Один человек прочитал «Город говорит«:
— В таком маленьком городе и столько протестов!
Некоторые цифры ниже с официальных сайтов, некоторые из википедии и могли устареть, но общей картины даже устаревшие цифры не меняют.
В 2012 году в Бергене насчитали 265 244 человек(569,7 чел./км²)
В родном городе Подольск в том же 2012 году было 207 000 (4957 чел./км²)
Сопоставимое ли это количество, как вы думаете?
Я буду сравнивать Берген с Подольском, хотя могла бы с тем же успехом сравнить с Хмельницким, где живет большинство родных, входя в число 262 078 жителей.
Площадь Бергена 465 км², площадь Подольска 40,39 км².
Берген второй по величине город Норвегии, Подольск — крупный город в Московской области.
В Бергене есть порт, университет (1946, 14 500 студентов — сравните: Подольские ВУЗЫ), нефтедобывающая промышленность, крупнейший рододендрарий, два маленьких ботсада, одна оранжерея, два подъемника на горы.
Бергенский госпиталь Хаукеланд это 11 000 сотрудников и 600 000 пациентов ежегодно (бюджет 7,8 миллиардов крон).
Страница Подольской городской клинической больницы сообщает, что там есть мр-томограф. На всякий случай вот всё здравоохранение Подольска.
Бергенский стадион «Бранн» вмещает 17 824 человек (Brann Stadion was built in 1919. The highest attendance was recorded in 1961 when a total of 24,800 people attended a Nowegian Cup semi-final between Brann and Frederikstad.). Стадион «Труд» в Подольске (1961, 2008) это 11962 человек (старый вмещал 22 500), ледовый дворец «Витязь (2000 год) — 5500 — 6800 человек.
Дальше я перечислю только интересные мне учреждения. В Бергене и в пригородах есть: историческая набережная, Музей искусств, Центр современного искусства, Музей декоративно-прикладного искусства Западной Норвегии, Музей Грига, Музей Лепры, Музеи при Университете (самый интересный Морской), Музей Ганзы, музеи под открытым небом Старый Берген и Хордамузиум (с традиционными опен-эйрами реконструкторов), Музей в крепости Бергенхус, Школьный музей, Музей Хольберга, Музей в Королевской резиденции, Технический музей, Музей трикотажа, Железнодорожный музей, Концертный зал Григхаллен (1500 человек), несколько музеев антифа-сопротивления, список музеев можно продолжать. Еще есть Национальный театр и детский научный центр Вилвите.
В Подольске есть домик Ленина (там в октябряцкие времена нам объясняли как важна подпольная пресса и показывали газету «Искра»), Музей антибольшевистского сопротивления, краеведческий музей и Подольский выставочный зал. Концертный зал «Октябрь» на 850 человек.
В Подольске (при общем отсутствии свободы слова в России) огромное количество телеканалов и много маленьких газет. В Бергене нет своего телеканала и есть две крупные популярные газеты. Мелкие газеты имеются даже у церквей и школ.
В Бергене проходят парад на день независимости, первомайский парад, феминистский фестиваль, гей-парад и неделя толерантности (против ксенофобии). Есть отделения всех норвежских партий, социальных организаций, международных организаций, религиозных объединений.
В России продвигают закон об ответственности за оправдание гомосексуальности, партий и выборов не существует, торжествует религиозное мракобесие.
В Бергене есть городское метро бибанен, автобусы и трамваи, превращающиеся в автобусы. При всем при этом есть ощущение, что живешь на природе. Зяблики, чибисы, куницы.
В Подольске есть троллейбусы, автобусы и маршрутки и никакой природы.
Бюджет Подольска на 2012 год 8 049 562 873 рублей (1,6 млрд крон или около 260 млн долларов). Бергенский бюджет (расходная часть бюджета) в 2012 году составил 16 млрд крон (2,8 млрд долларов), а в 2013 году планируется 17 млрд крон (3 млрд долларов). О расходной части говорят потому что коммуна тратит не всё, а часть денег откладывает в банки на стройку и прочие нужды. Те расходы которыми управляет Подольск несопоставимы с бергенскими, потому что нету местного самоуправления и город не влияет на свою судьбу. Деньги Берген зарабатывает самостоятельно, их платят — в виде налогов — люди. Государственные деньги приходят на большие строительные проекты типа бибанена.
Что касается интересных людей, то, переехав в Москву, я узнала, во времена, когда я жила в городе, там было как минимум два неформала. Пит Подольский и Тим О`Ги. В Бергене есть DIY-сцена, проводится огромное количество фестивалей искусств, для молодежных объединений выделено множество зданий, есть экомагазины и мощный эзотерический фронт, который тоже проводит свои мероприятия. Берген борется за звание фэйртрейд-города. Количества самоорганизованных объединений, думаю, просто не поддается учету. От грибников, крошечных обществ цветоводов, любителей птиц, походов, экстремальных туристов, хоров, оркестров, реконструкторов всего, благотворителей всех видов тут нету прохода. Про большинство интересных мне бергенцев я написала в книге. С тех пор я познакомилась еще с огромным количеством социально активного народа. Это своего рода гетто, маленькое сообщество правозащитников на несколько тысяч человек. Но в любой области — будь то музыка, граффити, спорт и так далее — здесь целые полки исключительных, чем-то особенных, упертых в любимое дело граждан. И это всё как правило в свободное от работы время.
Идеологически (в смысле прогрессивных идей) Берген это провинция. Если центрами считать Лондон, Беркли, Цюрих. Подольск…
Так получилось, что я писала текст про старое срубленное дерево в центре города и читала разные статьи — что случилось в городе за время жизни каштана, за 200 лет. Оказалось, случилось почти всё, от гимна Норвегии до бибанена.
Можно, конечно, думать, что Берген маленький город и в нем удивительно много протестов.
Но протест это вершина общественной организации.