C 3 марта по 28 мая 2017 года в Барселоне, в Museu d’Història de Catalunya проходила выставка Dones: ficcions i realitats.
В Барселоне с женской историей всё очень хорошо. Первая европейская женская библиотека Biblioteca de la Dona была основана именно в Барселоне, в 1909 году, при частном образовательном учреждении Francesca Bonnemaison de Verdaguer, позволяющем женщинам получить высшее образование, интегрироваться в общество вне дома. Бесценная коллекция библиотеки и института во время гражданской войны сохранялась в городском архиве, а в 2003 году в сердце квартала Борн, на одной из самых радикальных улиц города и недалеко от места, где располагалась первая библиотека (carrer de Sant Pere més Baix) — по адресу Sant Pere més Baix 7 — был открыт современный Centro de Cultura de Mujeres Francesca Bonnemaison (фб, отдельная фотоэкскурсия с Бергенским зайцем).
Кроме таких глобальных проектов, поддерживаемых властями, существует просто огромное количество самоорганизованных районных женских центров, групп, клубов, множество гендерных библиотек —
Это не считая других государственных музеев, а также частных архивов, анархобиблиотек, магазинов и дистро, которые, конечно, тоже хранят свою часть истории.
Таким образом, для каталонок выставка о женской борьбе, рабской социализации, овеществлении — не откровение, а капля в море живой истории, плещущемся вокруг и во всём мире. Для нас, русскоговорящих, только очнувшихся от советского миража, почти излечившихся от комми-патриотического бреда, начинающих потихоньку изучать и осмысливать масштаб всемирного женского освободительного движения, выставка Dones: ficcions i realitats выглядит действительно грандиозно — практически, как самостоятельный музей.
Всё то, чему не принято придавать особенного значения — стикеры, самиздат, плакаты, транспаранты, фотохроники протестов, история борьбы и развития идеи — в общем, то, интересует меня больше всего, представлено на выставке достойно и фундаментально.
Я только приехала в Барселону и, конечно, не успела выучить язык. Поэтому не относитесь серьезно к моему переводу — это попытка понять увиденное. Уточняйте перевод у знатоков языка, если захотите использовать где-то картинки. И, конечно, если вы видите ошибку или хотите что-то перевести, пишите lubava@hippy.ru. Пока же знатоки каталонского-испанского-баскского языка не пришли нам на помощь, попробуем понять то, что хотели сказать создатели выставки.
Справа — стикер движения за свободный и бесплатный аборт. В Испании антиабортное движение еще очень сильно, попытки запретить искусственное прерывание беременности или ужесточить современные порабощающие женщин законы предпринимаются непрерывно. Испанки до сих пор должны держать линию фронта, защищаясь от религиозных патриархальных мракобесов. Аборт — это проблема для половины планеты.
«Против насилия в мирное время и на войне», «8 марта — интернациональный день работниц», реклама книжного магазина, специализирующегося на женской литературе Proleg (Sant Pere Més Alt, 46). * Здесь и дальше: ввиду большого количества материала я не буду подробно рассказывать про каждый коллектив, но призываю читательниц не лениться, самостоятельно гуглить, ходить по ссылкам, переводить с помощью гугл-переводчика, составлять собственное мнение о каждой организации и группе, упомянутой в тексте, связываться через интернет и электронную почту с каталонскими активистками, ездить в гости, делать совместные проекты. Задачу этого обзора я вижу только в том, чтобы обозначить направление поиска.
Баскский фем-плакат.
Сверху: «Твой дом это твоя клетка». Большой плакат на каталанском: «Любовь слепа…(непереводимая содержательная часть)»
«Dones en Lluita за социализацию домохозяек.» Современный анархо-фемколлектив «Dones en Lluita из валенсийского города Castelló de la Plana, 2012, назван в честь одноименных анархистстких организаций, действовавших против диктатуры и патриархата в прошлые годы. Dones en Lluita это каталанский перевод Mujeres Libres, Свободные женщины. Есть довольно много материалов о первых Мухерес Либрес на русском языке.
Стикер феминисткого коллектива Gatamaula, ведущего борьбу с гетеропатриархальным капитализмом. Активисток Gatamaula я фотографировала во время демонстрации 8 марта 2017.
Плакат «Право на аборт — право на здоровье» призывал людей на встречу с врачом A.Villatoro в Hospital de la Santa Creu i Sant Pau. Плакат демонстрирует, почему так важно указывать на активистских артефактах полную дату, место, город, контактную информацию. На самом деле, мало кто воспринимает свою борьбу как часть исторического процесса и задумывается о том, как в будущем будут храниться, анализироваться, использоваться созданные ими листовки, журналы, плакаты, статьи, изображения. Такая безответственная позиция значительно облегчает существование, но наводит на мысли, так ли уж важен для ее сторонниц важен конечный, исторический результат работы и действительно ли они осознают, чем занимаются.
Без хроники и преемственности освободительное движение обречено на вечное изобретение велосипеда. Рассматривая борьбу как частное и анонимное предприятие, а еще хуже — монополизируя, камуфлируя знания о работе малых групп, искажая идеи из-за предубеждений и невежества (читай — выстраивая иерархию) человек продвигает патриархальные ценности и методы.
Плакат одного из мероприятий масштабной антиабортной кампании февраля-марта 2008 года Campanya pel dret a l’avortament, «Держите ваши чётки подальше от наших яичников». Внизу — ссылка на глобальный координатор местных протестов Revolta Global (сайт).
Плакат Socors Català от 28 апреля 1978 года «Свободу каталанским патриоткам Inmaculada Gracia Monge и Rosaura Martinez Guerrero, которые 44 дня голодают (…) Мы не умираем». Организация Socors Català была основана в 1977 году после арестов Carles Sastre, Àlvar Valls, Josep-Lluís Pérez i Montserrat Tarragó, обвиненных в убийстве промышленника Josep Maria Bultó 9 мая 1977. В 1981 году организация распалась. В сети есть 1 2.
26 мая неведомого года феминисток призывают собраться на Площади Университет для участия в манифестации за право на аборт.
Плакат Coordinadora Estatal de Organizaciones Feministas (см. 1 2) говорит о том, что развод не должен дискриминировать женщин. Разводы в Испании разрешены с 1981 года. Если вас интересует хронология достижений местного феминистского движения, посмотрите статью про Гендерное равенство в Испании, которую я написала по мотивам путешествия в Мадрид в 2016 году (хронология в самом конце текста).
«Амнистия для женщин. Нет полной всеобщей амнистии без амнистии для женщин.» Антирелигиозный плакат движения в защиту абортов.
Транспарант движения за аборты.
Стенды с фотохроникой протестов показывают зарождение феминизма в 70-е годы, деконструкцию патриархальных ролей, создание символического и политического пространства для женщин.
Обратите внимание на типичный жест местных феминисток, который используется на массовых мероприятиях до сих пор.
На фотографиях представлены районные объединения женщин. Ниже — Амнистии для женщин требует район Carmelo.
Написано о том, как коллективы создавали пространство для видимости феминисток — как был открыт первый книжный магазин для женщин в 1977 году Llibreria de les Dones (Barcelona, calle Lladó nº 10).
Обратите внимание на любопытную статью, которую в 2000 году по материалам женской конференции написали Lola Robles и Marisa Mediavilla из Женской библиотеки Мадрида: Las Librerías de Mujeres en España (pdf) — это хроника появления женских книжных, которые становились хранилищами истории женского движения, женскими пространствами и центрами борьбы. Жаль, что мне не удалось найти перевода этой ценной статьи на русский, но может быть, теперь кто-то захочет перевести её?
Слева — обложка журнала Vindicación Feminista, 1976 год, журнала Dones de lluita, 1977, плакат ярмарки феминистской литературы в 1990 году в Барселоне.
Памфлет «Красная шапочка съедает волка» от Grup de dones joves. Стикер одного из координаторов каталонского феминизма Са la Dona. Эта организация была основана в 1987 году, до сих пор она объединяет различные актуальные группы, ведет активную работу в социальных сетях и хранит архив движения.
На фото выше — открытие первого книжного женского магазина.
Женщины в испанских медиа.
Женщины приходят в политику.
Документ, выработанный на Jornades Catalanes de la Dona, первой каталонской конференции по женскому вопросу, проходившей с 27 по 30 мая 1976 года в актовом зале Университета Барселоны. Эта конференция стала переломной точкой в развитии феминистского движения, переходом к открытому и активному участию женщин в политическом процессе после многих лет диктатуры. Целью конференции было обсуждение и анализ ситуации с правами женщин, формирование повестки для начала серьезной политической борьбы. 500 участниц находилось в аудитории одномоментно и в общей сложности — более 4000 участниц присутствовало на четырех днях конференции. Участницы начали формировать группы роста самосознания, группы соседок, профсоюзные группы студентов, учителей, юристов, медиков, художников, писателей, журналистов. В конференции участвовало много молодых домохозяек.
В 2016 году в Барселоне с января по июль при поддержке властей, а именно Comissariat de Programes de Memòria de l’Ajuntament de Barcelona, в 10 районах города отмечали сорокалетие Jornades Catalanes de la Dona. Проходили выставки, круглые столы, кинопоказы, события в общественных, культурных, районных центрах.
Студенческое объединение 1966.
Документирование хроники женского активизма.
Телефон доверия для женщин, подвергающихся насилию. Стикер антиабортного движения, стикер Движения против нетолерантности, все против насилия.
Maria Aurèlia Capmany — та самая испанская феминистка, писательница, политик, антифранкистка, в честь которой назван поезд в барселонском метро .
Обернемся. Мы с вами закончили изучать материалы с правой стены первого зала выставки. Сверху лесби-транпарант.
Транспаранты движения против мачистского насилия и за самозащиту. 25 ноября — про этот день много написано, гуглите, если пока не выходите протестовать 25-го.
Теперь рассмотрим стену с плакатами. Здесь стикеры различных медиа.
Справа сверху — плакат к 8 марта, на котором каждый оттенок подписан словом «фиолетовый» на разных языках. И на русском тоже есть.
Убедительный плакат ниже — с беззащитной девочкой в руках огромной патриархальной свиньи — призывает жензин бороться против агрессии.
Фотография на углу — не просто атмосферное черно-белое фото, а La Sal, первое феминисткое издательство в Каталонии, основанное в 1978 году, в районе Раваль. Благодаря La Sal началось восстановление женской исторической памяти в Каталонии.
Дальше мы подходим к стене, на которой показывалось, как патриархальная порнокультура с помощью кино и рекламы формировала женскую рабскую социализацию и приводила к полной утрате идентичности каждой отдельной женщины.
Во времена Франко женская жизнь документировалась плохо. Женщины участвовали в движении сопротивления, подвергались репрессиям, оказывались в изгнании, в тюрьме, были казнены. Женское инакомыслие было вне закона, следовало жить в узких рамках патриархально-религиозной морали. Франкистская мораль контролировала тела и сексуальность женщин.
Идеализированные образы женщин Голливуда, концепция романтической любви, связанной с моногамным гетеросексуальным браком, пассивной ролью женщины в отношениях, привели к тому, что зрительницы и всё общество в целом получили «сентиментальное образование». Концепция романтической любви лежит в основе многих абьюзивных отношений. В течение многих лет кино-эпизоды с проявлениями мужской ревности и нападениями на женщин считались демонстрацией любовной страсти и оправдывались.
Картинки в стиле пин-ап низводили женщину до уровня порно-объекта, «красивого» тела, вещи.
Звёзды порнокультуры. Слово порнокультура на выставке не используется, а зря.
Стена, посвященная «счастливым концам» различных фильмов. Кино навязывало (и продолжает навязывать) зрителям, что счастливый конец это или поцелуй, или свадьба.
Еще одна стена выставки посвящена приобретению женщинами новых профессий:
Женщины-сенаторы, мэры и депутаты:
Напоминаю, что в настоящее время мэром Барселоны является женщина Ада Колау. И это первая алькадесса Барселоны. См. «Мой мэр — женщина«.
Женская рабочая борьба и солидарность.
Современные фильмы о женщинах «нетрадиционных» профессий.
В небольшом зале транслировались документальные фильмы, которые можно было смотреть, но они были еще более непонятны, чем всё остальное:)))
Полторы стены выставки были заняты рекламой потребительских товаров, в которой женщина использовалась как эротический объект, а тело женщины выглядело максимально неестественно. Современная реклама не менее отвратительна. Обратите внимание, что женщины рекламируют только те вещи, к которым они являются «бесплатным и бесполезным приложением», в основном — бытовую технику и химию.
Свадебные сказки.
Не знаю, как долго будет работать эта ссылка на страницу, посвященную женскому музею.
В книжном магазине при музее — целый стеллаж с фем-литературой. И, конечно, именно в этом магазине при музее в январе я обнаружила серию книжек Марии Санчес Вегары, о которой писала в статье Фиолетовая история.
Екатеринбуржский правозащитник Vyacheslav Bashkov во время своей поездки в Барселону сделал фотографии в книжном магазине: