Глава 3,
в которой я осматриваю огромную коллекцию Фредерика Маре, погружаюсь в «Дело района Раваль», иду на демонстрацию против фемицида, изучаю фрески и выставку о женской истории в монастыре Педральбес, оказываюсь в Древнем Риме, а потом в зале, где Колумб разговаривал с Изабеллой и Фердинандом, попадаю под конфетный огонь во время шествия Королей-Магов и узнаю про ежегодную церемонию памяти анархиста Хосе Луис Фасериаса.
4 января 2017 года
С утра я снова поехала в Готический квартал, за пончиком и в музей Фредерика Маре. Конечно, я не ожидала, что коллекция такая огромная. Думаю, что когда Маре выходил из своего дома, торговцы говорили друг другу: «О, вот идёт безумец, который покупает всё». И происходило это примерно так: «Статуя Девы Марии? У меня есть уже двести штук, возьму. Тысячное распятие? Обломки святых? Отнесите ко мне домой. Шкатулка? Еще один веер? Очки? Куклы? Ключи? Весы? Сухой букет? Велосипед? Тарелка? Старая железяка? Курительная трубка? О, мне как раз нужна пятисотая трубка. Вкладыш из спичечного коробка? Бёру всё не глядя. Картины из волос? Ваза? Трость? Картинка со скелетом? Мятая бумажка?
Интересно, какое политическое или личное событие стало причиной возникновения такой сильной и бессистемной страсти к коллекционированию у Фредерика Маре, во имя какой прекрасной музы создавался храм эволюции предметов быта и религии.
Визуальный тур, предлагаемый на сайте музея и книга-гид не отражают ни масштаба, ни красочности коллекции. Лучшие экспонаты вы можете увидеть в галереях. Первая галерея — это коллекция религиозной средневековой скульптуры. Распятия, Марии с младенцами, Святые:
Вторая и третьи галереи — религиозная европейская средневековая скульптура, утварь, вышивка, живопись, римская скульптура, искусство иберов.
В четвертой фотогалерее — европейская религиозная скульптура 17-18 века, фигурки для религиозных вертепов, коллекции предметов быта 18-19 века: кованые изделия (ключи, утюги, замки, гвозди, ручки), предметы культа Чёрной Девы Монсерратской, оружие (шпаги, сабли, пистолеты, арбалеты, доспехи), женская коллекция (веера, сумочки, шпильки, гребни для волос, вишивка бисером, ювелирные украшения, эгреты — заколки для пера, бутоньерки и портбукеты — для цветов, баночки для духов, украшения и картины из волос).
В пятой галерее — коллекции ножниц, вееров, гребней для волос, восточных диковинок, картинок, фотографий, вкладышей, этикеток, билетов, карт, курительных трубок и табакерок, пепельниц, очков и очешников, моноклей и пенсне, биноклей, сигар, тростей, весов, искусственных букетов, фотографий и фотоаппаратов, часов, вышивок, ваз,тарелок, предметов иудейского и христианского культа, фигурок для танца смерти, ножей, солдатиков, кукол. Здесь же кабинет скульптора Маре, его заклеенный дорожными наклейками чемодан и некоторые его работы.
Коллекционирование и описание собранного вытеснило из жизни Маре все прочие смыслы, включая творчество. Конечно, он был знаменит и загромождал своими работами город, но это безжизненные скульптуры, которые вряд ли были бы востребованы при иных исторических обстоятельствах и скоро будут сметены временем.
А всё потому, что Дон Кихот, на которого Маре был фенотипически очень похож, не может соскальзывать с Росинанта и заниматься захватывающим собиранием одуванчиков и подков. Он не может атаковать великанов походя, едва отвлекаясь от спора с торгашами, и вместо того, чтобы воспевать прекрасных дам, собирать их веера. Или это только стереотипы, идеализирующие творца?
После музея Маре я, опять же, по совету главного эксперта по маргинальной Барселоне Катерины Бахреньковой, пошла в район Раваль, на каррер Аурора, чтобы посмотреть народный парк, созданный совсем недавно.
5 октября 2013 на калле Аурора полицейские убили Хуана Андреса Бенитеса. После многочисленных экспертиз было выявлено, что причиной смерти была сердечная недостаточность, вызванная травмами на фоне порока сердца и недавнего употребления кокаина — в рамках, не преследуемых по закону и незначительных по мнению экспертов. Множественные черепно-мозговые травмы, выбитые зубы, переломы костей, ранения мягких тканей головы, рук, ног, туловища, желудок, полный крови (из-за травм лица) были последствием действий полиции. Когда Бенитеса увезли в больницу, на земле осталась большая лужа крови. Полицейские вылили бутылку воды, чтобы смыть кровь и таким образом запутать следствие.
Общественность начала еженедельные протесты и не позволила убийцам уйти от ответственности. 14 декабря 2013 года, люди собрались на каррер Аурора, чтобы нарисовать большую уличную фреску. Это был еще один способ потребовать справедливости. Тогда были созданы картины на синем фоне на наружной стороне забора, нарисован Бенитес и символ района Раваль, огромный Кот. Общей темой фрески была важность общественного контроля за действиями полиции.
В первую годовщину смерти Бенитеса Ассамблея района Раваль решила захватить участок земли на улице Аурора и устроить мемориал «Агора Хуан Андрес Бенитес» и не позволить как-то иначе использовать землю района, кроме как для уже живущего в нём сообщества.
Люди убрали мусор, покрасили стены, построили деревянный домик, принесли мебель и цветы, устраивали концерты и собрания, выращивали на захваченной территории овощи и цветы. Это символично обозначало, что жители взяли район под свой контроль.
Группа Super Spanish Combo написала к первой годовщине смерти Хуана Андреса песню «Mataron a Juan Andres» — о тос, что Хуан Андрес стал жертвой злоупотребления коррумпированной полиции, что он кричал и звал о помощи, что полиция требовала соседей скрывать доказательства преступления. В песне упоминается исчезновение 43 студентов, которые стали жертвами мексиканской полиции в 2014 году.
Клип снят позднее и в нем показана каррер Аурора, место убийства, мемориальная фреска, захваченная в память о Бенитесе земля, жизнь района Раваль, но самое главное — активисты, жители, которые выступили против полицейского насилия и потребовали справедливого расследования. Через 33 месяца граждане добились того, что убийцы были осуждены. Шестеро получили в общей сложности 11 лет лишения свободы за убийство по неосторожности и преступления против нравственности. То есть по два года каждый. Еще двое были признаны создававшими препятствия для следствия. Виновные должны выплатить сестре погибшего штраф размером 200 000 евро. Граждане недовольны такими итогами дела и продолжают протесты.
Отдельная статья про дело Бенитеса для Радио Свобода: Что на заборе написано
На калле Аурора мы встретились с Матрёной и пошли искать книжный анархистский магазин El Lokal, который находится недалеко от каррер Аурора. Вы можете увидеть фотографии Эль Локаль, а также протесты, которые связаны с сообществом этого магазина в двух фб группах: EL LOKAL. ASSOCIACIÓ CULTURAL EL RAVAL, El Lokal Raval.
Магазин занимает небольшое помещение, книги там на самые актуальные темы, в том числе про гендерный вопрос, всё на испанском и каталанском. Много переводов мировой анархолитературы разных времен и народов. Самиздат разных форматов (целая коробка журнальчиков A6, весёлый формат). Много футболок и балахонов. Меня впечатлила футболка против корриды:
Мы пошли в вегетарианское кафе Вегеталия, чтобы подкрепиться перед вечерней феминистской акцией.
Никогда не знаешь, когда произойдет очередное чудо. Когда мы торопились на акцию, Yolanda Bretó Martínez и Alexis Bass как раз выступали в метро. Иоланда играла на кахоне и пела, Алексис играл на гитаре. Я купила диск с альбомом «Canela en Drama» и позже нашла видео на ютубе, с той же самой песней, в метро.
История возникновения кахона — музыкального ящика — это история борьбы с рабством, которая переплетается с современными идеями о свободе, независимости и правах человека. Испанские колониальные власти запрещали африканцам, попавшим в Перу, играть на барабанах. Поэтому рабы играли на ящиках. Позже стенки кахона стали изготавливать из разных материалов, внутрь добавили струны. Кахоны покорили Латинскую Америку, стали частью испанской культуры. Вот один бесчисленных примеров воровства и эксплуатации чужой культуры, то есть культурной апроприации, и напоминание о разнице привилегий представителей разных народов, которая сохраняется в современном мире.
Итак, мы оказались на площади Орфила, где вечером 4 января 2017 года 200 феминисток из района Sant Andreu провели митинг и демонстрацию против фемицида и патриархата. Они расклеили на стенах домов района 103 бумажные фигуры, на каждой из которых было написаны имя и возраст убитых в этом году в Испании женщин, лесбиянок, трансперсон, проституток. Когда начиналось расклеивание фигур, демонстрация останавливалась. Маленькая девочка тоже наклеивала фигуры. Это было трогательно и придавало особенный смысл происходившему — что этой девочке в жизни достанется меньше насилия, чем нам. Мероприятие продолжалась два часа. Все это время демонстрация кричала антипатриархальные лозунги и пела феминистские песни. В самом конце были зачитали имена погибших. Завершилось всё минутой крика. См. отдельную фотогалерею акции:
5 января 2017 года
С утра я поехала осматривать средневековый каталонский монастырь Санта-Мария-де-Педральбес. Petras Albas — белые скалы — от каменоломни, находившейся в этом районе. Монастырь находится в районе на горе, в 20 автобусных минутах от центра города. В одноименном районе живут самые богатые люди города, здесь же американское посольство, поэтому уровень комфорта, чистоты и безопасности зашкаливает. Особняки с бассейнами, сады и панорамы, широкие улицы и свежий воздух, пинии. Место хорошее, вот только чтобы жить там нужно, ограбить полмира. Застройку района домами знати определил, конечно же, статус монастыря.
В 1325-27 годах на месте разрушенной римской виллы королевой Элисендой был построен монастырь. Там поселилось 12 монахинь Ордена святой Клары. С тех самых пор и до 1983 года Орден владел монастырем. Первой абатиссой стала Sobirana d’Olzet, второй — племянница королевы Francesca Saportella. В монастыре жили вдовы из богатых семейств. Сама Элисенда после смерти мужа переселилась в дом рядом с монастырем. Ее похоронили в особой гробнице, которую можно видеть как со стороны двора (Элисенда изображена в королевской одежде), так и в церкви (королева в одежде вдовы). Королева завещала, чтобы монастырь был разрушен после ее смерти, но этого не случилось. До конца 15 века в монастыре было 40 рабов, что было обычным явлением для того времени.
Келью абатиссы, или капеллу Св.Михаила, расписывал Ферре Басса. Других работ этого художника не сохранилось. Обязательно посмотрите фильм о том, как велись реставрационные работы в келье. Ученые с компьютерами, микроскопами, шприцами, весами, маленькими утюжками, метелками и пылесосами сантиметр за сантиметром восстанавливают погибающие фрески. Они наклеивают крошечные ярлычки с пометками, пропитывают стены жидкостями и строительными смесями с помощью шприцев, возвращают краскам сияние. Настоящий историко-химический детектив.
В рамках выставки «Сокровища Педральбес» выставляется коллекция фламандского искусства, на которой я просто потеряла счет времени. Есть коллекция средневековой керамики с гербом монастыря, тончайшие вышивки, предметы средневекового быта, старинные документы.
Также в монастыре можно увидеть внутренний двор с апельсиновыми деревьями, сад (см. каталог монастырских лекарственных растений), фонтан, колодец, кухню, трапезую, кельи для дневного уединения, рождественскую диораму. Многие залы заняты под временные исторические или современные выставки. Около одного из окон установлена концептуальная скульптура — застывшие солнечные лучи.
Настоящим подарком было увидеть располагающуюся в Sala Capitular выставку «Dones silenciades. El llegat de Sor Eulària Anzizu (1868-1916)» — о монахине Евлалии Анзизу, о женщине эпохи каталонского Возрождения. Было сложно в это поверить, но я обнаружила то, что сейчас интересует меня больше всего — пример феминистского подхода к истории.
Но по порядку. В зале располагалась белая светящаяся спираль, и надо было идти внутрь по временной линии, изучая истории женщин. Спираль держалась на лестницах, на ступенях были написаны стихи. Я, конечно, сразу подумала про Катю Бахренькову и про Женскую историческую ночь и про то, что это очень красивая идея, которую мы тоже можем использовать для активизма.
Выставка была организована к столетию смерти Евлалии для того, чтобы призвать общество изменить отношение к женщинам-интеллектуалам прошлого — к людям, которые не заняли достойного общественного положения, не получили достаточной известности и были вычеркнуты из учебников истории из-за гендерной дискриминации во времена патриархального гнёта. Выставка утверждает важность женского наследия и вклада в развитие общества.
Mercè Anzizu i Vila была единственной дочерью богатых родителей. Её мать умерла вскоре после родов. Отец умер, когда девочке было десять лет. Мерсе воспитывалась бабушкой, дедушкой и дядей — знаменитым политиком, промышленником и меценатом Эусебио Гуэлем. В юности Мерсе была знакома со многими литераторами и художниками, много путешествовала. В Италии она почувствовала большой интерес к религии, и в 1888 году вернувшись домой (тогда ей шел 21 год) поступила в монастырь, взяв себе имя покровительницы города Барселоны. Через два года она начала реконструкцию монастыря.
Сестра Евлалия обладала критическим складом ума, была поэтом, архивистом, историком. Она систематизировала архив и создала первый музей монастыря. Её стихи — книга «Poesies» — были опубликованы только через три года после смерти. Вот почему создатели выставки говорят о женщинах, которые были вынуждены молчать, оставаться невидимками. Выставка началась 21 ноября 2016 и будет идти до 3 мая 2017 года. Брошюра выставки dossier premsa dones silenciades
Около монастыря я села на автобус до центра города. Веганские кафе были закрыты и я зашла в обыкновенное — Le Pain Quotidien. Кафе оказалось тесное, грязное и тёмное. Официанты были злые и несчастные. Я сидела около книжной полки. Самым печальным блюдом был холодный круассан из спельтовой муки без сахара и без начинки. Не люблю, когда кто-то пытается «оздоровить» выпечку подобным образом. Во-первых, я не верю в то, что спельта полезна. Во-вторых, когда кому-то приспичило оздоравливаться, надо отказываться от выпечки совсем. А если я принимаю решение разрушать своё здоровье, то надо это делать с максимальным размахом, разве нет? А тут ты и муки наелся, и удовольствия никакого.
Но: чиа-кокосовый пудинг, коронный десерт «Le Pain», в этот раз был замечательным, прямо как в Париже.
В результате я осталась голодной, купила пончик в Гопале, прошла через книжный магазин в Готическом квартале и провалилась под Королевскую площадь — на несколько тысячелетий, прямо в Древний Рим, в Museu d’Història de la Ciutat.
Многие музеи Барселоны сделаны с искренним желанием что-то рассказать людям. Исторический музей — лучший из лучших. Ты оказываешься в римском поселении, ходишь его улицам и на самом деле понимаешь, чувствуешь кожей, как протекала жизнь.
В итальянской столице всё поставлено на поток, туристы воспринимаются только как кошельки — в прошлое не нырнёшь. Но Рим никогда не исчезнет и не будет продан — так далеко протянулись его дороги, так прочно стоят на его фундаментах современные города. Нет-нет да и спрыгнет античный герой со своего мраморного постамента, схватит тебя за руку и поведет по своим улицам, по прозрачным потолкам времени.
Городская стена, богатый дом с фресками и мозаиками, а рядом общественные бани, прачечная, бассейны для окраски тканей, скорлупы винных погребов, рыбный цех. Эта цивилизация существовала только пока вела войны, пока уничтожала более слабые народы и наполняла свои сосуды кровью рабов. И точно такие же города множились без числа, расчерчивая по линейке новую культуру, используя старые могильные камни для постройки новых стен. Мог бы современный человек выжить в таком городе? Узнаем ли мы когда-нибудь это достоверно?
В этом же музее, но на поверхности земли, располагается еще один важнейший для всего человечества зал, Тинель. Здесь Колумб говорил с Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским:
В дворцовой церкви — средневековый алтарь 15 века и витражи-леденцы:
Я покинула музей, увидела, что движение автомашин перекрыто и люди начали занимать места — скоро должен был начаться главный детский праздник — шествие Королей-Магов. Маги приплыли еще утром, на св. Евлалии. Дети заранее написали письма, чтобы во время шествия передать свои списки подарков магам.
Мэр Барселоны, Ada Colau Ballano, передала Королям-Магам символические хлеб-соль и ключи от города. Колау — первая в истории города женщина-мер, а также первый мэр Барселоны, возглавивший гей-прайд, а также первый мэр, объявивший город феминистским и вег-френдли, первый мэр, который хочет, чтобы у бедных и беженцев тоже были права. Ада Колау ведет бой с коррупцией, а также с превращением Барселоны в парк развлечений для туристов. Она устанавливает рабочие контакты с другими мэрами-женщинами, пишет манифесты о том, каким должен быть современный город и создает новый этический кодекс для политиков. Но 5 января всё было ещё серьезнее — она должна была передать волхвам-магам ключи от всех дверей города, чтобы дети получили свои подарки.
Король-Маг Мельхиор (в прошлом заместитель мэра Jaume Collboni, открытый гей) выступил с речью. Он призвал горожан думать об окружающей среде, сортировать мусор, пользоваться общественным транспортом, помогать беженцам интегрироваться и «подарил» правительству города мешки, полные удачи. Интересно, добавит ли Ада Колау мешки с удачей в декларацию о доходах?
Отдельная статья про политику Ады Колау «Мой мэр — женщина«.
Шествие волхвов — это коллажный христианский праздник из обломков загробного шумерского культа и разнообразного культурного мусора. Каспар, Балтазар и Мельхиор неоднократно изменяли…. возраст, цвет, национальность. Они менялись в числе! Социальный статус волхвов, а стало быть, значимость христианства вообще, постепенно возрастал. В финале волхвы уселись на варварские троны и приобрели короны. Имена, манера, время появления, состав и ценность даров варьировались. Волхвы в каждой новой истории приезжали на разных животных и свита их отличалась непостоянством. Проблема заключалась в том, что в Евангелии число и имена волхвов не упоминались вообще, вся традиция была вымыслом от начала и до конца. Тем не менее, мощи волхвов, равно как и множество других ключевых христианских реликвий, были чудесным образом обнаружены Св.Еленой, которая вообще была мастером религиозной мистификации. Мощи хранятся в Кёльнском соборе. Мощи хранятся, а Волхвы живее всех живых.
В наше время дети в католических странах заказывают подарки именно у Королей-Магов, причём письменно. Во время шествия или в магазинах (где тоже высаживают королей) письма собираются. Путь волхвам следует освещать. В ночь Богоявления дети кладут около своих ботинок конфеты для магов и сено для верблюдов. Маги должны положить в выставленную обувь или дары, или уголь — в зависимости от поведения ребенка. Разумеется, уже начали выпускать «угольные» конфеты. Пишут, что у некоторых католиков есть традиция поедания младенцев волшебный мел для написания охраняющего дом заклинания из букв CMB, «Christus mausionem benedicat», что означает «Да благословит Христос этот дом». Многие считают CMB начальными буквами имен волхвов и пишут KBM. Мел потом хранится целый год. Я лично никаких надписей мелом на дверях в Барселоне не видела. К празднику выпекается семейные круглые калач с отверстием посредине, с цукатами (внешне похоже на пироги для марди гра). Ребенку подкладывают на тарелку кусок калача с бобом, приносящим удачу. Вот, вкратце, что такое праздник Волхвов-Магов. В любом случае, лучше, если Деда Мороза три и ты можешь выбрать наиболее похожего на тебя.
Из-за террористической угрозы во время шествия было запрещено движение грузовиков. Полиции было сравнительно (с Лондоном) немного, толпу не проверяли. Если верить прессе, на улицах было около полумиллиона горожан. День магов — лучший способ увидеть настоящих барселонцев. Вопреки множеству интернет-страшилок, это обычные люди, которые очень любят своих детей. Шествие началось в 18.30. Волхвы дошли до нашей улицы примерно через час. В это время за мной уже выстроилось много рядов зрителей. Были семьи, которые принесли лестницы, чтобы залезть на окна. На окна сажали и малышей. Кто-то залезал своими силами на высоту 2-3 метра. Я всё думала, как они планируют слезать. Оказалось, что не все планируют слезать. Когда толпа разошлась, многие так и остались на подоконниках, ожидая чудесного спасения.
Какие-то семьи принесли стулья, но большая часть людей первого ряда села на землю. Дети играли с пакетами, которые они приготовили для сбора конфет. В газетах писали, что в этом году запас конфет 6 тонн, в итоге расстреляли и раскидали 7 000 конфет.
Мне асболютно не понравилось начало шествия — когда обезумевших от боли лошадей заставляли выделывать фигуры и зрители радовались. Неужели люди совсем не обращают внимание на то, что происходит с животными на подобных праздниках? Как можно веселиться, когда лошадь задыхается, дрожит, стонет, закрывает глаза от ужаса, когда пена вытекает из лошадиного рта на землю. Странно, что местные веганы, зная о традиции, не делали протеста непосредственно во время шествия. Вместо того, чтобы проявить супер-современность и убрать колонну лошадей, организаторы запустили прямо за колонной супер-современные машины для уборки лошадиного дерьма, которого, конечно, было предостаточно. Убрать лошадей вообще было бы разумно еще и потому, что по плану дети должны были затем подбирать с земли конфеты. Но, видимо, для испанцев тут нет и гигиенической проблемы.
Однажды я видела шествие Волхвов-Магов на Гран-Канарии и оно значительно отличалось от Каталонского. В Лас-Пальмасе праздник напоминал рекламное безумие. Конечно, было весело, но с другой стороны, очень безвкусно. Также я видела Новогодний парад в Лондоне. Так вот Барселона стильная, а Лондон нет. В Барселоне весь парад, очевидно, планирует один коллектив художников.
Отличной находкой были белые светящиеся костюмы в виде огромных лошадей. Дети с удовольствием играли с ними и сам танец актеров-лошадей был завораживающим. Так что вот и альтернатива издевательству над животными.
Мельхиор ехал на платформе, изображающей фонтан и олицетворял арабский мир. Гаспар был азиатом. Бальтазар — черного цвета и колонна его была тоже черной — с танцами, барабанами, африканскими ритмами — лучшая колонна. У каждого волхва была своя почтовая служба. Дети передавали письмо в руки почтальонам или клали в сачки. Завершали парад танцующие конфеты и платформы, с которых стреляли серебряными бумажками и конфетами. Это было красиво. Заранее было объявлено, что конфеты без глютена. Если уж всё так брутально, то недалеко время, когда волховские конфеты будут веганскими. Дети, конечно, набрасывались на эти конфеты. В Барселоне машины шли далеко от толпы и собирать конфеты было не так опасно. Как только шествие завершилось, проехало стадо мусороуборочных машин и только некоторые особенно непослушные бумажки, разлетевшиеся по всему городу, напоминали о празднике.
Я немного погуляла по Готическому кварталу среди толп людей и поехала домой. Дома я посмотрела фэйсбук, благодаря группе Revolución Real Ya (фото ниже — с этой страницы), узнала, что 5 января барселонские анархисты всегда приходят на могилу барселонского анархиста-городского партизана, сторонника вооруженного сопротивления, Хосе Луис Фасериаса Josep Lluís Facerías, известного также как «Face» и «Petronio», убитого франкистской полицией 30 августа 1957 года. На месте убийства, в городе, теперь установлена мемориальная плита. Одна Барселона веселится, наслаждаясь достижениями своих граждан, другая напоминает, что каждое поколение отвечает за свою свободу. Как говорили антитюремные активисты, каждый встречает Новый год по-разному.
продолжение следует