Последний день фестиваля приходился на воскресенье, множество музеев объявили свободный вход. Поэтому программа у меня была музейная и преимущественно трагическая. Началось всё довольно мирно — в Palau Robert я посмотрела выставки, посвященную экодизайну (премия Premi Catalunya d’Ecodisseny 2015) и Сальвадору Дали.
Среди дизайнерских разработок наибольшее впечатление производили DIY-инвалидные коляски из доступных материалов, разработанные для Руанды.
Kigali Chair Project появился в барселонской мастерской в 2012 году для того, чтобы помочь Руанде. После геноцида 1994 года где более 3% населения страны нуждаются в инвалидных колясках. Параллельно группа проводила семинары, как отремонтировать самодельные коляски. Осваивая DIY-технологии, люди перестают зависеть от поставок дорогих зарубежных инвалидных кресел, которые никто не умеет чинить. Годовая зарплата руандийца около 100 евро, цена инвалидного кресла может достигать 618 евро. 85% материалов для проекта — это вещи, которые использовались раньше, а остальное — дерево. Лесная промышленность в Руанде развита хорошо. Проект связывался с университетами и дизайнерами Руанды, проводил мастер-классы, а потом заглох, не найдя экономической поддержки. #Reusar #Reutilizar #Reciclar
Выставка фотографий Дали была такой же неприятной и скучной, как и он сам. Художника окружали члены королевской семьи, политики, звёзды, фотомодели. И на фото были особенно ярко видны патриархальные и диктаторские черты его личности.
Следующий пункт моего плана находился на кладбище Монтжуик. Путешествие в Музей Катафалков было похоже на поездку в загробный мир. Добраться туда было несложно — автобус подъезжает к самым дверям. Найти же обратную дорогу было значительно сложнее. Огромная выставка карет и автофургонов, костюмов гробовщиков, фотографий погребальных церемоний и кладбищ, историй о эпидемиях, о том, как в прежние времена были взаимосвязаны способы организации похорон и социальный статус людей. Показаны роскошные кареты, украшенные символическими изображениями, и «пауки», которые тащили на кладбища бедняков. Несколько стендов посвящены судьбе сирот и вдов, занимавшихся благотворительностью. Посетив этот музей, я написала текст «Искусство умирать», который будет опубликован позже.
Я вернулась в город и зашла в Морской музей. Мне нужно было осмотреть галеру и пару выставок.
Средиземноморские музыкальные инструменты и корабли занимали пространство временной выставки:
Единой природе музыкального инструмента и корабля будет посвящен отдельный текст. Но уже сейчас вы можете посмотреть фотогалерею о выставке «На берегу моря».
Часть зала Морского музея была отгорожена для выставки о Титанике. Главным экспонатом была крупнейшая на сегодняшний день модель корабля — 1:30. Также привезли коллекцию подлинных предметов. Модель, сконструированная в Castelló d’Empúries (Granada) включала в себя береговую инфраструктуру, была 12 метров в длину, 4,5 метра в ширину и 3,9 метров в высоту.
Недалеко от основного здания музея была пришвартована Св.Евлалия и, наконец, совпали моё желание осмотреть этот корабль, его желание запускать экскурсантов и бесплатный день.
В центре города танцевали сардану.
Потом было последнее детское шествие с куклами-гигантами.
А затем на здание мэрии проецировали концептуальный фильм. Около мэрии я встретилась с семьёй и мы поехали на площадь Испании, где должен был состояться финальный фейерверк Ла Мерсе. На площади были миллионы людей, но можно было пройти почти до самого фонтана.
Фейерверк был посвящен нескольким темам — памяти погибших на Рамбла, юбилею Олимпиады и 40-летию первой ЛГБТ-демонстрации в Барселоне
Сначала на здании Национального музея искусств появились мемориальные ленты, была минута молчания, люди зажгли огромное количество бенгальских огней.
25 лет после Олимпиады в Барселоне:
Фонтаны тоже были частью представления. Кроме того, установили огненные газовые фонтаны. Они видны на фото ниже:
Использовались лазеры:
Музыкальный фейерверк продолжался больше получаса. И, конечно, он отличался исключительной красотой. Ни в Париже, ни в Лондоне, ни в Москве я не видела ничего подобного. Очень много совершенно новых ракет. Все снимали видео на телефоны, поднимая их повыше, и это очень мешало смотреть шоу. Странно, что люди были не в курсе присутствия официальных медиа.
Ближе к концу загорелось дерево около музея.
Если вы смогли прочитать весь мой рассказ о Барселоне, то для вас эти фотографии фейерверка.