны, в которых граффити преследуется. Но оба уровня взаимодействия (государство-граффитчики, граффитчики-граффитчики) — это мачо-конфликты, которые находятся за рамками феминистского дискурса, за рамками работы над идеями о прогрессивном обществе.

Зомби 6. Искусство выходит из музеев на улицы

Это вопрос о том, что такое искусство, политическое искусство, анархическое искусство, патриархальное искусство, разрешенное искусство. Фестивали, улицы, зоны, галереи, легальные стены нельзя назвать отличным местом для выражения действительно радикальных взглядов. Искусство никогда не заходило с улиц в музеи.

Зомби закончились, и теперь будет что-то вроде основной идеи текста.

Граффити — метод который на протяжении всей человеческой истории эффективно используют маргиналы и мейнстрим, одиночки и сообщества. Мейнстримное граффити, опирающееся на капитал, легитимизирует угнетение людей. Однако есть и хорошие новости. Дорогое граффити — это не самое эффективное граффити. Как говорил киллер Данила, сила в правде.

Помните, как вы читали сказки про драконов? Среднестатистический драконоборец по своей воле или по принуждению, с магическим оружием или без оного, вместе с волшебными помощниками или без таковых, должен был выйти против заведомо непобедимого чудовища и почему-то при этом раскладе наши детские симпатии всегда были на стороне героя. Из-за нашей безресурсности и глупости нам хотелось поддерживать победителя. Про лузеров сказки не пишут, и в детстве мы охотно ставили на главного персонажа, на героя с обложки книги. В реальности не всякий, кто победил на короткой дистанции, оказывается победителем в историческом смысле. Ценность взрослого мира — не победить, а неистово сражаться.

Маргиналии средневековых книг смеялись над трусостью современников, изображая сражения не с драконами, а с улитками. Прежде, чем отважиться выступить против глобального дракона, следовало победить внутреннего дракончика, выбрать жизненные приоритеты.

Не каждый осмелится высказать и отстаивать своё мнение. Не каждый может написать список собственных приоритетов, не говоря уже о том, чтобы написать свои требования на городской стене.

Но что мы думаем про людей, которые решаются на противостояние,  находят способ сделать высказывание громким? Группа художников KIDULT просыпается, наполняет краской огнетушитель и начинает войну с капитализмом, корпорациями, роскошью, неразумным потреблением. Кому-то кажется, что краска, заливающая витрины бутиков, аморальнее крови, которая льется под глобальные бренды, поддерживающие войны, нищету, бесправие? Кто-то назовёт артивиста вандалом и убийцей редких животных?

KIDULT — визуальная черная книга корпораций, художники, заливающие разноцветной кровью пожары потребления и несолидарности, знающие истинное лицо смерти — ваше лицо, лицо всех, кто поддерживает корпорации и войны, кому наплевать на страдания других.

Бой с драконом капитализма — то, за чем мы можем наблюдать, что мы можем поддерживать или вести самостоятельно. Что ты, считающий себя справедливым, будешь делать, когда в твою церковь зайдет  вечный ребенок, что если босой оборванный проповедник вызовет тебя на бой? Что, если на твоём зеркале напишут «Так выглядит дракон. KIDULT»? Откажешься ли ты от обороны своих сомнительных культурных ценностей во имя равенства?

 14-060

P.S.: Пока я писала этот текст, в Киеве появилась еще одна мураль.

Поделиться
Запись опубликована в рубрике Культура, Протесты и социальные инициативы, Путешествия и прогулки с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий