Продолжение. Начало здесь.
Католическая церковь не приветствовала создание библий на национальных языках. Поэтому типографы изготавливали сборники гравюр, которые были понятны неграмотным читателям. В 1649 году была издана серия гравюр Петруса Мариетте, известная как Библия Рафаэля (по серии ватиканских фресок).
Медный змей Моисея, 17 век:
Лестница Иакова (Тинторетто, 1720):
Интересно, что граверы исполняли заказы и католиков, и реформаторов одновременно. Они часто работали анонимно, чтобы не потерять своих заказчиков и свою жизнь. На выставке были представлены десятки гравюр из библий и других книг.
Сотворение Адама (офорт 1674):
Сотворение Евы:
Жертвоприношение Исаака:
Авраам и Исаак, офорт Рембрандта:
Семья Лота покидает Содом:
Лот с дочерьми:
Вавилонская башня (1728):
Поклонение золотому тельцу:
Моисей:
Воздвижение Скинии:
Легенда о Самсоне:
Легенда о царе Соломоне, соломонов суд:
Благая весть:
Встреча Марии и Елизаветы:
Поклонение младенцу:
Введение во храм:
Мария с младенцем, Рембрандт:
Различные события из жизни Иисуса:
Святые, которые больше не интересовали протестантов, стали особенно важны для католиков. Расцвели новые культы.
Святой Варфоломей Дюрера, 1523 г:
Покровителями Барселоны стали многие святые. Их изображали всюду — например, на акциях королевской коммерческой кампании (1750):
Св. Филит:
В то время, как протестанты упоминали только некоторых святых, католики изобретали новых. Статус городов начал зависеть от количества и качества небесных покровителей и коллекций мощей. Евлалия, Мадрона, Раймунд де Пеньяфорт, Север, Пасиа и Олегуэ «охраняли» Барселону.
Св.Педро и король Хайме II. Раймунд де Пеньяфорт.
Жизнеописание Богородицы Аллонсо де Виллегаса, Барселона, 1586
Гимн для празднования дня непорочного зачатия.
Культ Девы Марии продолжал усиливаться в Католическом мире. Концепция непорочного зачатия была распространена и на саму Марию.
В Монсеррате возник культ чёрной девы:
Мария, Доменик и Клара:
Дева скорби, барселонская ксилография 1800 года:
Концепция непорочного зачатия:
Распятие:
Письмо на пергаменте, украшенное религиозными изображениями:
Первый камень в основании церкви де ла Мерсе (1765):
Церкви Барселоны в 17 веке:
Новая религиозная топография. Число религиозных учреждений возросло на 70%: с 23 (XV век) до 46 (XVIII век). Располагались они преимущественно в районе Раваль.
Барселонский проповедник Феликс:
Обучение молодых людей было взято церковью под особый контроль. Учителя должны были использовать правильные книги и получать лицензии. И по сей день в Барселоне множество общеобразовательных детских школ, находящихся в руках католиков.
В барселонском архиве хранятся четыре больших религиозных плаката, которые использовались католическими теологами для наглядности — о грехах и смерти, для того, чтобы вся жизнь человека была окрашена ужасом грядущего наказания. Это совершенно завораживающие произведения искусства и вы можете их рассмотреть в деталях в архиве или даже распечатать 1 2 3 4
Novissimo Quarto de la Gloria con Todos los Goces, Y Gozos:
Фрагменты:
Novissimo Tercero, del Infierno con las Penas del Sentido Y del Daño:
Фрагменты:
Novissimo Primero, de la Muerte, Y Sus Caminos:
«Искусство умирать» (1605) было не лишним в католическом мире, отрицавшем минимальную гигиену. Эпидемии пошли на спад только после того, как в городах начали строить нормальные водопроводы, канализации и люди начали убирать мусор и мыться.
Религиозные процессии:
Исторические обстоятельства привели к тому, что иезуитов изгнали из Барселоны, о чем нам и рассказывает это изображение, созданное в 1767 году:
Здание, в котором находилась инквизиция, подверглось разграблению и разрушению:
Барселона стала городом науки. Вот учебник математики и книга о морской торговле, в которых Барселона представлена аллегорически:
Декрет о упразднении инквизиции:
В 18 веке инквизиция продолжала преследовать евреев крещеных евреев и протестантов, но обвинения выглядели уже иначе и последствия были уже другими. Не имея прежних возможностей, инквизиция составляла списки запрещенных книг.
Список книг, запрещенных конвентом св.Екатерины (1744)
Здесь написано, что связи городов определялись отношением к религии и что в 19 веке Барселона сделала первые шаги к отделению религии от светской жизни.
Каталог выставки на каталанском языке, однако его можно прекрасно перевести гугл-переводчиком. Здесь вы можете рассмотреть статистику инквизиции, религиозную топографию. В самом конце приведено расписание мероприятий, которые проводятся в городе в связи с 500-летием реформации.